Знания

Ихрам

Человек, совершающий хадж, в первую очередь должен войти в состояние ихрам. Это является условием хаджа. Не войдя в состояние ихрам, нельзя совершать хадж. 

Что такое ихрам?

Ихрамом называют такое состояние, в котором человек, намеривающийся совершить хадж или умру, на определенное время запрещает себе ряд действий и поступков, которые дозволены (мубах) в обычное время. Это называется «войти в ихрам». Ихрамом в народе также называют и особые одежды, в которые должны облачиться паломники в состоянии ихрам. Эта одежда представляет собой два куска материи без каких-либо швов. Но, строго говоря, ихрам не есть эта одежда. Перейти в состояние ихрам можно так, как мы описывали ранее, но ни в коем случае не всего лишь завернувшись в эти два куска материи.

Ихрам и его ограничения

Войдя в состояние ихрам, человек на определенное время налагает на себя запрет совершать некоторые действия и поступки, которые являются дозволенными (халял) в обычном состоянии.

В состояние ихрам входят, определив намерение (входят, определив намерение (ният) для этого и произнеся талбия [слова ляббайка Аллахумма, ляббайк]). Определив намерение совершения умры, вслед за этим произносят талбию. Так начинается состояние ихрам, и становятся действенны все ограничения этого состояния. Один из этих запретов – мужчинам нельзя надевать сшитую или связанную одежду.

РИДА и ИЗАР: чтобы следовать этому запрету мужчины заворачиваются в два куска материи, которые называются рида и изар. Это одеяние и известно под названием ихрам. В народе распространено мнение, что «войти в ихрам», это значит завернуться в эти два куска материи. Но как мы разъясняли выше, «вхождение в ихрам» осуществляется определением намерения (ният) для этого и произнесением талбии. Все мужчины или женщины, которые выразили намерение и произнесли талбию, входят в состояние ихрам. С этого момента запреты ихрама становятся для них обязательными. Запреты ихрама и искупление за их нарушение невозможно описать коротко. Но мы в нескольких строчках попытаемся коснуться тех из них, с которыми встречаются чаще всего и на которые надо обратить внимание в первую очередь.

Запреты ихрама:

1. Мужчинам надевать сшитую или связанную одежду.

2. Мужчинам покрывать голову, надевать такие предметы одежды, как перчатки, носки, закрытую обувь и сандалии, которые закрывают пятку или охватывают ногу.

3. Женщинам закрывать лицо так, чтобы повязка прилегала к лицу.

4. Бриться, выдергивать волоски с тела, стричь ногти.

5. Использовать благовония (одна из наиболее распространенных ошибок – использовать душистое мыло, ароматизированные моющие средства и салфетки).

6. Слова или действия, возбуждающие похоть; половая близость.

7. Спорить, скандалить, обижать кого-либо.

8. Выдергивать траву и деревья, выросшие сами собой в границах запретной зоны в Мекке.

Человеку в состоянии ихрам дозволено: принимать душ; во время душа использовать мыло, не имеющее запаха; носить кольца, ручные часы, пояс, сумочку, надеваемую на шею; стирать свой ихрам, не используя ароматизированные моющие средства; если ихрам запачкается, порвется и т.п., менять его на другой; при раздражении кожи или появлении трещин на ногах использовать крем, не имеющий запаха; не покрывая головы, заворачиваться в одеяло, плед; использовать зонтик. Если на шлепанцах есть швы, это не нарушает ихрам.

Несколько важных аспектов относительно ихрама

Запреты, обусловленные вхождением в состояние ихрама

Человеку, вошедшему в состояние ихрама, для выполнения обрядов хаджа или ‘умры запрещаются следующие действия:

1. Мужчине запрещается надевать что-либо скроенное, покрывать чем-либо голову и лицо, а также использовать закрывающую пальцы ног и имеющую задник обувь.

2. Женщине запрещается закрывать лицо и надевать перчатки.

3. Пользоваться ароматическими веществами. Но пользоваться ими непосредственно до того, как войти в состояние ихрама, можно и нужно.

4. Использовать мази не в лечебных целях.

5. Удалять волосы на любом участке тела.

6. Подстригать ногти.

7. Вступать в брак /1/.

8. Иметь интимную близость, а также совершать все то, что активизирует либидо.

9. Спорить или ссориться с кем-либо.

10. Охотиться, быть проводником на охоте, убивать диких животных, кроме тех, которые могут быть опасны для людей /2/.

Как быть, если возникла необходимость выйти из состояния ихрама

В Коране сказано: «…Если же вы окажетесь ограничены [из-за болезни, каких-либо проблем, возникших в пути], тогда, по мере ваших возможностей, принесите в жертву животное (барашка, например) [раздав мясо неимущим]» (см. Св Коран, 2:196). Предположим, человек отправляется в хадж или выходит в дорогу для совершения ‘умры. В пути, после того как он уже вошел в состояние ихрама, возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают на его пути к священным местам. В таком случае выходом из состояния ихрама для него является принесение в жертву животного /3/. Если такой возможности нет, тогда на сумму, которую он потратил бы для покупки этого животного, он покупает еду и раздает неимущим. Если и такая возможность не представилась, тогда примерно переводит это количество продуктов в меру сыпучих тел «мудд» /4/ и по количеству муддов постится соответствующее количество дней. Это и будет выходом из состояния ихрама в такой ситуации.

Начав ритуал совершения хаджа или ‘умры, обязан ли человек довести его до конца?

В Коране сказано: «Совершите хадж и малое паломничество (‘умру) завершенно (полно)». То есть совершите все необходимые ритуалы, сторонясь греховных деяний и поступков.

Богословы ханафитского мазхаба, опираясь на текст аята, акцентировали также внимание на том, что «начав, следует довести до конца». Если что-то помешает довести ритуал хаджа или ‘умры до конца (например, резкое ухудшение здоровья), тогда, выйдя из состояния ихрама закланием в жертву животного, нужно будет выполнить в последующем все ритуалы заново, причем в обязательном порядке.

Богословы шафиитского мазхаба не поддержали данную трактовку аята, отметив, что если человек никак не сможет завершить паломничество, то на него не будет возложена обязанность его восполнения: желательное так и останется желательным, а незавершенное просто аннулируется. Но для выхода из состояния ихрама необходимо будет принести в жертву животное. По последнему нет разногласий и разночтений.

/1/ Однако ученые-ханафиты допускают помолвку и вступление в брак для находящегося в состоянии ихрама.

/2/ Паломнику разрешается рыболовство и принесение в жертву домашних животных.

/3/ А также стрижка либо укорачивание волос. См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 566.

/4/ Мудд — мера сыпучих тел, переводя на граммы, по мнению богословов-ханафитов, равняется примерно 815 грамм, а по мнению ученых остальных трех мазхабов — 543 грамма. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 417.

islamforum

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх