Знания

Искусственное прерывание беременности – точка зрения ислама

Пока всевозможные религиозные группы, гуманисты, либералы, феминистки громко отстаивают свою точку зрения на принудительные аборты, общество поделилось на два противоположных лагеря, конфликты между которыми зачастую заканчиваются насилием и даже гибелью людей.

Действительно, аборты — одна из самых противоречивых областей планирования семьи, которая пока не получила непредубежденной оценки экспертов и однозначного признания общества. В то же время, для тех, кто призывает к контролю над рождаемостью и планированию семьи, это самый главный метод регуляции деторождения.

Определение аборта

Как ни странно, но определение понятия «аборт» в разные времена варьировалось в зависимости от страны, законодательства, особенностей врачебной практики.

Сэр Стэнли Клейтон (Stanley Clayton) и Джон Ньютон (John Newton) в своей брошюре «Карманный справочник по акушерству» издания 1976 года (A Pocket Obstetrics) определяют аборт как «изгнание плода в сроки до 28 недели беременности». Той же точки зрения до сих пор придерживается и британский закон.

Ральф Бенсон (Ralph Benson) в «Руководстве по акушерству и гинекологии» (1977 г.) (Handbook of obstetrics and Gynecology) пишет, что аборт — это «прерывание беременности до наступления жизнеспособности плода. Технически жизнеспособности он достигает на 23-24-й неделе, когда весит немногим более 600 г».

Законы США в этом отношении зависят от штата. Закон разрешает аборт по желанию женщины в первый триместр беременности, на втором триместре вступают в силу дополнительные ограничения, точнее процедура разрешена только в случае медицинских показаний для аборта.

По определению Всемирной организации здравоохранения, аборт это «изгнание или извлечение плода или эмбриона весом до 500 граммов из тела матери».

Согласно современному медицинскому определению, аборт это изгнание концептуса (продукта оплодотворения) или плода до того, как он станет жизнеспособным, показателем чего является беременность сроком более 20 недель и вес плода 500 граммов и более. Недавно в некоторых штатах вес жизнеспособного плода снизили до 300 граммов.

Для обозначения спонтанного аборта неспециалисты часто употребляют термин «выкидыш», тогда как термином «аборт» называют искусственный аборт — легальный или нелегальный.

В «Британской энциклопедии» издания 1982 года абортом называется «прерывание беременности до наступления жизнеспособности плода», о которой свидетельствует вес плода 1000 граммов и срок более 20 недель беременности.

 
Частота искусственных абортов

Доктор Гиллебод (John Guillebaud) в своей книге «Таблетка и другие разновидности гормональной контрацепции» (The Pill and Other Forms of Hormonal Contraception) утверждает, что частота искусственных абортов в начале 80-х годов ХХ века составляла 40 млн в год, причем лишь в половине из них процедура проводилась легально. В результате нелегальных абортов умирало около 200 000 женщин в год, сотни тысяч абортов заканчивались серьезными осложнениями, такими как различные воспалительные заболевания органов малого таза, частые выкидыши, бесплодие.

Авторы книги «Контроль рождаемости у людей» (Human Fertility control) ученые Д. Хоукинс (Hawkins D) и М. Элдерс (Elders M.) пишут, что искусственное прерывание беременности — самый эффективный метод сдерживания прироста населения и планирования семьи, который привел к значительному снижению прироста населения в разных странах.

По данным журнала Time от 6 августа 1984 года, каждый год в мире совершается 50 млн искусственных абортов. В Японии количество таковых (легальных и нелегальных) стабилизировалось на отметке 3 млн в год, что привело к снижению коэффициента рождаемости до 13,5 на 1000 человек в год (гормональные таблетки в Японии до сих пор недоступны).

Чрезвычайно высока частота абортов в России, Китае и странах бывшего восточноевропейского блока. Это объясняется, в основном, нехваткой оральных контрацептивов, вследствие чего искусственное прерывание беременности является средством контроля над рождаемостью. В Беларуси на каждые 100 родов приходится 200 абортов, т.е. абортом заканчивается 2/3 всех беременностей (Kovasc L: Abortion and contraceptive practice in Eastern Europe (Ковач Л: Аборты и методы контрацепции в Восточной Европе 1997 г.)).

Что касается стран Латинской Америки, то здесь проживает, преимущественно, католическое население, а предупреждение беременности (за исключением метода «безопасного периода») противоречит церковным догматам. Частота нелегальных искусственных абортов в этом регионе составляет 3 млн случаев в год. На Пиренейском полуострове (Испания и Португалия), а также в других католических регионах, где церковь осуждает регулирование рождаемости и тем более искусственные аборты, частота нелегальных абортов составляет 1 млн в год — это самый высокий показатель в Западной Европе — и приводит к смерти 3500 женщин ежегодно.

По статистике, в столице Филиппин Маниле нелегально аборты делают 100 000 женщин в год — примерно столько же, сколько в Британии (только население Манилы составляет 5 млн, а население Британии — 55 млн человек).

В США численность искусственных абортов стабилизировалась после легализации абортов в 1973 году и составляет 1,5-1,6 млн в год. Более 60% всех искусственных абортов в США, Канаде и Европе приходится на молодых незамужних девушек в возрасте до 20 лет. Около четверти всех абортов приходится на девушек подросткового возраста (моложе 17 лет).

Авторитетное медицинское издание Pediatrics (приложение за 1985 год) в статье «Секс, наркотики, рок-н-ролл и понимание поведения подростков» упоминало, что ежегодно в США беременность наступает у 1,2 млн девочек в возрасте от 12 до 17 лет, из них 49% рожают детей, в 13% случаев беременность заканчивается выкидышем или мертворождением; остальные 400 тыс. делают аборты. Time от 9 декабря 1985 года утверждал, что ежегодно беременность наступает у трети всех девочек старшего школьного возраста (незамужних), половина из которых делают аборты, а остальные —  рожают детей. По данным за 1982 год, 80% всех беременных девушек моложе 20 лет не состояло в браке, и половина из них сделали аборты.

Очевидно, что неразборчивые половые связи и сексуальная революция — это главные причины нежелательных беременностей, а значит и искусственных абортов, легальных и тайных. Причем последние сопровождаются серьезными последствиями и иногда имеют летальный исход. В США, несмотря на доступность различных методов контрацепции для девочек школьного возраста, показатели беременности среди них очень высоки.

Журнал Time (9 декабря 1985 года) приводит следующие цифры (которые подтверждает и медицинский журнал Pediatrics): если на девушек моложе 15 лет приходится 30 тыс. беременностей в год, то к 17 годам — уже 1,2 млн. К 20 годам количество беременностей вне брачных уз доходит до 2 млн, при этом половина из них заканчиваются абортом. Все исследования показывали, что среди афроамериканцев количество беременностей и абортов в 2,5 раза выше, чем среди белых. В конце 90-х годов в США стали реже происходить случаи абортов среди девочек-подростков, т.к. они усвоили методы контрацепции.

После распространения УЗИ-диагностики в Китае, Индии и некоторых других странах возникла тенденция делать аборты в случае, если плод оказывался женского пола. К сожалению, такие аборты, как правило, делаются во втором триместре беременности нелегально и приводят к ряду осложнений.

Медицинские показания для аборта расширились: к ним относятся не только физические заболевания, но и предполагаемое психическое расстройство в результате продолжения беременности. Точно так же аборт считается решением проблемы, если беременность каким-либо образом негативно скажется на члене семьи (Британский закон об абортах 1967 года).

Еще один новый вид показаний для аборта: многоплодная беременность. В этом случае предлагают сделать «редукцию плода». Многоплодная беременность зачастую является результатом лечения бесплодия, при котором лечащий врач вводит в матку более трех оплодотворенных яйцеклеток. На заседаниях в Кувейте в 1987 году и в Аммане в 1986 году исламские юристы осудили подобную практику. Позднее гинекологи всего мира приняли решение об ограничении количества вводимых оплодотворенных яйцеклеток максимум до трех во время каждого цикла экстракорпорального оплодотворения.

Исторический аспект легальности искусственных абортов:

 
Уважение к человеческой жизни с момента зачатия

С древних времен медицина выступала против искусственного прерывания беременности. Египетский фараон Имхотеп (живший в III тысячелетии до н.э. и считавшийся богом медицины) придумал клятву, которую должны были произносить все лекари, и которая запрещала им прописывать абортивные препараты. Произнося всем известную «клятву Гиппократа», врач торжественно клянется не заниматься изгнанием плода при помощи лекарств, суппозиториев или любых других средств. Женевская декларация 1968 года с принятыми в Сиднее поправками закрепляет «клятву Гиппократа» и обязывает каждого врача «относиться с предельным уважением к человеческой жизни с момента зачатия». Однако Декларация, подписанная в Осло (1983 год), сохраняя за врачом это моральное обязательство, признает и отличный взгляд на аборты:

«Различное отношение  к  этой  ситуации  объясняется различным отношением к жизни нерожденного ребенка. Это вопрос личных убеждений и совести».

Эта серьезная перемена отношения возникла в результате совокупности социальных изменений в разных странах, где подверглись серьезной перестройке образ жизни и нравы.

Интересно отметить, что древние цивилизации, запрещая производить аборты и даже сурово карая тех, кто их делает, на определенном этапе смотрели сквозь пальцы на распространение тайных абортов и даже потворствовали этой практике. В своем учебнике о методах регулирования рождаемости М. Поттс (M. Potts) и П. Диггори (P. Diggory) подчеркивают, что аборты практиковались в Египте времен Среднего царства (2133-1786 гг. до н.э.), а при раскопках в Помпеях было обнаружено влагалищное зеркало, подходящее для проведения аборта.

Римский поэт Овидий восклицал:

«В наше время немногие женщины вынашивают всех детей, которых зачали».

Похоже, это касается и большинства современных женщин, которые живут в обществах, легализовавших аборты по требованию или под малоубедительным давлением социальных или психологических обстоятельств.

Библия считает искусственный аборт преступлением, но не таким, как убийство. В качестве моральной компенсации решение о наказании принимает муж женщины, сделавшей аборт. Того, кто ей в этом помог, может покарать судья, присудив порку или тюремное заключение.

Католическая церковь в этом отношении более строга. Еще в VII веке она приняла правило о смертной казни за проведение искусственного аборта.

Законы о присуждении высшей меры наказания тем, кто способствовал такому преступлению, как аборт, приняли Англия в 1524 году, Германия — в 1531 году, Франция — в 1562 году и Россия — в 1649 году.

После промышленной революции и социальных потрясений XVIII-XIX столетий европейские страны постепенно отменили эти суровые законы и заменили их менее строгими мерами, такими как тюремное заключение, штраф и лишение врача лицензии.

К 1929 году британский закон разрешал аборты, если беременность могла угрожать здоровью будущей матери. Ранее закон допускал аборт, только если беременность угрожала ее жизни, но не здоровью.

С 1929 по 1967 год искусственное прерывание беременности без очевидных медицинских показаний считалось преступлением и наказывалось тюремным сроком, штрафом, лишением лицензии на медицинскую практику. В 1967 году британский парламент принял поправку, разрешающую делать аборт беременной женщине, если:

  • продолжение беременности может представлять угрозу для ее жизни;
  • продолжение беременности представляет угрозу для ее физического или психического здоровья, здоровья детей семьи (ее собственных, детей мужа или усыновленных детей);
  • при вероятности наличия пороков развития плода.

Предполагалось, что аборты должны совершаться в медицинском учреждении, имеющем лицензию министерства здравоохранения, но не обязательно специалистом.

Первой страной мира, легализовавшей аборты по требованию, была коммунистическая Россия, где в ноябре 1920 года был принят закон, «разрешающий беспрепятственное совершение абортов в советских больницах». Это привело к упадку института семьи и снижению численности населения. Сталин видел в этом угрозу и в 1935 году принял новый закон, разрешающий аборты только по медицинским показаниям. Приветствуя закон, газета «Правда» писала:

«Нашим советским женщинам дано счастье материнства. Мы обязаны охранять нашу семью».

Однако уже в 1955 году закон 1920 года был восстановлен. Страны восточного блока скоро последовали этому примеру с незначительными оговорками. С 30-х годов прошлого века началась либерализация законов об абортах в скандинавских странах, в 1935 году — в Исландии, в 1938 году — в Швеции и Дании. Япония разрешила аборты по желанию женщины и как средство регулирования рождаемости в 1948 году, за ней последовал Китай во время культурной революции 60-х годов. Соответствующие законы были приняты в 1967 году на Гаити и в Великобритании, в 1971 году в Индии и в 1973 году в США. К 1980 году более 70% мирового населения жило в странах, где аборты по желанию женщины были разрешены или на них действовали минимальные ограничения.

Страны, где разрешены аборты по требованию:

Россия, Китай, Япония, скандинавские страны, Восточная Европа, Вьетнам, Северная Корея, США, Тунис (единственная мусульманская страна).

Страны, где аборты разрешены с некоторыми ограничениями:

Великобритания, Канада, Индия, Франция, Германия, Нидерланды, Италия, Швейцария, Турция, ЮАР.

Страны, разрешающие аборты только по медицинским показаниям:

католические страны Латинской Америки, Ирландия, Испания, Португалия, Мальта, Бельгия, Филиппины, все мусульманские страны, кроме Туниса и Турции.

К сожалению, во многих обществах в качестве меры по регулированию рождаемости используются не средства предупреждения беременности, а искусственные аборты.

Многие гинекологи, политики, международные организации призывают использовать искусственные аборты как средство регулирования рождаемости наряду со всеми доступными методами, в том числе, стерилизацией мужчин и женщин.

Согласно информации из «Британской энциклопедии», современные взгляды и средства контроля рождаемости, в том числе, строгий государственный контроль над численностью населения, допускают массовую принудительную стерилизацию, как это было в Китае, где в рамках демографической политики Мао Цзэдуна были принудительно стерилизованы 40 миллионов человек, а также при Индире Ганди в Индии, где вынудили сделать стерилизацию 24 миллиона человек. Миллионы китаянок были вынуждены пойти на аборт, так как по китайским законам, паре разрешается иметь только одного ребенка.

М. Поттс и П. Диггори также пишут:

«Контрацепция и аборты — основные способы регулирования рождаемости. Общество не может выполнить свои задачи в области регулирования рождаемости исключительно использованием контрацепции. Таким образом, сочетание обратимых методов контрацепции (и стерилизации) и искусственные аборты будут оставаться необходимыми элементами регулирования рождаемости.

Всегда в истории, особенно в последние 100 лет, для контроля деторождения общества использовали средства по предупреждению беременности и искусственные аборты в комбинации. Нравственные и политические объяснения услуг по совершению абортов оказались весомее таких факторов, как доказанный процент смертности или данные об издержках и преимуществах. Аборты встречаются в обществах с низким уровнем рождаемости и, вероятнее всего, наиболее распространены в обществах, где рождаемость снижается под давлением социально-экономических условий».

Как видим, данная цитата содержит ряд противоречивых и нелогичных утверждений: например, что практика абортов существует, несмотря на видимую угрозу для здоровья и жизни будущей матери, что аборты распространены в обществах с низкой рождаемостью, хотя они, казалось бы, должны повышать рождаемость путем запрета абортов и поощрения деторождения.

США и европейские страны призывают страны третьего мира ограничивать рождаемость и прирост населения любыми способами — даже теми, которые неприемлемы для них самих. Они поощряют правительства стран третьего мира принимать законы и меры по контролю над рождаемостью, даже если это подразумевает принудительную стерилизацию, использование небезопасных противозачаточных средств и принудительные аборты.

Количество так называемых «терапевтических абортов» по медицинским причинам составляет незначительный процент всех производимых в мире абортов. М. Поттс и П. Диггори утверждают:

«Аборты на основании того, что продолжение беременности угрожает жизни женщины, составляют незначительное число, небольшое число абортов приходится на случаи, когда у плода обнаруживают пороки развития».

Если женщина хочет родить ребенка, то почти все гинекологи и акушеры приложат максимум усилий, чтобы исполнить ее желание, даже если у нее может быть заболевание, которое в других случаях является показанием для аборта. Сюда относятся прогрессирующие заболевания почек, печени, сердечнососудистой системы, неконтролируемый диабет, гипертония, прием иммунодепрессивных препаратов, патологические изменения клеточного состава крови.

В книге «Контроль рождаемости у людей» (Human Fertility control)  Д.Хоукинс и М.Элдерс подчеркивают:

«Cтраны с демографическими проблемами считают политически целесообразным, по крайней мере, негласно, поддерживать учреждения, производящие аборты. Общественность в целом понимает, что аборты — ошибочное или, по крайней мере, неудовлетворительное с медицинской и психологической точек зрения решение социальных проблем. Церковь сталкивается с проблемой того, что не может настаивать на своей позиции, не теряя приверженцев… Среди врачей мало кто доволен наличием социальных факторов, обуславливающих необходимость абортов, еще меньше удовлетворены средой, которая в недостаточной мере стимулирует использование эффективных средств контрацепции».

Большинство практикующих врачей и гинекологов согласны с тем, что поскольку нелегальный аборт сопряжен с серьезными осложнениями вплоть до летального исхода, то в случае необходимости аборта  прагматизм диктует, чтобы процедуру выполнял профессионал в соответствующих условиях. Риск осложнения от такой процедуры намного меньше, а смертность в результате аборта в первый триместр беременности действительно очень низка, особенно после того, как начали применять такое средство для медикаментозного прерывания беременности, как антипрогестин RU 486 (мифепристон) в сочетании с мизопростолом (результат достигается в 90% случаев при условии срока меньше 9 недель — считается от даты начала последней менструации).

Показатель смертности от нелегальных абортов составляет около 50 случаев на 100 000, тогда как при легальных абортах в первом триместре умирает в среднем 2 на 100 000 женщин. Во втором триместре смертность достигает 40 случаев на 100 000. Считается, что во всем мире в результате нелегальных абортов погибают 200 000 женщин в год.

Аборт не следует применять как средство регулирования рождаемости. Следует устранять социальные причины, ведущие к нежелательной беременности. При необходимости пары должны иметь возможность применять временные средства предупреждения беременности. Необходимо строго ограничить аборты только случаями медицинских показаний, на которые сейчас приходится незначительное число абортов, производимых по желанию женщины или по социальным причинам.

 
Отношение религий к аборту

Ислам, христианство и иудаизм считают деторождение неотъемлемой частью брака. В Книге Бытия Бог сказал Адаму и Еве:

«Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею».

В исламе произведение потомства не только неотъемлемая часть супружества, но и акт поклонения. Даже соитие с женой считается милостыней, о чем говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Священный Коран гласит:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (Коран, 4:1).
«Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них детей, внуков и наделил вас благами… » (Коран, 16:72).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил всем мусульманам:

«Женитесь, размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться численностью вашей перед другими общинами» (Ибн Маджа);

 

он также сказал:

«Женись на любящей и плодовитой, потому что я буду гордиться вашим количеством» (Абу Дауд).

 

Хотя учение ислама поощряет продолжение рода в рамках супружества, оно не возражает против временных мер предупреждения беременности. Сам Пророк (мир ему и благословение) разрешал сподвижникам практиковать азл (прерванный половой акт или онанизм) (о чем сообщается в сборниках хадисов Бухари, Муслима, Ахмада).

Его учение разительно отличалось от позиций Старого завета и Книги Бытия. Онан, младший сын Иуды, внук Иакова, «когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт.38:9), т.е., чтобы вдова брата не смогла родить наследника (который, по еврейскому закону, считался бы ребенком не Онана, а его покойного старшего брата). Этим Онан прогневал Бога и Тот умертвил его.

Католическая церковь придерживается самой консервативной точки зрения на любые средства предупреждения беременности, осуждая все, кроме воздержания во время овуляции и перед ней, т.е. совокупления в «безопасные дни». Точно так же она придерживается самых консервативных взглядов в отношении абортов: строго запрещает искусственное прерывание беременности в любом виде на любом сроке, т.к. согласно догматам католицизма, отсчет человеческой жизни начинается с момента оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка приравнивается к человеку, поэтому ее уничтожение любыми средствами приравнивается к убийству.

Ислам разрешает временные средства контрацепции при условии, что они безвредны и должны применяться по взаимному согласию супругов. Стерилизация запрещена за исключением случаев наличия явных медицинских показаний, когда беременность представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни женщины (резолюция Совета Академии исламского правоведения, принятая на сессии в Кувейте в декабре 1988 года).

Точно так же, аборт допускается только в двух случаях: если продолжение беременности представляет угрозу для жизни и здоровья женщины, и если доказано наличие серьезного врожденного порока развития плода. Аборт полагается производить не позднее чем через 120 дней с момента зачатия, так как, согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), по истечении этого срока плод уже имеет душу. Однако если под угрозой не только здоровье, но и жизнь будущей матери, то ради спасения ее жизни допускается cделать аборт или вызвать искусственные роды.

Решение о прерывании беременности должно приниматься, если в его пользу высказались не менее трех врачей.

Это соответствует фатве, принятой на заседании совета по фикху «Всемирной исламской лиги», состоявшемся в Мекке в феврале 1990 года. За фатву проголосовало большинство исламских правоведов, президент совета покойный шейх Абдулазиз Бин Баз (Abdulaziz BinBaz) и шейх Бакр Абу Зайд (Bakr Abu Zaid) воздержались.

Многие факихи подходят к этому вопросу более строго и разрешают аборт только в первые 40 дней после зачатия (считая с момента оплодотворения, а не последней менструации). По сути, эта фатва действовала в Саудовской Аравии до 1990 года, когда совет по фикху продлил этот срок до 120 дней.

Более консервативные факихи-маликиты, а также имам Аль-Газали, принадлежащий к шафиитскому мазхабу, не разрешают аборт ни на каком сроке, за исключением случаев, когда он необходим для спасения жизни женщины.

В то же время, некоторые правоведы разрешают аборты по социальным причинам, например, в случае изнасилования, или если продолжение беременности повредит грудному ребенку, или невозможно найти кормилицу, или отец слишком беден, чтобы нанять кормилицу. Аборты по социальным причинам, а также по медицинским показаниям в течение первых 120 дней после зачатия  разрешают, главным образом, зейдиты. Кроме того, с некоторыми оговорками на тех же позициях стоят некоторые ханафитские, ханбалитские и шафиитские ученые.

Впрочем, большинство исламских правоведов всегда считали единственным основанием для аборта только серьезные медицинские показания, что объясняется уважением ислама к человеческой жизни. О неприкосновенности человеческой жизни гласят многие хадисы и аяты Корана, например:

«…Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям…» (Коран, 5:32).

Коран осуждает убийство детей из нужды или страха перед нуждой:

«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними. Не приближайтесь к мерзким поступкам — ни к очевидным, ни к сокрытым. Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, — быть может, вы уразумеете» (Коран, 6:151).
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех»(Коран, 17:31).

Передают, что Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Всевышний Аллах) рассказывал о том, что однажды он спросил: «О Посланник Аллаха! Какой грех является самым тяжким?» Он сказал: «Приобщение сотоварищей к Аллаху, который является твоим единственным Творцом». Он спросил: «А потом?» Он сказал: «Потом убийство собственного ребенка из страха перед тем, что он разделит с тобой пропитание». (Бухари, Муслим).

 

Хотя большинство мусульман считают зародыша живым с первых дней после зачатия, они наделяют его статусом полноценной человеческой жизни только после того, как в него вселится душа. В книге «Аттибиан фи аксам аль-Куран» Ибн Аль-Кайим задается вопросом: можно ли считать зародыша живым до того, как произошло его одушевление? И отвечает — да, можно, но его жизнь заключается в росте и питании, и этим он больше похож на растение, и только после того, как в него вселяется дух, он обретает восприятие и волю».

Точно так же Ибн Хаджар Аль-Аскялани в своем фундаментальном труде «Фатх уль-Бари», обсуждая, какой орган формируется в зародыше первым, пишет:

«Печень формируется первой, так как этот орган отвечает за питание и рост. Но момент воли и восприятия приобретаются только после одушевления».

Зародыш обретает душу после того, как пройдет несколько стадий развития. Священный Коран гласит:

«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надежном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжеванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Коран, 23:12-14).

Все исламские правоведы и толкователи Корана единодушны в том, что в этих аятах под «другим творением» подразумевается одушевление, когда в тело плода входит дух.

Передается от Абдуллаха бин Масуда, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«У каждого из вас все составляющие его творения собирают вместе в утробе матери к сороковому дню как капля, потом находится столько же как сгусток (или как пиявка)алака, потом находится столько же как разжеванный кусок мяса мудга, потом Аллаг посылает к нему Ангела с четырьмя указаниями: пишет ему его деяния, продолжительность его жизни, его пропитание и какой будет его жизнь. Потом вдыхает в него “Дух”…» (Бухари, Муслим).

 

Это значит, что одушевление происходит на 120-й день, считая с дня зачатия. Однако есть другой хадис, переданный Хузайфой ибн Асидом, в силу которого некоторые алимы считают переломным 40-й день после зачатия, когда плод обретает человеческую жизнь.

«Сообщается со слов Хузейфы ибн Асида, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Через сорок два дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей (предварительный) внешний облик и создаёт (у зародыша) слух, зрение, кожу, плоть и кости, а потом говорит: «О Господь мой, мальчик или девочка?» — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: «О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)?» — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: «О Господь мой, (каким будет) его удел?» — и Господь твой решает, как пожелает…»(Муслим).

 

Примечательно, что органогенез (формирование органов эмбриона) происходит между 4-й и 8-й неделями после зачатия (считая с момента оплодотворения), и достигает пика на 42 день. После этого момента гонады эмбриона начинают дифференцироваться, превращаясь в семенники или яичники. Ствол головного мозга эмбриона тоже формируется и начинает функционировать за 42 дня. Однако высшие функции головного мозга все еще остаются в стадии формирования, которое подходит к концу в начале 20-й недели, начиная с последней менструации, что эквивалентно 120 дням с момента оплодотворения (то есть зачатия).

На конференции по этике трансплантации органов в Оттаве в августе 1989 года прозвучал доклад, в котором были представлены результаты исследования, полученные путем вскрытия абортированных плодов. Автор доказывал, что синапсы между верхними и нижними отделами головного мозга начинают работать только в начале 20-й недели беременности, считая с даты последней менструации, что эквивалентно 120 дням с момента зачатия (оплодотворения).

Очевидно, что оба высказывания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) подразумевают разные периоды развития центральной нервной системы плода: хадис о 42 днях говорит о развитии и функциях стволовой части мозга, тогда как хадис о 120 днях — о верхних отделах и их контроле над нижними.

Имеется много хадисов, которые указывают на то, что по мере развития плода он обретает все более высокий статус. Если женщина совершила преступление, за которое полагается смертная казнь, то приведение приговора в исполнение откладывается до тех пор, пока она не родит, после чего ей дается еще два года на кормление ребенка, если нет кормилицы. Причем это относится даже к незаконной беременности.

Плод имеет наследственные права по отношению к отцу, а если отец умер, когда ребенок был во чреве, то доля наследства нерожденного ребенка остается за ним до момента рождения.

Намеренное или непреднамеренное убийство плода карается штрафом в размере 1/20 дийи (дия — компенсация за убийство), что составляет 500 золотых динаров. Кроме того, за преднамеренный аборт власти могут присудить и другое взыскание.

Шейх Мохмуд Шалтут (Mohmoud Shaltout) — имам мечети аль-Азхар в 1940-50-е  годы — писал:

«Ученые прошлого единодушны в том, что после появления признаков шевеления плода (спустя 120 дней после зачатия), аборт запрещен для всех мусульман, поскольку это преступление против живого существа. Таким образом, если плод родился живым и умер сразу же после родов, положено выплатить выкуп за кровь, а если плод родился мертвым — 1/20 часть дийи (гурра)» (Islam: Creed and Shariah).

Имам Газали (ум. 1122 г.) в своем знаменитом сочинении «Ихья улум ад-дин» пишет, что аборт в любой момент после зачатия является харам (запрещен мусульманам), при этом тяжесть греха при его совершении зависит от срока беременности. Он приравнивал аборт к убийству человека, как если бы плод родился живым и умер в результате действий, связанных с абортом, или применения каких-то препаратов. Однако он признавал искусственное прерывание беременности на стадии нуфта (срок до 40 дней) меньшим преступлением, чем извлечение плода на стадии алака (срок 40-80 дней), которое в свою очередь, считал менее тяжким преступлением, чем совершение аборта в период мудга (60-120 дней). Самым тяжким преступлением он считал аборт после обретения плодом души, т.е. после 120 дней беременности. По его мнению, аборт недопустим на любых стадиях беременности, если только жизни женщины не угрожает опасность.

Знаменитый мусульманский врач Абубакер Аль-Рази (ум. 925 г.) в своих трудах «Аль-Мансури» и «Аль-Хави» перечислил много абортирующих средств и методов на случаи, когда продолжение беременности ставит под угрозу здоровье или жизнь женщины. Точно так же Ибн Сина (Авиценна) посвятил целую главу «Китаб аль-Канун фи-т-тибб» медицинским показаниям для аборта и способам его выполнения.

Я думаю, что признание ими необходимости аборта в некоторых случаях, когда продолжение беременности ставит под угрозу здоровье и жизнь матери, более реалистично и гуманно, чем средневековая и современная позиция католической церкви.

Однако шариат никогда не будет освобождать от ответственности за аборты по желанию женщины, какие проделываются во многих странах, где легализованы аборты.

К сожалению, 1 июля 1965 года в Тунисе был принят закон 65/24, разрешающий аборты без убедительных причин. Ситуация стала еще хуже, когда 19 ноября 1973 года вступил в силу новый закон 73-75, позволяющий делать аборты по желанию женщины в первом триместре беременности и даже, без достаточно веских причин, во вторую половину беременности. Это единственная мусульманская страна, где действует закон, идущий вразрез со всеми общепризнанными фатвами всех исламских правоведов и советов исламских правоведов.

В Турции аборт разрешен с некоторыми ограничениями, т.е. на основании медицинских показаний или убедительных социальных причин. В остальных странах исламского мира аборты разрешены только во имя жизни и здоровья будущей матери. Во многих странах аборт допускается в случае серьезных пороков развития плода. При этом предельный срок проведения аборта составляет 120 дней с момента оплодотворения, что эквивалентно 134 дням с момента начала последней менструации.

Доктор Мохамед Али Альбар (Лондон) — директор Центра медицинской этики

Международный медицинский центр (Джидда, Саудовская Аравия)

Источник: CILE Center

Перевод: «Ислам для всех!»

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх