Знания

Какую одежду выбрать мусульманину? Взгляд Ислама

Бог почтил человека перед другими творениями, создав его в самом наилучшем образе. В Священном Коране говорится: «Мы сотворили человека в прекраснейшем облике», т.е. человек – Венец Творения, самое совершенное создание Земли. Только человек обладает способностями мыслить, говорить, заниматься физическим трудом, тренировать память, усовершенствовать различные навыки и умения. 

Всевышний внушил людям потребность в одежде и скрытии своей наготы, которую демонстрировать окружающим является немыслимо с точки зрения верующего человека. В Коране повествуется о цели сотворения одеяний: «О, сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяния для прикрытия ваших срамных мест и для украшения».

Помимо этого, одежда служит украшением для человека. Всевышний повелел людям украшаться и наряжаться. Творец подчеркнул необходимость привести свою внешность в надлежащий вид во время отправления мусульман на совместную молитву. В суре «Преграды» сказано: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал мусульман обличаться в красивые одеяния с целью оставить приятное впечатление у других людей: во время общения на деловых встречах, праздниках, совместных молитвах и других мероприятиях. Такое трепетное отношение пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к внешнему виду мусульманина обусловлено тем, что человек по природе своей склоняется к чистому и опрятному товарищу, и в то же время чувствует себя не комфортно при общении с грязным и неряшливым собеседником.

Показательным примером разного отношения людей к по-разному выглядевшим прохожим – одному – грязному, неряшливому и другому – напротив чистому, элегантно одетому, явился социальный опыт, который провели сотрудники одного европейского телеканала. Идея постановки была такова – сначала элегантно одетый мужчина, прогуливаясь в людном месте, сделал вид, что потерял сознание и упал на землю. Тут же к нему подбежали случайные прохожие и начали оказывать ему различную помощь. Через некоторое время в этом же месте пошел другой мужчина, выглядевший как бродяга, и также сделал вил, что потерял сознание. Ни один человек не поспешил протянуть ему свою руку помощи или хотя бы вызвать скорую.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя своих сподвижников с миссионерской деятельностью к другим народом, наставлял их: «Вы идете к вашим братьям, поэтому приукрасьте ваши повозки и одеяния, что бы оставить хорошие впечатления о себе среди людей. Поистине, Аллах не любит непристойность и неприличность».

Как-то пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осудил одного человека, запустившего свой внешний вид до такой степени, что люди стали избегать общения с ним. Передается от Атаа бин Ясар, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в мечети и в это время зашел человек с взъерошенными волосами и бородой. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал знак рукой, дав ему понять, что бы он вышел и привел себя в надлежащий вид. Человек так и поступил, после чего снова зашел в мечеть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Разве вот так не лучше для тебя, чем ходить с взъерошенной головой, как шайтан?»

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считал, что не только одежда красит человека, но и приятные речи, в том числе разговоры об окружающих нас милостях Аллаха. Такая позиция пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вполне соответствовала смыслу аята суре “Утро”: «И возвещай о милости своего Господа».

Малик ибн Надля поведал следующую историю: «Однажды я пришел к пророку в безобразной одежде, т.е. не соответствующей моему социальному статусу и богатству. Пророк, увидев меня, спросил: «Есть ли у тебя какое-либо имущество?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Откуда оно?» Я сказал: «Аллах даровал мне верблюдов, овец, лошадей и рабов». Тогда пророк сказал: «Раз Всевышний тебе даровал богатство, пусть же на тебе будут видны следы милости Аллаха».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также объяснил, что ухаживать за своим внешним видом не противоречит сути веры и не является проявлением высокомерия. Передается от ибн Масуда хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он сообщил о том, что не войдет в ад тот, в чьем сердце будет веры хотя бы размером с зернышка, и не войдет в рай тот, в чьем сердце находилось высокомерие, даже если оно было размером с зернышко. Услышав пророка (да благословит его Аллах и приветствует), один мужчина воскликнул: «А мне нравится, когда моя одежда чистая, волосы уложены, а шнурки моих сандалий новые. Это тоже проявление высокомерия?» «Нет», промолвил божий посланник (да благословит его Аллах и приветствует), «Это красота. Аллах красив и любит красоту. Высокомерие нечто другое. Это отрицание истины и презрение людей».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелевал одевать наилучшую одежду, особенно если направляешься на встречу с людьми и или на молитву: «Кто помылся в пятницу и надел свою наилучшую одежду, затем умастился парфюмом – если у него есть – затем придет в мечеть, чтобы помолиться, а когда проповедник взойдёт на минбар, будет молча слушать, то это все станет для него очищением грехов, которые он совершил в промежутке между прошлой пятничной молитвой и нынешней».

Здесь возникает вопрос – что же подразумевается под соответствующей Исламу одеждой? Ответ – это та форма одежда, которая распространена в той местности, в который вы находитесь, если не противоречит шариату (не чрезмерно обтягивающая, не видны срамные места).

В Коране есть такой аят: «Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?». По мнению исламских толкователей Корана, фраза «Украшения Аллаха» означает одежду человека, одна из целей которой – украсить человека. В этом аяте Всевышний связал красоту со Своим именем, и это указание на то, что Господь придает особое значение одеянию и украшению своих созданий.

Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб подчеркнул: «Если Аллах проявил к вам Свою щедрость, то не скупитесь на себя», т.е. не пребывайте в таком состоянии, что ваш внешний вид вызывает у людей стойкое отвращение и им будет не приятно находиться в вашем обществе.

Поэтому красивые одеяния, использование парфюма – это не просто наши капризы, это обязанность, к которой нас побуждает нас наша религия.

Нам надлежит помнить о том, что Всевышний Аллах облагодетельствовал нас одеждой и укрыл наши тела, в то время как буквально рядом с нами были и есть люди, которые лишены такой возможности. Поэтому нам надлежит выражать благодарность Всевышнему за все эти милости своими устами. Существует даже специальная молитва: «Хвала Аллаху, который даровал мне это одеяние и послал мне этот удел, а сам я не обладаю ни силой, ни мощью».

Благодарность может выражаться не только словами, но и своими делами. Такой вид благодарности заключается в том, что бы человек одел неимущего, у которого по воле судьбы нет возможности приобрести одежду и должным образом одеться.

Таким образом, мы видим, что ислам побуждает каждого правоверного следить за своей внешностью и одеваться со вкусом, и в то же время пророк учит нас не забывать про остальных членов общества: «У кого есть запасы (продовольствия, имущества), пусть приготовит из них часть тому, у кого их нет!»

islamnews.ru

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх