Вопрос-Ответ

Можно ли женщине совершать итикяф?

Вопрос: В этот Рамадан хотела несколько дней провести в итикяфе, но мне сказали, что девушке нельзя совершать итикяф и нежелательно оставаться в мечети. Так ли это? Ответьте, пожалуйста, срочно, пока не прошёл Рамадан. С уважением, А. из Перми.

Ответ: Всё, что несёт благо и возможность повышения духовного уровня, разрешено и мужчинам, и женщинам. Итикяф ― это уединение в мечети с целью богослужения, размышлений о Всевышнем, о жизни и душе. Итикяф ― время перезагрузки интересов и ценностей, анализ накопленного багажа знаний, проблем и открытий, время молитв о прощении. Итикяф в последние десять дней Рамадана ― особый сезон сбора духовного урожая.

Итикяф ― зачастую необходимость для человека, ведь мы испытываем потребность остаться с собой один на один для освежения отношений со Всевышним точно так же, как и найти своё место в социуме.

Уединяться в мечети или у себя дома хотят и женщины. Кто-то стремится освободиться от груза быта, который мешает сосредоточиться на молитве, кто-то желает приблизиться ко Всевышнему, кому-то необходимо укрепиться в знаниях, а для кого-то это единственное время, когда можно посвятить себя изучению Корана и тафаккуру.

В каком формате и при каких условиях женщина может совершить итикяф?

Не секрет, что для мусульманок существуют ограничения в некоторых богослужениях. Это связано с психологическими особенностями женщины, важной ролью в семье, правами и обязанностями супругов.

Рассмотрим мнения авторитетных учёных относительно итикяфа для женщин.

Все исламские алимы, кроме Абу Ханифы, едины в том, что итикяф женщины дома не засчитывается. По ханафи, дозволен итикяф женщины в молельной комнате. В остальных трёх мазхабах уединение женщины дома с целью богослужения не засчитывается. Согласно ханафи, итикяф мусульманки в мечети нежелателен (карахату ат-танзих). Но при соблюдении некоторых условий ситуация меняется.

Если женщина замужем, то требуется разрешение супруга на итикяф. Без этого, даже если богослужение засчитывается, женщина совершает грех из-за нарушения прав мужа. При этом супруг, давший разрешение на итикяф, не имеет права его отменить. Если муж разрешит итикяф, он должен знать о нежелательности вступать с женой в половую близость во время уединения.

По мнению маликитов, ко всему изложенному выше существуют некоторые уточнения. Например, муж не имеет права запрещать жене находиться в обязательном итикяфе после того, как он дал ей разрешение. Если женщина дала обет на итикяф, не указав конкретное время, то в этом случае муж имеет право запретить богослужение, даже если она уже приступила к его выполнению.

Муж вправе запретить жене находиться в итикяфе, если она дала обет, не имея на то его разрешения. При этом не важно, указала она конкретное время или нет.

Если супруг дал разрешение на желательный итикяф и женщина уже приступила к совершению богослужения, он не должен вступать с ней в половую близость. Если жена ещё не приступила к итикяфу, в этом случае муж может прервать уединение.

По мнению шафиитов, женщине дозволено идти в мечеть для итикяфа. Но для этого обязательно нужно получить разрешение мужа, поскольку он имеет право на близость. В этом случае у супруга есть привилегии: он имеет право прервать желательный итикяф жены, даже с учётом того, что она получила его разрешение. Нежелательно девушке с красивой внешностью идти в мечеть на итикяф.

Ханбалиты же считают дозволенным девушке с красивой внешностью совершать итикяф. При этом она должна совершать богослужение в том месте, где мужчины не читают намаз. Желательно укрыться от их взора, как это делали во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айша, Хафса, Зайнаб (радыяллаху анхума). Известно, что они совершали итикяф в палатке.

Итак, итикяф для женщин не запрещён. Место его проведения, который будет засчитан, по мнению трёх имамов Малика, Xанбаля, Шафии ― мечеть. Для ханафитов ― в мечети нежелательно, лучше мусульманкам совершать итикяф в молельной комнате в доме или в комнате, где она обычно выполняет намаз. Но если женщина пожелает совершать итикяф в мечети, это тоже дозволено. Разрешение на совершение итикяфа незамужней девушке должен дать махрам (отец, брат) при соблюдении условия, что во время религиозного уединения женщины находятся в отдельном помещении и мужчины их не видят.

Ислам и семья

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх