Знания

Достоверность Сунны (Часть 4 из 4)

Сунна

Затронув тему достоверности Сунны, важно немного рассказать читателю о том, как определяется достоверность хадисов.

Для наглядности приведем пример: представим, что вы находитесь в глухой деревне, где нет ни интернета, ни других средств массовой информации. Вы хотите поехать в Астану и вам нужно узнать, какая погода в Астане.

Там у вас есть друг и тетя, которые не знакомы друг с другом. Если тетя и друг говорят, что в Астане солнечно, то вы можете быть уверенным, что в Астане солнечно, потому что ваш друг и тетя не могли сговориться.

А сейчас представьте, 74 сподвижника, не сговорившиеся друг с другом, и от них еще большее количество людей, передают слова пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто намеренно возведёт на меня ложь, пусть (приготовится) занять своё место в огне» (аль-Бухари).

Как можно этому не поверить? Это не просто свидетельство двух людей, а это свидетельство огромного количества людей, что несомненно указывает на достоверность этих слов.

Такой метод определения достоверности Всевышний Аллах подтверждает в Коране в следующем аяте: «Неужели ты не видел, как Господь твой поступил с адитами» (Св. Коран, сура «Заря»:6).

Пророк (мир ему и благословение) не мог видеть этого, так как адиты древний народ, живший задолго до рождения Пророка. Но Аллах не сказал «разве ты не слышал», а указал на зрение, потому что увидеть своими глазами, это не то же самое что услышать (как говорят: один раз увидеть лучше, чем сто раз услышать).

Поэтому Аллах сказал «видел» указывая на ясное знание подобно тому, если бы Пророк увидел это собственными глазами. Адиты – древний арабский народ и арабы сохранили память об этом народе и их наказании. Поэтому, то, что передано большим количеством людей, может служить доводом и на это указал сам Аллах.

Ведь никто не сомневается в существовании Александра Македонского, несмотря на то, что ни один из ныне живущих людей его не видел, также как и не существует его фотографий. Таким образом, знание о существовании Александра Македонского так же, как и Сунна пророка (мир ему и благословение), основано на свидетельстве большого количества людей.

Также следует отметить, что с научной точки зрения нет никакой разницы между аятами Корана и хадисами, переданными большим количеством людей, потому что аяты и хадисы передали одни и те же люди.

Тот, кто принимает Коран и отрицает хадисы, переданные большим количеством передатчиков, опирается лишь на свои страсти.

Может возникнуть вопрос: Что же делать с хадисами, переданными малым количеством людей?

Ответ: Если мы знаем, что наша тетя из Астаны никогда не обманывает, и ее слова всегда в точности подтверждают свидетельства людей, которые ее не знают, и она известна своими высокими нравственными качествами, то мы имеем право назвать ее правдивой и можем принять от нее сообщение, потому что слова правдивых принимаются, как сказал об этом Аллах: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (Св. Коран, сура «Комнаты»: 6).

Обратный смысл этого аята заключается в том, что слова правдивого человека принимаются без уточнения.

Более того, следует отметить, что хадисы, которые передала только одна цепочка передатчиков, составляют мизерную часть из всех достоверных хадисов.

Эта такая редкость, что ученые хадисоведы называют хадисы с одной цепочкой передатчиков «Гарииб», т.е. «странные хадисы». В основном, все достоверные хадисы имеют как минимум три разные цепочки передатчиков.

Более того, свидетельства о Сунне – это свидетельство всей мусульманской общины, чьим свидетельством доволен сам Всевышний Аллах: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (Св. Коран, сура «Корова»: 143).

Однако, как мы узнали о том, что сподвижники слышали слова пророка (мир ему и благословение), ведь прошла не одна сотня лет?

Для предотвращения данной проблемы ранние мусульмане, ученики сподвижников, разработали систему непрерывной цепочки передатчиков, и собрали все биографии передатчиков хадиса.

Что касается непрерывной цепочки передатчиков, то следует подчеркнуть, что в Исламе, в отличие от всех остальных религий, известны имена каждого из передатчиков, которые донесли до нас тот или иной (достоверный) хадис, таким образом, непрерывность цепочки передатчиков является одним из условий достоверности хадиса.

Например, великий ученый-хадисовед Имам аль-Бухари услышал от своего современника Абу Мансура и записал в своем сборнике достоверных хадисов, хадис, который Абу Мансур услышал от Ибрахима, который услышал от Зейда, который услышал от Абу Хурайры, который услышал от пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Христианин же, к примеру, никогда не смог бы перечислить, через кого до него дошли слова Исы (мир ему).

Но несмотря на то, что мусульманам сегодня известны имена передатчиков хадисов, сами по себе эти имена ничего не значат, если не знать этих людей.

Ведь кто-то из них мог солгать или же забыть что-то. Поэтому ученые-хадисоведы, помимо цепочки передатчиков хадисов, изучают также и биографии этих передатчиков.

Через подробное изучение биографий передатчиков, ученые проверяют на сколько сильным является тот или иной передатчик и можно ли принимать во внимание переданные им хадисы.

Итак, передатчиков проверяют по другим переданным ими хадисам по тому, не противоречат ли их слова словам других передатчиков? Были ли они религиозны? Как о них отзывались современники? В каком возрасте они передавали хадисы – не ухудшилась ли их память, когда они передавали хадисы? Где они жили, мог ли они встречаться с другими передатчиками хадиса для сговора?

И если хоть один передатчик хадиса во всей цепочке передатчиков неизвестен или не отвечает строгим критериям ученых-хадисоведов, то такой хадис полностью отвергается.

Эти лишь краткий экскурс в науку хадисоведения, которая является одной из сложнейших наук в Исламе. Эта наука очень обширна и ее следует изучать долгие годы, поэтому Аллах говорит: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Св. Коран, сура «Покаяние»: 122).

Наука хадисоведения является излечением для всякого, кто сомневается в достоверности Сунны, ведь это один из первых примеров применения научного подхода, и понятия «источник», в истории человечества.

Ни одна другая религия не в состоянии доказать достоверность слов того или иного пророка. А среди самих мусульман, данное положение является отличительной характеристикой приверженцев Сунны.

Таким образом, посредством людей, Всевышний сохранил Коран и Сунну, как Он об этом сообщил в Коране: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Св. Коран, сура «Хиджр»: 9).

Спросили Шейха Салиха Аль-Фаузана: уважаемый шейх, спрашивающий говорит: «Есть группа, которая называет себя “коранитами”. Они говорят: “Мы действуем только по Корану”. Выносим ли мы постановление об их неверии?»

Ответ: «Да, да. Нет сомнений в их неверии, потому что они лжецы, ибо говорят, что руководствуются Кораном. Коран повелел нам следовать посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И следование посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, означает следование его Сунне.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит: “Следуйте же ему” (6:155). “И повинуйтесь посланнику, чтобы вы были помилованы” (24:56).

“Но если вы подчинитесь ему, то последуете прямым путём. На посланника возложена только ясная передача откровения” (24:54).

“Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику” (4:59).

И говорит Аллах, свят Он: “Берите же то, что дал вам посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам” (59:7).

И в Коране есть вещи в общей форме, и не в состоянии их истолковать, кроме как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, своей Сунной. Например, взять молитву. Аллах упомянул молитву в Коране, и побуждал к ней. Однако разъяснил ли Аллах количество ракатов? Количество ракатов в зухре, асре, магрибе?

И эта группа людей… Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал о них, и не высказался по своей прихоти. Рассказал о них (коранитах) в своём высказывании: “Близко то время, когда до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: „Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!“ (ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. «Мишкатуль-масабих» 163).

Затем сказал, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему (Сунна)!” (Абу Дауд 4604, ат-Тахауи, 2/321. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2870).

Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал нам об этой группе, и предостерёг нас от них. Да».

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх