Вопрос-Ответ

Есть ли у человека выбор?

Вопрос: Многие богословы говорят, что у человека есть выбор между верой и неверием, добром и злом. Но никто не говорит о приведенных ниже хадисах. Не оспаривают их и не говорят, насколько они достоверны. Так есть ли выбор у человека?

«Муса спросил его [Адама]: „Ты ли Адам, которого Аллах создал Своей рукой, а ты затем своим грехом опустил людей на землю?“ Адам спросил: „За сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?“ Муса ответил: „За сорок лет“. Адам спросил: „А нашел ли ты, что там написано: „Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение“ (Коран, 20:121)?“ Муса ответил: „Да“. Тогда Адам сказал: „Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?“» (имам аль-Бухари привел этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407).

«Создав Адама в свое время, Аллах ударил его по правому плечу и извлек оттуда его белых потомков, подобных жемчугу. [Потом] Он ударил его по левому плечу и извлек оттуда его черных потомков, подобных углю, после чего сказал тем, кто находился справа от [Адама]: „[Вы войдете] в рай, и Я не буду обращать внимание [на то, что вы совершали]“. Тем же, кто был в левом плече [Адама], Он сказал: „[Вы войдете] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, сколько вас будет]“» (Ахмад, т. 6, с. 441; Баззар, № 2144).

Также в Коране есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха.

Ответ:  Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Этот вопрос касается веры в предопределение. Мусульманин должен верить в предопределение добра и зла — это одна из основ веры, как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в известном хадисе.

Вопрос связи предопределения Аллаха и свободы выбора человека не занимал сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Передается лишь, что они спросили о смысле дел, если уже предопределено, кто будет в раю, кто в аду. На это посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:

«Совершайте дела, ведь каждому облегчено то, для чего он создан» (Муслим).

Следует отметить, что тексты, связанные с вопросом предопределения, следует приводить вместе: они толкуют и дополняют друг друга.

Тексты Корана и Сунны, которые утверждают свободу выбора в делах, вере или неверии, приводятся с текстами Корана и Сунны, утверждающими, что все происходит по воле и предопределению Аллаха:

«Скажи: „Истина — от вашего Господа. Кто пожелает, пусть верует, а кто не пожелает, пусть не верует“» (Коран, 18: 29);

 

«Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах» (Коран, 76:30).

Раздельное рассмотрение приводит к заблуждениям или кадаритов, которые отдали человеку абсолютно полную свободу, или джабаритов, лишивших человека какой-либо свободы и выбора. Ахлю сунна занимает среднюю позицию в этом вопросе.

Если собрать все тексты Корана и Сунны, мы найдем, что в одних утверждается предопределение, в других — свобода выбора. Противоречить друг другу слова Аллаха не могут, поэтому следует их объединить. Имамы разбирали эти священные слова и сказали, что мусульманин должен верить, что Аллах знает все еще до сотворения. Но от человека сокрыто предопределение, и Господь сам выбирает дела людей рая или дела людей ада.

Мусульманин верит, что Аллах никого не накажет без греха, и воздаяние каждому будет по справедливости:

«Сегодня каждая душа получит только то, что она приобрела, и не будет сегодня несправедливости» (Коран, 40:17).

И никто из обитателей Ада не будет оправдываться предопределением, потому что, в данном случае предопределение Аллаха не означает принуждение к этим делам, но означает всезнание Аллаха, Его волю и власть над сотворенным миром. Аллах знает, кто в раю, а кто в аду, и никто не выбрал этот путь без дозволения на то Всевышнего. Дозволение Всевышнего заключается в том, что он даровал людям свободу выбора и если бы Он пожелал, то сделал бы всех верующими (принудительно):

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле» (Коран, 71:99);

«Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены» (Коран, 3:83).

Эти тексты следует связывать между собой, чтобы прийти к умеренному пониманию веры в предопределение. Также, например, слово «наставление» и его производные в Коране не используются в одном смысле:

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (Коран, 28:56);

«Воистину, ты наставляешь на прямой путь» (Коран, 42:52).

Слово «наставление» в этих двух аятах используется в разных смыслах. В первом идет речь о том, что Всевышний наставляет к вере, открывая для этого сердце человека, а пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не может этого сделать. Но это не принуждение к вере без мудрости и причины: Аллах выбирает, кого наставлять, кого вводить в заблуждение — и все это по заслугам человека. Это понятно из следующего аята:

«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует» (Коран, 6:125).

Во втором аяте идет речь о том, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) доносит до людей истину ясными словами, показывает им истинный путь своим примером, приводит убедительные доказательства, совершает чудеса и открывает знамения — все это и есть наставление пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Таким образом, мы понимаем, что Всевышний открывает сердце к вере, или закрывает сердце, по Его мудрости и знанию. Он знает, кто заслуживает наставления, а кто, по делам его, стремится к неверию — последнего Он вводит в заблуждение.

«А тех, которые проявляли усердие ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» (Коран, 29:69).

Сподвижники собрали воедино в одном понимании тексты о свободе и предопределении, в которых ясно говорится, что у наставления и заблуждения есть причины, как и все, что происходит в жизни человека, имеет причину и мудрость. Мусульманин верит в предопределение Аллаха, принимая меры для раскрытия этого предопределения. Когда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о лекарствах — могут ли они противодействовать предопределению — он ответил:

«Они (лекарства) — тоже из предопределения» (Ахмад, Ибн Маджа, Ат Тирмизи).

Также посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Убегай от прокаженного так же, как убегаешь ото льва» (Аль-Бухари).

Омар бин Хаттаб объехал селение, в котором была эпидемия. И когда ему сказали: «Убегаешь ли ты от предопределения?», он ответил: «Убегаю от предопределения к другому предопределению». В свете этого понимания мы толкуем и хадисы, приведенные в вопросе нашего брата.

Всевышний Аллах знает лучше.

«Ислам для всех!»

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх