Знания

Что такое воспитание?

Хвала  одному  лишь  Аллаху; благословения  и приветствия  Посланнику  Аллаха  Мухаммаду, последнему из пророков, а также его семье и всем его сподвижникам!

Всевышний Аллах запечатал Своё послание к человечеству посланием Своего  благородного  Пророка  Мухаммада ибн Абдуллаха  (да благословит его Аллах и приветствует). А  это означает, что возвышение  человечества и развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с тем, что принёс этот пророк. Это, в свою очередь, означает, что любые попытки возвышения и преображения, дабы  они  приносили  пользу  и  не  выходили  за  рамки благоразумия, должны  быть  неразрывно  связаны  с  Божественным Законом и не должны противоречить ему. Люди должны стараться придерживаться этого Закона и следовать указаниям того, кто передал его человечеству.

Тема воспитания — очень важная, и важность её проистекает из важности самого воспитания. Эта тема нуждается в подробных разъяснениях и повторениях, дабы воспитатель действовал более эффективно, применяя различные методы воспитания успешно и почти инстинктивно, и был способен принимать  решения  в  исключительных  случаях  и чрезвычайных  ситуациях  так, как  если  бы  он  заранее готовился  к  такому  повороту  событий  и  производил соответствующие расчёты.

Результаты воспитательной деятельности в большинстве случаев  связаны  со  способностями  воспитателя, с  его опытом  и  познаниями, умением  успешно  применять воспитательные  методы  и  средства  в  соответствующих обстоятельствах.

В  современных  обстоятельствах  не  требуется доказывать  важность  воспитания  для  мусульманской общины. А  это, в  свою  очередь, предполагает, что воспитатели и все, кто имеет хотя бы косвенное отношение к  воспитанию, должны  исполнять  свои  обязанности наилучшим  образом  и  вносить  свой  вклад  в  развитие  и совершенствование воспитательного процесса.

Воспитание — это  правильный  путь  к  формированию уравновешенной, полноценной  и  гармоничной мусульманской личности, к созданию поколения, понимающего свою религию, верного ей, исповедующего её должным образом и призывающего к ней, и мусульманская община должна быть настолько  благой, как  о  ней  сказано  в  Коране, и  должна обрести  возможность  преуспеть  в  обоих  мирах.

Воспитание с культурной точки зрения представляет собой  целенаправленное  формирование  личности  в  целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Таким  образом, воспитание зависит от общества и существующих обстоятельств.

С практической точки зрения, воспитание — это активный  процесс  взаимодействия  воспитанника  и  воспитателя, во  время  которого  воспитателя  можно  считать  отдающей стороной, а  воспитанник — принимающей, находящейся под  воздействием  и  реагирующей. Однако  и  воспитанник также  направляет  воспитателя  и  способствует  коррекции методов и средств воспитания, которые тот применяет.

Воспитание, в основе которого не лежит взаимодействие между  воспитателем  и  воспитанником, есть  совокупность действий механических, лишённых духа и жизни. Такое воспитание  неэффективно, не  приносит  пользы  и  не  способствует развитию.

Трудно представить себе реальные положительные изменения в обществе без воспитания, которое представляет собой  настоящий  двигатель  реформирования  и  улучшения, потому что изменить общество в лучшую сторону и закрепить  эти изменения может только изменение самих членов общества. Как сказал Всевышний Аллах: «Поистине Аллах не изменяет  положение людей, пока они не изменят то, что в их душах…» (сура 13 «Гром», аят 11).

Изменить то, что в душах людей, можно только посредством постоянных и целенаправленных усилий, то есть правильного воспитания. Воспитание — важнейший инструмент изменения  обществ, из  которого  остальные  инструменты черпают свою действенность и эффективность. Отсюда становится понятно, насколько важно правильное воспитание.

Воспитание с точки зрения языка

Слово тарбийа —        — в арабском языке связано с тремя корнями.

1. Ра-ба-ба —       Значения этого глагола и его форм сводится к следующим: ‘делать прочным; заботиться, улучшать, развивать, увеличивать; неотлучно  находиться рядом; заботиться наилучшим образом в течение всего периода детства’.

2. Ра- ба -в а —       Помимо  значений ‘расти’ и ‘развиваться’ имеет значение ‘выкармливать’.

3. Ра-ба-йа—         Имеет значение ‘расти, воспитываться среди каких-то людей, в определённой среде’.

Отсюда понятно, что с точки зрения языка понятие воспитания включает следующие значения.

1.  Улучшение отдельного человека и его подготовка (и, как следствие, общин) к  самостоятельному  независимому существованию.

2.  Постепенное  прививание  хороших  качеств  и  привычек должным образом и подходящими способами.

3.  Постоянное развитие, сопровождаемое необходимой заботой и вниманием.

Воспитание распространяется на дух, сердце, разум и тело.

Шариатское  определение  воспитания  в  целом  соответствует общему определению воспитания, которое приводится выше. Мусульманские специалисты в области воспитания говорят, что  воспитание — это  формирование  личности  отдельного человека и его полноценная подготовка во все областях — идеологической, культурной, нравственной, психической и физической, а также упорядочивание его поведения и эмоций  в  рамках  исламского  Шариата, с  использованием путей и методов, приемлемых с точки зрения Шариата.

Высказывания мусульманских учёных о воспитании

Ар-Рагыб аль-Асфахани  сказал: «Это постепенное взращивание до достижения полноценности».

Аль-Байдави (‘Абдуллах  ибн ‘Умар  аль-Байдави (ум. 685 г. х.). Мусульманский учёный, один из самых известных толкователей Корана. Родился в иранском  селении  Байда  близ  Шираза. Автор  многих  трудов  по разным исламским наукам, в том числе и широко известного тафсира)  сказал: «Это постепенное доведение чего-либо до совершенства». Это означает, что в воспитании необходима постепенность.

Аль-Манави  сказал: «Это  постепенное,  поэтапное доведение чего-либо до совершенства, полноценности».

Ибн Хаджар (Абу  аль-Фадль  Ахмад  ибн  Али  Ибн  Хаджар  аль-Кинани  аль-Аскаляни (773-852 гг. х.). Известный исламский учёный-богослов и историк.  Родился  в  Египте.  Автор  более ста  трудов  по  всем исламским  наукам. Эти  труды  получили  признание  и  известность ещё  при  жизни  автора. Среди  его  трудов — многотомный комментарий к «Сахиху» аль-Бухари)  сказал: «Воспитание предполагает заботу и улучшение». В  этом  понятие  воспитания  перекликается  с определениями слова «политика».

Ибн ‘Ашур сказал: «Воспитание — это обеспечение ребёнка и управление его делами».

Воспитание в Коране

Соответствующий глагол и его производные упоминаются в нескольких аятах Корана.

Так, Всевышний Аллах сказал о родителях: «Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком”» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 24).

В  тафсире  ат-Табари (Абу Джа’фар  Мухаммад ибн  Джарир ат-Табари (ок. 225 г. х., провинция Табаристан на побережье Каспийского моря (Персия) — 310 г. х., Багдад)— знаменитый  мусульманский  учёный, перс  по рождению, авторитетный  знаток  и  толкователь  Корана, историк  и учёный, плодотворно  работавший  во  многих  областях  знания (мусульманское  право, лексикография, грамматика, поэзия, этика, математика, медицина). Родился  в  Персии, жил  в  Египте, Сирии, Ираке. Большую часть жизни провёл в Багдаде, где и умер. Автор тафсира  и монументальной «Истории», а  также множества трудов, многие из которых не сохранились)   говорится: «То  есть  они  любили меня и заботились обо мне, когда я был маленьким, и проявляли милосердие, растили меня и воспитывали, пока я не научился жить самостоятельно и не достиг возраста, когда уже более  не  нуждался  в  них». То  есть, согласно  его толкованию,  глагол  раббайани  в  данном  случае  имеет значение ‘растили’.

Аль-Куртуби (Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх аль-Куртуби (ум. 671 г. х.). Известный мусульманский учёный, знаток хадисов и толкователь Корана. Родился в Кордове. Автор тафсира и многих других трудов)  сказал  о  том  же  аяте: «Эти  слова  призваны  напомнить  рабу  Аллаха  о  жалости  и  милосердии родителей к нему и о том, каких усилий потребовало от них его  воспитание. Это  напоминание  имеет целью  увеличить нежность и сострадание человека к своим родителям. Речь в данном  случае  идёт  о  верующих  родителях, поскольку Коран  запретил  просить  прощения  для  умерших неверующих,  даже  родственников». Отсюда  ясно, что воспитание  требует  усилий  и  преодоления  препятствий  и сопряжено с трудностями.

Всевышний Аллах, рассказывая историю Мусы (мир ему) , приводит  вопрос  фараона: «Разве  мы  не  воспитывали  тебя среди нас с младенческих лет?» (сура 26 «Поэты», аят 18).

Ибн Касир (Абу аль-Фида’ Исма’иль  ибн  Умар  ибн  Касир  аль-Бусрави (701 — 774 гг. х.). Один из самых выдающихся мусульманских учёных в области истории, фикха, толкования Корана и хадисов. Родился в селении Мадждаль возле города Бусра в Сирии. Автор тафсира и многих других трудов) сказал: «То есть: разве не ты жил и воспитывался нами и среди нас и спал на нашей постели, разве не о тебе мы заботились, разве не тебе мы делали добро в течение многих лет?»

Ту же смысловую нагрузку несут и Слова Всевышнего: «Напротив, будьте  духовными  наставниками» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 79). Подразумеваются  люди, которые  воспитывают  людей, давая  им  небольшие  знания прежде объёмных и важных.

Ат-Табари  говорит: «Раббани — это духовный  наставник, тот, кто ведёт к знанию и пониманию, знающий толк в управлении  и  направлении, способный  позаботиться  о  пастве и знающий, что приносит ей пользу в делах мирских и религиозных». Это мудрые, учёные люди, богобоязненные, дальновидные, глубоко  понимающие  религию  и  хорошо знающие жизнь. Это слово встречается в Коране три раза.

То, что  к  значениям  разбираемого  нами  глагола  и  его производных  относится ‘увеличение’, ‘рост’, подтверждают слова  Всевышнего:  «Аллах  уничтожает  лихву  и приумножает пожертвования» (сура 2 «Корова», аят 276).

Это подтверждают и слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «У того, кто подаст в качестве милостыни что-нибудь наподобие финика  из  своего  благоприобретённого  имущества (а Аллах  не  принимает  ничего, кроме  благого),  Аллах примет её Своей правой рукой и станет выращивать эту милостыню для подавшего её подобно тому, как любой из вас  растит  своего  жеребёнка, пока  не  станет  она размером с гору» [аль-Бухари; Муслим].

А  то, что  к  значениям  слова тарбийа относится ‘взращивание, выращивание’, подтверждают Слова Всевышнего: «…ту, которую растят в нарядах…» (сура 43 «Украшения», аят 18).

Аль-Куртуби сказал: «То есть выращивают до взрослого состояния. Растить — значит воспитывать. Говорят: “Я воспитывался  в  таком-то  племени”, то  есть: “Я  вырос  среди представителей этого племени”».

Все эти аяты, хадисы и толкования подтверждают приведённые выше значения арабских глаголов, от которых образовано слово «воспитание».

Мухаммад ибн Шакир аш-Шариф. Правильное исламское воспитание с детства  до совершеннолетия. Введение.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх