Вопрос-Ответ

Вопросы о масхе (протирании)

Сообщается, что аль-Мугъира ибн Шу‘ба сказал: «Во время похода на Табук, я наливал воды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершал омовение, и он обтер кожаные носки /хуффайн/ как сверху, так и снизу». Абу Дауд сказал: «Дошло до меня то, что Саур (ибн Йазид) не слышал этот хадис от Раджаа».  Абу Дауд, 165. Также этот хадис передали ат-Тирмизи, 97 и Ибн Маджах, 550. Раджаъ ибн Хайва – один из передатчиков этого хадиса.

В холодное время года, или если человек плохо себя чувствует, болен, или находится в пути, или при каких-либо других уважительных причинах мусульманам разрешается в конце малого омовения вместо мытья ног совершить масх (протирание). Кроме того, женщинам можно совершать масх на платок. Как он совершается?

Как совершается масх?

 

Тот, кто совершает масх, должен  протереть большую часть верхней стороны ступни, так как масх делается только на верхнюю сторону, согласно хадису Мугиры бин Шу’ба: «… протер ступни», явный смысл хадиса подразумевает верхнюю сторону ступни.

Так же согласно хадису Али, да будет доволен им Аллах: «Если бы Религия подчинялась логике, то протирание нижней стороны ступней было бы правильней, чем верхней, а я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, протирал верхнюю сторону ступней». Хотя есть сомнения насчет достоверности этого хадиса, некоторые ученые назвали его хорошим.

В понимании слов — «если бы Религия подчинялась логике» есть затруднение, так как логика — это разум. А разве Религия противоречит разуму? Ответ: Нет, но Али, да будет доволен им Аллах, хотел сказать – если хадис достоверный – согласно первой мысли, как сказал Всевышний: (перевод Крачковского) «…что за тобой следуют только самые низкие среди нас по первой мысли…» (сура «Худ», 27 аят), т.е. не углубляясь в смысл.

Ведь если хорошо поразмыслить, то протирание верхней стороны стопы правильнее, на что указывает разум, поскольку протирание делается не для очищения, а для поклонения, и если мы будем протирать нижнюю сторону, то это наоборот сделает ее грязной (если даже считать, что масх делается для очищения).

Протирающий стопы (поверх того, что надето на них) начинает делать это с пальцев ног и до начала голени. Так же, согласно повествованиям о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, он делал протирание раздвинутыми пальцами рук так, что на поверхности оставались линии, как пальцы.

«… не протирая нижнюю сторону стопы и пятки, …» — потому, что это не поверхность ступней.

А если обувь великовата, то мы протираем, начиная с кончика обуви и до начала голени, или начиная с пальцев ног? Если посмотреть на явный смысл, то мы протираем с кончика обуви до голени, несмотря на размер ноги, но если мы посмотрим на смысл протирания, то скажем: если протирать обувь, несмотря на ее размер, то мы протираем больше, чем нужно, а то, что больше, чем нужно, не имеет шариатского значения. Следовательно, значение имеет место напротив пальцев, но лучше всего и безопаснее протирать поверхность обуви, начиная с кончика и до голени.

… Нужно протирать сразу обе ступни или сначала правую? Сказано, что нужно протирать обе ступни сразу, согласно хадису Мугиры, также говорится, что сначала правую, потому, что протирание делается вместо мытья ног, а значит, имеет такое же положение. Если есть возможность, протирание делается двумя руками сразу, но если это невозможно, например, по причине отсутствия правой руки или паралича, то в таком случае сначала протирается правая ступня.

(Шарх Мумти’ (Комментарии к книге «Заад аль-Мустакъни’») Ибн Усаймин).

Можно ли делать масх на носки?

 

Вопрос: Каковы свойства носков, поверх которых можно совершить масх? Можно ли делать масх поверх любых носков, или они обязательно должны быть из кожи? Прошу дать ответ в свете Корана и Сунны.

Ответ: Хвала Аллаху.

Передается, что Мугира б. Шу’ба сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение и масх поверх носков и сандалий». Хадис передал ат-Тирмизи (92), аль-Албани подтвердил его достоверность в «Сахих Сунан ат-Тирмизи» (86).

Автор «Къамуса» (энциклопедии) сказал: «Носки – это то, что обернуто вокруг ног».

Абу Бакр б. аль-Араби сказал: «Носки – это покрытия для стоп, изготовленные из шерсти, которые надевают, чтобы держать ноги в тепле».

Передается, что Йахьйа аль-Баккаъ сказал: Я слышал, как Ибн Умар говорил: «Масх поверх носков подобен масху поверх хуффов (кожаных носков)». «Аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шайба (1/173).

Ибн Хьазам сказал: «Масх поверх всего, что носят на ногах (из того, что разрешено носить, и покрывают лодыжки) – это сунна. Без разницы, что это, — хуффы, изготовленные из кожи, войлока, дерева или альфы, или носки изо льна,  шерсти, хлопка, верблюжьей или козьей шерсти – есть на них кожа или нет – или галоши, или хуффы, надетые поверх хуффов, или носки поверх носков». (Аль-Мухьалля 1/321)

Мнения некоторых ученых, насчет разрешенности делать масх поверх хуффов, разделились. Правильное мнение, подтвержденное доказательствами, состоит в том, что совершать масх разрешено, как мы указали выше. И Аллах знает лучше.

(Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид).

Вопрос: Каково шариатское постановление насчёт обтирания дырявых или тонких носков ?

Ответ: Наиболее верное мнение, что можно делать обтирание на дырявые или тонкие носки, такие, что можно увидеть сквозь них кожу, потому что не важно для возможности протирания носков или им подобного, чтобы они были закрывающими кожу. Нога не является местом, которое обязательно закрывать. Целью протирания является позволение и облегчение для зрелого человека и чтобы не было для него обязательным во время совершения малого омовения снимать носки или хуфф (кожаные носки).

Напротив мы скажем: Тебе хватит обтереть их, это и есть мудрость, из-за которой было узаконено обтирание на хуфф. И если смотреть на этот вопрос через эту мудрость, то хуфф и носки дырявые и целые, тонкие и толстые становятся равными.

(“Фатвы по столпам ислама”, шейх Аль-Усеймин, вопрос № 145)

Условия обтирания носков (масх)

 

У обтирания носков (масх ‘аля хуффайн) есть четыре условия.

Первое условие: Носки должны быть одеты, когда человек находится в состоянии тахара (после малого омовения), доказательством чему являются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал аль-Мугире б. Шу’бе: «Оставь их, потому что я надел их на чистые ноги»*.

Второе условие: Хуффы (кожаные носки) или носки должны быть чистыми, а если они грязные (наджис), то нельзя делать на них масх. Доказательством этому является то, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился вместе со сподвижниками, и во время молитвы он снял свои сандалии. Он объяснил, что к нему приходил Джибриль и сообщил, что на них есть нечто грязное. Этот хадис передал Ахмад в своем «Муснаде», со слов Ибн Са’ида аль-Худари, да будет доволен им Аллах. Это указывает на то, что нельзя молиться, будучи одетым во что-либо грязное (наджис), потому что, если этот наджас протереть, человек испачкается этими нечистотами, и он не будет считаться чистым (тахир).

 

Третье условие: Масх должен быть совершен после очищения от осквернения, требующего малое омовение (вудуъ), а не после очищения от джанаба, или после совершения большого омовения (гусль). Доказательством этому является хадис Сафвана б.Ассаль, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам не снимать в пути наши хуффы три дня и три ночи подряд, кроме как в случае джанаба. Но мы могли совершать масх, не снимая их, после отправления естественной нужды (малой или большой) и после сна». Этот хадис передал Ахмад в своем «Муснаде».

Этот хадис указывает на то, что условием масха является ее совершение только после малого осквернения, а в случае большого осквернения совершать масх нельзя.

 

Четвертое условие: Масх может быть совершен только в течение времени, определенной шариатом, то есть один день и одна ночь, для остающегося дома (мукъим), и три дня и три ночи, для находящегося в пути (мусафир). Потому что в хадисе Али б. Аби Талиба, да будет им доволен Аллах, говорится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил день и ночь для остающегося дома, и три дня и три ночи для того, кто находится в пути» (т.е. для совершения масха). Хадис передал Муслим.

Этот период начинается с первого масха и заканчивается через 24 часа, в случае с мукъимом, и через 72 часа для мусафира.

Если мы предположим, что человек совершил омовение во время утренней молитвы (фаджр) во вторник, и оставался в состоянии чистоты до ночной молитвы (‘ишаъ), затем он лёг спать, проснулся в среду на утреннюю молитву (фаджр) и совершил масх в 5 часов утра, то время, в течение которого можно совершить масх, начнется в 5 часов утра в среду и продлится до 5 часов утра в четверг.

Если предположить, что он совершил масх до 5 утра в четверг, то он еще может совершить утреннюю молитву (фаджр) с этим масхом. А с этим тахара он может совершить столько молитв, сколько хочет, в соответствии с более правильным мнением ученых. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил время для тахара, но ограничил время для протирания носков. Когда это время заканчивается, масх делать нельзя, но когда человек находится в состоянии чистоты, то его тахара остается в силе. Это подтверждено шариатскими доказательствами, а то, что подтверждено шариатскими доказательствами, может быть аннулировано только другими шариатскими доказательствами. Нет доказательств на то, что малое омовение (вудуъ) нарушается с истечением времени для масха, потому что основным принципом является то, что он остается в состоянии тахара, пока не будет признаков ее нарушения.

Таковы условия протирания носков (масх). Есть и другие условия, которые упомянули некоторые ученые, но некоторые из них являются предметом обсуждения.

Шайх Мухаммад б. Салих аль-Усаймин, «И’лаам мусафирин би ба’ди адаби ва ахкамы ас-сафар», стр. 14.

* Сообщается, что аль-Мугира б. Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, я нагнулся, чтобы снять с него кожаные носки, однако он сказал: “Оставь, ибо я надел их на чистые ноги”, после чего протёр их». Хадис передал аль-Бухари (206).

(Islam Q&A фатва № 9640)

Можно ли делать протирание (масх) поверх платка при омовении?

Относительно вопроса протирания платка при омовении женщинами среди ученых существует большое разногласие. Большинство ученых запрещали это, и этого мнения придерживались ханафиты, маликиты и шафииты. См. “аль-Мабсут” 1/101, “аль-Мудаууна” 1/124, «аль-Маджму’» 1/439.

Ханбалиты же считали, что женщина может протирать платок при омовении, и это известное мнение имама Ахмада, и это мнение выбрал имам Ибн Хазм. См. “Масаиль Ибн Хани” 1/19, “аль-Мухалля” 1/303.

Также мнение о дозволенности масха платка выбрали шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх Ибн ‘Усаймин, однако они в отличии от других сторонников дозволенности этого, связали протирание платка с опасением холода, с трудностью его снятия и т.п. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/218, “Фатауа ат-тахара” 170.

Здесь необходимо отметить, что в основном те ученые, которые запрещали женщине протирать платок при омовении, были из числа тех, кто также запрещал протирать и чалму мужчинам. Например, когда имама Малика спросили о протирании чалмы и платка, он ответил: “Ни мужчина, ни женщина не должны протирать чалму или платок, они обязаны протирать голову!” См. “аль-Мунтакъа” 1/75.

Известно, что среди ученых были известные разногласия и по вопросу дозволенности обтирания чалмы для мужчин, несмотря на то, что относительно этого передается множество сообщений от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.

Что же касается тех, кто дозволял из этой группы ученых протирать чалму, то они позволяли это только при протирании чалмы с частью головы.

А имам аль-Хаттаби говорил: “Основа состоит в том, что Всевышний Аллах сделал обязательным протирать голову, а хадисы (о протирании чалмы) поддаются истолковыванию (т.е. протирал ли пророк только чалму или протирал ее вместе с частью головы), по этой причине нельзя оставлять то, в чем нет сомнения и брать то, в чем есть неясность!” См. «аль-Маджму’» 1/439.

Таким образом, основной довод этой стороны в том, что Аллах повелел в Коране протирать именно голову, а не что-то иное.

Но дело в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), протиравший чалму при омовении, сделал тем самым исключение, а также и сподвижники, знавшие об этой основе, протирали как чалму (‘имама), так и платки (хымар) и даже феску (къалянсуа).

Джа’фар ибн ‘Амр рассказывал со слов своего отца: «Я видел, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и протер свою чалму и носки (хуфф)». аль-Бухари 205.

‘Абдур-Рахман ибн ‘Усайля рассказывал: “Я видел, как Абу Бакр протер (при омовении) свой платок”. Ибн Аби шайба 1/28. Иснад хороший.

Асым рассказывал: “Я видел, как Анас протер свои носки и чалму”. ‘Абдур-Раззакъ 738. Иснад достоверный.

Сулейм ибн Асуад рассказывал: “Однажды Абу Муса вышел из туалета и (при омовении) протер феску (къалянсуа)”. Ибн Аби Шайба 1/29, Ибн аль-Мунзир 1/472. Иснад достоверный.

Имам Абу Бакр аль-Хялляль говорил: “Я не вижу никаких проблем в том, чтобы протирать при омовении феску!” И сказал: “Как это можно порицать, если об этом передается от двух людей из числа сподвижников пророка, с достоверными иснадами?! Аль-Асрам передал, что ‘Умар говорил: «Если человек желает, то может протереть голову, а если желает, то может протереть феску и чалму». Также он передал, что Абу Муса вышел из туалета и протер феску”. См. “аль-Мугъни” 1/384.

Также и от Анаса передается, что он протерал свою феску при омовении. ‘Абдур-Раззакъ 745.

Среди тех ученых, кто запрещал женщине протирать платок при омовении, были и такие, кто дозволял протирать чалму. Они говорили, что протирание платка в омовении относится к поклонению, которое в основе запрещено, и которое должно иметь исключение так же, как и чалма.

Однако те ученые, которые считали дозволенным протирание платка женщиной, ответили на это тем, что как мужчины, так и женщины в протирании чалмы одинаковы, кроме как при наличии исключающего текста.

Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Женщина и мужчина в протирании головы одинаковы”. Ибн Аби Шайба 242.

Более того, чалма (‘имама) в арабском языке также именуется и платком (хымар), и ‘имаму часто саляфы именовали хымаром. И об этом говорится в известном хадисе. Биляль рассказывал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер носки и платок (хымар)”. Муслим 275.

В данном случае под платком речь идет о чалме, как об этом сказали Къады ‘Ийяд и Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби. См. “Икмаль аль-му’лим” 2/93, “аль-Муфхим” 1/535.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: “В данном случае под словом «хымар» (платок) речь идет о «‘имаме» (чалме), а назвали чалму платком из-за языковой стороны, поскольку чалма – это то, чем покрывают голову, как и платок”. См. “Миннатуль-мун’им” 1/209.

Таким образом, слово чалма в арабском языке включает в себя и платок.

Также сторонники запретности протирания женщиной платка, опирались на следующее сообщение ‘Аиши, что «совершая омовение, она просовывала руки под платок и протирала всю голову». аль-Байхакъи 1/61. Иснад хороший.

Но ученые, дозволявшие протирать женщине платок, сказали, что в этом сообщении нет довода на запрет протирания платка, ведь протирание платка не обязательно, а дозволено.

Что касается самого главного довода ученых, дозволявших женщине протирать платок при омовении, то их доводом был поступок Умм Салямы, которая при омовении протирала свой платок, как это передала мать Хасана аль-Басри. См. “аль-Мусаннаф” 1/29, Ибн Аби Шейбы, “аль-Аусат” 1/469, Ибн аль-Мунзира.

Иснад этого сообщения хороший. См. “Ахкаму-ттахара” 5/539, “аль-Уду уаль-гъусль” 29.

Этот довод является решающим в данном вопросе, так как Умм Саляма являлась сподвижницей и женой пророка (мир ему и благословение Аллаха), и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников или сподвижниц ей в этом возразил.

Имам аль-Бухути сказал: “Протирание платка женщинами при омовении, является действительным, поскольку Умм Саляма протирала свой платок”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/60.

На основании всего сказанного ясно, что протирать платок женщине при омовении, дозволено. И трудно себе представить, что Умм Саляма или все эти сподвижники, протиравшие платки и феску, делали это, не зная или же сомневаясь в дозволенности данного поступка, читая аят Корана о необходимости протирания головы при омовении. А их пониманию религии необходимо отдавать предпочтение в первую очередь.

Уа-Ллаху а’лям.

По материалам сайтов sawab.info, salaf-forum и др.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх