Вопрос-Ответ

Никаб – это бида или ваджиб?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Никаб – это порицаемое нововведение (бид’а), которое не упоминается в Коране и не существовало во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), утверждается в книге, изданной министерством вакуфов Египта: «Это негативная народная традиция, способствующая радикализации в обществе и не имеющая оснований в Шариате», — пишут авторы книги «Никаб есть традиция, а не элемент поклонения».

Это ошибочное мнение, не опирающееся ни на что из Корана, Сунны или слов саляфов. Это опровергали многие ученые, и шейх аль-Альбани в своей известной книге: «Джульбаб маратиль-муслима» тоже опровергал это мнение и приводил хадисы, указывающие на то, что такое явление, как никъаб и ношение перчаток, было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), и сказал, что заявившие о том, что никъаб — это излишество и нововведение находятся в противоположной крайности тех, кто утверждает, что его не носить харам!

Достаточно одного хадиса, чтобы опровергнуть это мнение. Ибн Умар передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть женщина не надевает никъаб будучи в ихраме (во время Хаджа) и перчатки». аль-Бухари 4/42.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «В этом доказательство того, что ношение никъаба и перчаток было известны среди женщин не во время ихрама, которые покрывали ими лицо и кисти рук!» См. «Тафсир сура ан-Нур» 56.

Асма бинт Язид рассказывала: «Мы скрывали наши лица от мужчин!» аль-Хаким 1/343. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.

Подобных доводов очень много.

Нет сомнения в дозволенности и правомочности прикрытия как лица, так и кистей рук, и это заявление можно даже не принимать в расчет.

Однако известным разногласием, имеющим основу, является вопрос: ваджиб ли покрывать лицо и кисти рук, не совершив чего, женщина зарабатывает грех, или же это желательно, но не обязательно?

На эту тему высказывались имамы много. Нет относительно обязательности никъаба прямого указания ни в Коране, ни в Сунне, все дело в понимании аятов о хиджабе. Одни ученые опираются на одних саляфов, другие на других. При этом ученые, считающие никъаб ваджибом, говорят, что не обязательно для того, чтобы говорить об обязательности чего-либо, иметь прямое указание Корана и Сунны, ибо многие законоположения часто извлекаются из косвенных текстов. На это ученые, считающие, что никъаб не ваджиб отвечают, что в таком случае косвенных указаний на то, что никъаб не ваджиб еще больше, чем указывающих на то, что он ваджиб. Ведь сколько есть сообщений, как видели с открытым лицом многих сподвижниц и жен имамов таби’инов. Трудно представить себе тот факт, что это было обязательным, но они не следовали этому, но даже если они не следовали этому, допустив, скажем, оплошность, тогда почему не порицали их те сподвижники, которые их видели?!

Что касается имамов, то большинство ученых считают, что никъаб не ваджиб, однако придерживающиеся того мнения, что никъаб ваджиб, говорят об обратном, что большинство ученых считают никъаб ваджибом. Конечно, количество ученых, если речь идет не об иджме, не указывает на правильность того или иного мнения, но для справедливости следует отметить, что из 4 имамов известных мазхабов только имам Ахмад считал никъаб ваджибом. Но даже и в его мазхабе такие известные ханбалиты и самые знающие мазхаб Ахмада, как Ибн Къудама и Ибн Муфлих, не считали никъаб ваджибом.

Уа-Ллаху а’лям.

Дело каждого, чему следовать и что выбирать, однако никто не имеет права, опираясь на слова какого-либо ученого, порицать или же обвинять женщину, не покрывающую лицо, если она придерживается противоположного мнения. Ведь если ей скажет кто-то: «Ибн Масуд в отношении аята: «Пусть (женщины) прикрывают все, кроме того, что остается видно», сказал, что это одежда!», то ведь со своей стороны та женщина может смело сказать: «А Ибн Аббас, Ибн Умар и Аиша к этому же аяту сказали, что речь идет о лице и кистях рук!» Если ей скажут, да, но такие шейхи, как Ибн Баз и Ибн Усаймин, понимают лучше тебя слова саляфов и они сказали, что не носить никъаб харам», она может ответить: «А три имама из четырех: Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и лучше Ибн База и Ибн Усаймина понимали слова сахабов, а из современных ученых об этом же сказал и шейх аль-Альбани, что не харам. А он не хуже их понимал слова саляфов и имамов!» И на этом спор можно прекратить.

Дополнение второе

Наше отношение к различным мнениям среди имамов относительно покрытия лица

Вопрос: Есть важный вопрос, который не дает мне спать: в чем смысл различий мнений имамов относительно определенной проблемы? Если я говорю кому — то, что шейх такой-то сказал, что это – харам, он говорит мне, что — согласно его мазхабу или мазхабу его страны, или мы следуем за другим мазхабом , согласно которому это — халяль. Это привело меня к проблеме хиджаба. Например, моя страна следует маликитскому мазхабу, имамы которого говорят, что, «то, что является очевидным» [Свет, 24:33], относится к лицу и рукам. В дополнение к этому, покрытие лица фактически запрещено в моей стране, то есть, вы никогда не можете носить это в вашей повседневной жизни, как например ношение такой одежды на работе или в школе. Есть законы, которые запрещают покрытие и перчатки. Хотя лично я полностью убеждена в необходимости покрытия лица, я не могу носить это. Каково ваше постановление по этому вопросу? Поскольку каждый раз я слушаю кассеты о хиджабе шейха другого мазхаба, я чувствую, что мой хиджаб не соответствует исламскому, и я понимаю от его слов, что я в настоящее время выставляюсь напоказ (табарудж), и я — причина фитны среди нашей уммы. Что мы должны сделать, поскольку мы в растерянности?

Ответ: Хвала Аллаху!

Во-первых:

Во времена Откровения, мусульмане узнавали постановления Ислама от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) через аяты Священного Корана и хадисов его Сунны. Следовательно, не было никаких различных мнений среди них, кроме относительно некоторых незначительных вопросов. Если бы это случалось, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил бы им, что было правильно.

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер, и сахабы распространились в различные регионы, чтобы проповедовать Ислам людям, тогда появились некоторые различия относительно некоторых постановлений фикха, которые возникли в разное время и в различных местах. Эти различия происходили из-за множества причин, о которых мы подведем итог здесь со слов ученых:

1) Свидетельство (доказательство) не достигло того, кто имел различное мнение, и он сделал ошибку в формировании своего мнения.

2) Хадис достиг ученого, но он не расценивал передатчика, как заслуживающего доверия, и он думал, что это идет против того, что является более сильным. Таким образом, он последовал за тем, что он посчитал более сильным, чем это.

3) Хадис достиг его, но он забыл его.

4) Хадис достиг его, но он понял это в другом смысле, нежели он нес в себе .

5) Хадис достиг его, но он было аннулирован, и тот не знал текст аннулированного.

6) Он думал, что это противоречило тому, что было более сильно, чем это, было ли это текстом или согласием ученных (иджма).

7) Ученый использовал слабый хадис, как основание для его постановления, или он получил постановление посредством слабых аргументов.

Для детального обсуждения этих причин и других, см. Раф аль-Малам аль-Аиматиль Алям шейха уль-Ислам ибн Таймия, и аль-Хилаф байна аль-Уляма: Асбабуху ва Макифуна минху шейха аль-Усаймина.

Мы думаем, что то, что мы упомянули о причинах различных мнений среди ученых относительно дел фикха, будет ясно вам, иншаАллах.

Во-вторых:

Какое должно быть отношение мусульманина к различиям, которые возникают между учеными? Другими словами, какому академическому мнению должен следовать мусульманин в тех делах, где существуют различные взгляды? Ответ зависит от следующих факторов:

1) Если мусульманин — тот, кто изучил шариатское знание и узнал его основные принципы, а также незначительные вопросы, и он может отличить верное и неверное мнение ученых, то он должен следовать за тем, что он считает верным и игнорировать то, что он считает неверным.

2) Если мусульманин – один из рядовых людей или не изучал шариат и, таким образом, не может различить правильное и неправильное мнение ученых, то он должен следовать фетвам ученых, знанию которых он доверяет и кого он считает заслуживающим доверия и религиозно преданным, живет ли он в его собственной стране или в другой стране, и различия между учеными не будут иметь значения после этого. Он не должен менять свое поведение, потому что он слышит мнение другого ученого, выпускающего фетвы, которые отличаются от того, за которым он следует. Если только он не понимает, что то, что он узнал позже — правильное мнение, на основе его уверенности в религиозности и полноте знаний второго шейха.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах) сказал:

«Тот, кто имеет свидетельство, обязан следовать за свидетельством, даже если это идет против мнений некоторых из имамов, если это не идет против согласия уммы. Тот, кто не имеет никакого знания, должен спросить ученых, потому что Аллах говорит :

“Так спросите из тех, кто знает Священное писание, если Вы не знаете” [Пчелы,16:43]. Он должен спросить того, кто, как он полагает, имеет больше знания и более религиозен. Но это не означает, что так поступать обязательно, потому что тот, кто лучше, может сделать ошибку относительно специфической проблемы, и тот, кого считают менее осведомленным, может оказаться правым относительно этого вопроса. Но приоритет нужно отдать тому, кого считают более знающим и религиозным».

В-третьих:

Если Вы спрашиваете о нашем взгляде по вопросу о покрытии лица, самое правильное мнение ученых по нашему мнению — то, что обязательно покрывать лицо перед мужчинами не махрамами. Есть много доказательств и мнений ученых по этому вопросу также среди маликитов. Многие из них сказали, что это не допустимо для женщины раскрыть ее лицо перед не махрам мужчинами, не потому что это — аурат, а потому что раскрытие этого приводит к фитне. Но некоторые из них полагают, что это — аурат. Следовательно, женщинам, по их мнению, запрещается появляться перед мужчинами не махрамами с раскрытыми лицами.

Аллах говорит:

«Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу». [Сонмы, 33:53]

Аль-Кади Абу Бакр ибн аль-Араби аль-Малики (да помилует его Аллах) сказал: «Вся женщина — аурат, и ее тело и ее голос, и ей не допустимо раскрываться, кроме как в случаях необходимости, например, когда против нее даются показания, или для лечения, или чтоб узнать о ее проблемах со здоровьем». Конец цитаты.  Акам аль-Коран ибн Аль-Араби (3/1578, 1579).

Аль-Куртуби (да помилует его Аллах), который также является маликитом, сказал:  «Этот аят указывает, что Аллах разрешил спрашивать у них через завесу, если есть потребность, или когда они задают вопрос чем-нибудь. Это касается всех женщин. Поскольку это – основной принцип шариата, что вся женщина является ауратом, и ее тело и ее голос – как указано выше – и не допустимо раскрывать это, кроме как в случаях необходимости типа того, когда против нее даны показания, или для лечения, или чтоб спрашивать ее о ее здоровье». Конец цитаты.

В аль-Джами ли Акхам аль-Коран (14/227) сказано: «Для получения дополнительной информации о мнениях маликитских факихов относительно обязательности для женщин чтобы покрытия их лица, см.: аль-Муяар аль-Мураб аль-Ванширеси (10/165 и 11/226 и 229), Мавахиб аль-Джалиль аль-Хаттаб (3/141), аль-Дакира аль-Курафи (3/307) и Хашият аль-Дасук Аля аль-Шарх аль-Кабир (2/55).»

В-четвертых:

Относительно того, что вы упоминаете о законах в вашей стране, запрещающих женщинам покрыть их лица. Нас заставляет очень грустить то, что мы слышим, что покрытие и целомудрие отклоняются, а экстравагантный вид и выставление напоказ поощряются всюду, особенно когда это случается в стране, которая должна быть мусульманской.

Если законы запрещают женщинам покрываться, и вы боитесь преследования из-за покрытия ваших лиц, то нет никакого греха на вас, если вы не делаете этого, до тех пор, пока это основано на потребности.

Таким образом, женщина не должна выходить из ее дома с раскрытым лицом, кроме как в случае необходимости. Если она может нарушить закон и немного потерпеть трудности, позвольте ей сделать это, ведь нет повиновения созданию, если это происходит в неповиновении к Создателю.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид

Ислам Q&А

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материалы: takwa.ws

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх