Знания

“Читай!” – относится ли это к женщинам? 

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

 

«Невозможно быть мусульманином,
Жить согласно требованиям Ислама,
И в то же время быть невеждой»

 

Первое слово, с которого началось ниспослание откровений Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было слово «Читай!». Но учитывая отношение большинства мусульман к наукам и получению знаний, нас вряд ли можно назвать истинными последователями Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В особенности же это касается вопроса получения знаний женщинами…

«Читай!» – этот аят не проводит различий между мужчинами и женщинами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». В версии от Ибн Маджа говорится: «Учение – предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки».

Истории знакомы имена многих мусульманских женщин, достигших больших успехов в науках и в религии. Начиная с жен самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Рассказывают, что после женитьбы на Хафсе, да будет доволен ею Аллах, знавшей основы чтения и письма, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пригласил женщину по имени аш-Шифаа аль-Адавийя, чтобы она еще и обучила Хафсу искусному письму. Другая жена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была известна не только своей красотой и нравом, но и своей мудростью и тонким пониманием религии. Многие из ученых, сподвижников Пророка и их последователей, извлекли для себя пользу из знаний Аиши, да будет доволен ею Аллах. Абу Муса Аль Ашари как-то сказал: «Если мы, сподвижники Посланника Аллаха, сталкивались по какому-либо делу со сложностью, мы спрашивали о нем у Аиши».

Ее племянник Урва утверждал, что она хорошо разбиралась не только в фикхе, но также и в медицине (тибб) и в поэзии. Многие из старших сподвижников Пророка приходили к ней за советом по вопросам наследства, требовавшим большого умения производить математические расчеты. Ученые считают ее одной из самых первых факихов Ислама наряду с такими личностями, как ‘Умар Ибн Аль Хаттаб, Али и Абдуллах Абн Аббас. Рассказывают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее относительно знаний Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Изучайте вашу долю религии у этой красной (хумайра) госпожи». Слово «Хумайра», что значит «красная, румяная» — это имя, которым Посланник ласково называл свою жену.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, обладала не только огромными знаниями, но и принимала активное участие в мусульманском образовании и осуществлении общественных преобразований. Как учитель, она обладала ясным и убедительным стилем речи, и ее ораторская сила была описана Аль Ахнафом, использовавшим для этого в превосходную форму: «Я до этого дня слышал речи Абу Бакра и ‘Умара, Усмана, Али и Хулафа, но я не слышал речь, более убедительную и более красивую из уст другого человека, чем речь, исходившую из уст Аиши». Мужчины и женщины прибывали отовсюду, чтобы взять у нее частицу знаний. Говорят, что число женщин превосходило число мужчин.

Кроме того, что она отвечала на вопросы, она также брала девочек и мальчиков (некоторые из которых были сиротами) под свое покровительство и сама заботилась об их обучении. Так ее дом превратился в школу и академию. Некоторые из ее учеников стали выдающимися людьми. Среди ее учеников-женщин — Умра Бинт Абдур Рахман. Ученые считают ее одной из достоверных рассказчиц хадисов, и говорят, что она работала в качестве секретаря Аиши, получая приходившие к ней письма и отвечая на них. Пример Аиши в содействии образованию и, в частности, образованию мусульманских женщин в области законодательства и учения Ислама является тем примером, которому должны следовать и современные мусульмане.

Распространенное заблуждение, что Ислам препятствует образованию и получению знаний женщинами, является одним из негативных «отталкивающих» от нашей религии факторов. Но, к сожалению, во многих мусульманских семьях это заблуждение «активно практикуется» как условие религии. Что же – закономерная ситуация, когда одно пятно невежества порождает другие.

Адам Смит, английский экономист XVIII века, основоположник свободного рынка на Западе,  в книге «История астрономии» писал: «Халифат, кажется, был первым государством, в котором наблюдалось такая степень благосклонности к науке, которая требовалась миру». Но если мы не начнем разрушать мифы  о том, что Ислам порицает образование женщин, на словах и на практике, то это утверждение так и останется историческим фактом, не имеющим отношения к современному, традиционному Исламу.

Ася Гагиева

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх