Знания

Некоторые положения связанные с молитвой в холодное время и во время дождя

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

О том, что человек не обязан посещать мечеть для выполнения коллективной молитвы в морозную и дождливую погоду

Передается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что в один из дождливых дней он сказал муаззину: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. Когда же ему показалось, что люди не одобряют его поступок, он сказал: “Так поступил тот, кто был лучше меня (пророк). Поистине пятничная молитва обязательна, но я не хотел вас обременять, так как вам пришлось бы ходить по грязи и слякоти”. аль-Бухари 901, Муслим 699.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “«Поистине пятничная молитва обязательна» то есть: если бы я дал сказать муаззину “Спешите на молитву”, то услышавшие эти слова непременно отправились бы на молитву под дождь, что было бы обременительным для них. Поэтому я повелел ему сказать вместо этих слов «совершайте молитву в своих домах», дабы вы знали, что дождь является одним из оснований, для облегчения обязательного предписания”. См. «Фатх аль-Бари» 2/447.

Передается от Нафи’а, что он сказал: “Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) возвестил призыв на молитву в Даджнане, а потом сказал: «Совершите молитву в своих жилищах». Затем он поведал нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Аля саллю фи-ррихаль» (Совершите молитву в жилищах)”. аль-Бухари 632, Муслим 697.

Передается от Усамы ибн ‘Умайра (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал муаззин посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами: «Совершите молитву в своих жилищах». Ахмад 5/74-75, Абу Дауд 1059, Ибн Хиббан 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В версии хадиса Абу Дауда сказано, что это был пятничный день.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) были в пути, пошел дождь, и он сказал: «Пусть кто из вас желает, совершит молитву у себя на месте»”. Муслим 698.

Этот хадис привел также и Ибн Хиббан № 2082 и назвал главу так: «Разъяснение того, что веление совершать молитву в своих домах не категоричное, а указание на дозволенность этого».

Упомянутые хадисы указывают на дозволенность оставления коллективной молитвы приемлемой с точки зрения шариата по причине. Об этом сказал аль-‘Иракъи в «Тарх ат-тасриб» 2/318, а затем продолжил: “Ибн Батталь сказал: «Ученые единогласно сошлись во мнении о том, что оставление коллективной молитвы во время сильного дождя, ветра и т.п. является дозволенным»”.

Однако приведенный ранее хадис опровергает то мнение, что оставление посещения коллективных молитв дозволено только при наличии сильного дождя. Усама ибн ‘Умайра рассказывал: “Мы были вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при Худайбии, и нас настиг дождь, от которого даже низы наших сандалий не намочились. И воззвал призывающий посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) со словами «Совершите молитву в своих жилищах». Ахмад 5/74-75, Абу Дауд № 1057, Ибн Хиббан № 2083. Имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн Хиббан использовал этот хадис в качестве довода на то, что на мелкий и большой дождь распространяется действие одних и тех же установлений. И он назвал главу, в которой привел этот хадис следующим образом: «Разъяснение того, что на мелкий дождь, даже если он и не причиняет неудобство, распространяется действие установлений касающихся сильного дождя, причиняющего неудобство». См. “Сахих Ибн Хиббан” 5/438.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, упомянув некоторые вышеупомянутые хадисы, сказал: “Из очевидного смысла этих хадисов следует, что дозволено оставлять коллективную молитву при наличии затруднения, по причине дождя, ветра, мороза, и всего, что ставит человека в трудное положение, будь это в пути или на постоянном месте жительства”. См. «аль-Муфхим» 3/1218.

Веление совершить молитву дома носит выборочный характер, и не является обязательным. См. «Фатх аль-Бари» 2/157.

О форме азана во время холода или дождя

Хадисы предыдущей главы указывают на то, какой должна быть форма азана во время холода или дождя в соответствии с Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Имам ан-Насаи привел часть упоминавшихся хадисов в своем сборнике в главе азана, и назвал эту главу так: “Азан для оставления коллективной молитвы в дождливую ночь”. См. “Сунан ан-Насаи” 1/86.

Шейх аль-Альбани после приведения одного из хадисов предыдущей главы сказал: “В этом хадисе содержится важная Сунна, которая, к сожалению, стала забытой для большинства муаззинов”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/205.

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Из числа деяний, которое из Сунны, но мало тех, кто воплощает его – это произнесение муаззином во время наступления намаза при сильном дожде после слов двух свидетельств и вместо слов: «Спешите на молитву, спешите к спасению», слова: «ас-Саля филь-буют» (молитва в домах), или: «Саллю фи буютикум» (Молитесь в своих домах), или: «ас-Саля фи-ррихаль» (Молитва в жилищах). И тот, кто слышит это, совершает молитву дома, когда идет сильный дождь. И не просто дождь, который не предоставляет трудности, а сильный дождь”. Сл. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” № 11.

Однако среди ученых было разногласие, когда именно следует произносить подобные слова во время азана, как «саллю фи рихаликум» или «саллю фи буютикум» (молитесь в своих домах) и т.п. Группа ученых считала, что эти слова следует произносить после слов свидетельства «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», и при этом они опирались на хадис от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал муаззину в один из дождливых дней: “После того, как произнесешь слова «Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах», не говори: «Хайя ‘аля-ссаля» (спешите на молитву), а скажи: «Саллю фи буютикум» (совершите молитву в своих домах)”. аль-Бухари 901, Муслим 699.

Если же сильный холод или дождь выпал на утреннюю молитву, то они говорили, что произносить следует эти слова после слов муаззина: «ас-Саляту хайру мина-ннаум» (Молитва лучше сна). Ну’айм ибн ан-Нухам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда муаззин пророка произносил азан для утренней молитвы в холодную ночь, я пожелал о том, чтобы он произнес: «Кто останется (дома), нет на нем греха». И когда он произнес: «ас-Саляту хайру мина-ннаум», он сказал эти слова”. ‘Абдур-Раззакъ 1/502, Ибн Абу ‘Асым в “аль-Ахад уаль-масани” 2/67. Достоверность подтвердили хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “Фатхуль-Бари” 2/117, “аль-Джами’ ас-сахих” 2/58.

Что же касается других ученых, то они считали, что подобные слова, как «совершите молитву в своих домах» следует произносить после полноценного азана. В качестве довода они опирались на хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в морозные и дождливые дни повелевал муаззину в конце призыва на молитву говорить: «Аля саллю фи-ррихаль» (Совершите молитву в жилищах)”. аль-Бухари 632, Муслим 697.

Имам аль-Баджи в «аль-Мунтакъа шарх аль-Мууатта» говорил: “Слова муаззина: «Совершайте молитву в своих домах» произносятся после полноценного азана, и это правильнее, так как нельзя прерывать полноценный азан, являющийся отличительным призывом к молитве”.

Некоторые ученые говорили, что если не заменять слова «спешите на молитву» во время азана, на слова «молитесь в своих домах», то получается противоречие. Но на самом деле нет противоречий между этими призывами, и прямой довод этому хадис, который передается от ‘Амр ибн Ауса, сказавшего: “Человек из племени Сакъиф рассказывал нам, что он слышал, как муаззин пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время дождливой ночи в пути говорил: «Хайя ‘аля-ссаля, хайя ‘аляль-фалях, саллю фи рихаликум»”. ан-Насаи 653. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.

Шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби сказал: “Слова: «Спешите на молитву» – призыв для желающих явиться на коллективную молитву. А слова: «Молитесь в своих жилищах» – дозволение оставить коллективную молитву тому, для кого является затруднительным явиться на нее (в дождь, холод и т.п.). Поэтому нет противоречия между двумя этими призывами, о чем говорил ас-Синди”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 8/151-152.

Шейх Машхур ибн Хасан сказал, что все варианты совершения упомянутых видов азана являются правильными, на что указывают достоверные хадисы. Однако более сильное мнение то, к которому склонился имам ан-Науауи и другие ученые, что лучше произносить упомянутую форуму азана во время дождя или холода, после полноценного азана. См. “Фатауа Машхур”, вопрос № 85.

И следует отметить, если существует причина, дозволяющая оставление коллективной молитвы, то дозволено оставлять коллективную молитву в независимости от того, произнес муаззин слова «совершите молитву в своих домах» или нет, слышно было эти слова или нет.

О совмещении молитв по причине дождя, холода или необходимости

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной (‘аср), а вечернюю (магъриб) с ночной (‘иша) в Медине. И это было не во время страха и не в пути”. В другой версии хадиса сказано: “Не в пути и не во время дождя”. Когда же Са’ид ибн Джубайр спросил Ибн ‘Аббаса: “Почему он так поступил?”, Ибн ‘Аббас ответил: “Он желал не утруждать свою общину!” Муслим 705 (49-54).

В словах: «Не в пути и не во время дождя» указание на то, что объединение молитв во время дождя имело место во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Более того, это подтверждается и поступками сподвижников и их последователей (таби’ун):

Нафи’ рассказывал: “Когда правители во время дождя объединяли вечернюю молитву с ночной, Ибн ‘Умар объединял с ними”. Малик в “аль-Мууатта” 1/145, аль-Байхакъи в “ас-Сунан” 3/168. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” 583.

Хишам ибн ‘Уруа рассказывал: “Если в дождливый вечер объединяли вечернюю с ночной молитвой, то Абу ‘Уруа, Са’ид ибн аль-Мусайиб и Абу Бакр аль-Махзуми объединяли вместе с ними, и не порицалось это”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан” 3/168. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/41.

Имам Ибн Къудама сказал: “Дождь является причиной, дозволяющей объединение между двух молитв, так как по причине этого промокает одежда и это влечет затруднение. Однако небольшой дождь, который не намочит одежду, не становится причиной для объединения. Что же касается снега, то он по положению как и дождь, и тоже самое касается града”. См. “аль-Мугъни” 3/133.

Имам аш-Ширази сказал: “Нельзя объединять две молитвы, кроме как во время сильного дождя, от которого промокнет одежда. Что же касается слабого дождика, то нельзя по причине него объединять между молитвами, поскольку от него нет никакой трудности и вреда”. См. «аль-Маджму’» 4/378.

Таким образом, объединение двух молитв связанно не просто с самим дождем, а с трудностью, которая последует по причине дождя. Более того, объединять по причине дождя две молитвы может не каждый, а именно молящиеся в мечети, так как тому, кто молится дома, нет нужды объединять две молитвы. Смысл в объединении молитв во время дождя, града и т.п. в том, чтобы идущие в мечеть на групповую молитву не попали в затруднительное положение. См. «аль-Маджму’» 4/381-382, «‘Акъд аль-джауахир» 1/219.

Что же касается слов Ибн ‘Аббаса, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил две молитвы не во время дождя, не в пути и не во время страха, а по той причине, что он не желал утруждать свою общину, в этом указание на то, что при необходимости дозволяется объединять две молитвы. И в этом хадисе указание на то, что поводом для совмещения молитв может быть не только страх, нахождение в пути или дождь, но и все что ставит мусульманина в трудное положение. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Неправильно будет ограничивать хадис какой-либо конкретной причиной, так как Ибн ‘Аббас сообщил нам об общем смысле хадиса, сказав: «Он желал не утруждать свою общину». Также передается от Ибн Сирина, что он не считал проблемой объединить две молитвы между собой при наличии потребности или какой–либо причины, однако с условием, чтобы человек не делал это привычкой”. См. «аль-Аусат» 2/432.

Имам ан-Науауи сказал: “Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. Также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи’и и Абу Исхакъа аль-Маруази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов, и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн ‘Аббаса: «Он желал не утруждать свою общину». И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/219.

Что же касается некой утомляющей болезни, то нет сомнений в том, что это также относится к числу причин, дозволяющих совмещение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафиитов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/28.

Имам Ибн Къудама в своей книге «аль-Мугъни» говорил: “Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость”. См. также “Фикъху-Ссунна” 1/291.

Необходимо учитывать, что объединение молитв является облегчением, к которому прибегают при необходимости для избавления мусульман от трудностей, а степень необходимости и трудности разнится в зависимости от времени, места и людей.

Что же касается объединения двух молитв без причины, то это запрещено, поскольку у каждой молитвы есть свое строго узаконенное время. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Ниса 4: 103).

Абу Къатада аль-‘Адауи рассказывал: “Однажды нам зачитали письмо ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который в обращении к одному из своих наместников писал: «Три вещи из числа тяжких грехов: Объединение между двумя молитвами без причины; бегство с поля боя; и грабеж»”. ‘Абдур-Раззакъ 2/552, аль-Байхакъи 3/169. Хафиз Ибн Касир назвал иснад достоверным. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/458.

Таким образом, объединение двух молитв дозволено только при необходимости, что является исключением.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

soliha.com

 

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх