Знания

Добровольная молитва в 4 рак’ата после молитвы ‘ишаъ

Ибн ‘Аббас рассказывал:

“Однажды я ночевал у своей тети Маймуны бинт Харис – жены пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в эту ночь пророк (мир ему и благословение Аллаха) был у нее. Он совершил ночную молитву (‘ишаъ), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата. Затем он лег спать, а когда встал, спросил: «Мальчик уснул?» Затем он встал совершать молитву, а я встал слева от него, но он поставил меня справа, и он совершил пять рак’атов, а затем еще два. После этого он опять лег спать и уснул, что я слышал его храп”. аль-Бухари 117, 697.

Данный хадис ясно указывает на то, что после молитвы ‘ишаъ есть сунна в четыре рак’ата, поскольку Ибн ‘Аббас сказал: “Он совершил ночную молитву (‘ишаъ), затем вернулся к себе домой и совершил четыре рак’ата”.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Мухаммад ибн Наср отнес эти четыре рак’ата к Сунне ‘ишаъ, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил их перед сном”. См. “Фатхуль-Бари” 2/484.

Т.е. эти четыре рак’ата не из числа къияму-ллейль, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) обычно совершал после пробуждения в середине или в конце ночи.

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади об этом хадисе о словах: “совершил четыре рак’ата” сказал: “Это ратиба ночной молитвы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 9/201.

Т.е. эти 4 рак’ата после молитвы ‘ишаъ шейх отнес к Сунан ар-раватиб – добровольным молитвам, совершаемым до и после пяти обязательных молитв.

Также сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершил четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, читая в первых двух рак’атах суры «аль-Кафирун» и «аль-Ихляс», а в последних двух суры «аль-Мульк» и «ас-Саджда», то они запишутся ему как четыре рак’ата, совершенные в Ночь предопределения». Ибн Наср в “Къияму-ллейль” 60.

Но этот хадис является слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103 под хадисом № (5060).

Однако сообщения с таким же смыслом передаются от группы сподвижников:

‘Абдуллах ибн ‘Амр сказал: “Тот, кто совершил четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, то они слово совершены в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7273. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность иснада.

‘Аиша сказала: “Четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7274. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность иснада.

Ибн Мас’уд сказал: “Тот, кто совершил четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, не разделяя их таслимом (салямом), то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения”. Ибн Аби Шейба 7275. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность иснада.

Нет никакого сомнения в том, что все эти асары от сахабов имеют положение марфу’, т.е. то, что возводится к пророку (мир ему и благословение Аллаха), поскольку они не устанавливали от себя в религии ничего и не могли знать о том, какое достоинство имеет четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, не взяв это от пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Приведя эти сообщения от сахабов, шейх аль-Албани сказал: “Хоть они и в форме маукъуф (от сподвижника), они имеют положение марфу’ (от пророка), поскольку такие вещи не говорят от себя!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 11/103.

Кстати, в этих сообщениях указывается на большое достоинство четырех рак’атов после молитвы ‘ишаъ.

Из числа тех, кто также говорил об этой Сунне и поступал в соответствии с ней – Са’ид ибн Джубайр, ученик Ибн ‘Аббаса, совершавший четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ. аль-Маруази в “Тазым аль-къадр ас-саля” 114.

Также четыре рак’ата после ‘ишаъ совершал и аль-Къасим ибн Аби Аййюб. Ибн Аби Шейба 6684.

Имам ас-Сархаси сказал: “Что же касается добровольных молитв после молитв ‘ишаъ, то это два рак’ата, как об этом передаются сообщения. А если совершить четыре рак’ата после ‘ишаъ, то это лучше, о чем передается в хадисе от Ибн ‘Умара, а также это и передается и от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто совершил четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, то они приравниваются к совершению их в Ночь предопределения»”. См. “аль-Мабсут” 1/157.

Также о желательности совершения четырех рак’атов после молитвы ‘ишаъ говорили хафиз аз-Зайля’и и имам аш-Шаукани.См. “Насбу-р-рая” 2/145, “Найлюль-аутар” 3/21.

Что касается их совершения, то следует читать ташаххуд во втором рак’ате, как и в последнем. И лучше делать все 4 рак’ата разом, не разделяя после двух рак’атов салямом, как об этом говорится в асаре Ибн Мас’уда: “Кто совершил четыре рак’ата после молитвы ‘ишаъ, не разделяя их таслимом (салямом)”.

Аллаху а’лям.

xadis.wordpress

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх