Знания

О временах года и упоминании зимы в Коране

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Слово зима в Коране упоминается всего один раз в словах Всевышнего Аллаха: «Ради единения курайшитов, единения их во время зимних и летних поездок» (аль-Къурайш 106: 1-2). Имам Малик сказал: “Зима – половина года, а остальная половина – это лето”. См. «Тафсир аль-Къуртуби» 20/207.

Некоторые разделили времена года на четыре периода: зима, весна, лето и осень. Другие же делили на зиму, лето, знойное лето и осень.

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, упомянув вышеперечисленные деления времен года, сказал:“Слова Малика более правильны, потому что Аллах разделил времена года только на два периода”. См. «Ахкам аль-Къуран» 4/1982.

О причине самого сильного холода

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пожаловался Ад своему Господу, сказав: “О Господь, одна часть меня поглотила другую!” И Аллах позволил ему делать два выдоха: выдох зимой и выдох летом, когда вы ощущаете наиболее сильную жару и наиболее сильный холод». аль-Бухари 3260, Муслим 617.

Некоторые положения связанные с очищением (тахара)

О полноценном совершении омовения, несмотря на холодную погоду

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три вещи стирают грехи: Ожидание (в мечети) следующей молитвы после предыдущей; тщательное совершение омовения в холодное утро; и шаги по направлению к групповым молитвам». ат-Табарани в “аль-Аусат” 5884. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3045.

От ‘Амира аш-Ша‘би сообщается, что один мужчина из племени «Сакъиф» рассказывал: “Мы сказали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, на наших землях холодно», и попросили его о послаблении в очищении, но он не позволил нам”. Ахмад 4/168, Са’ид ибн Мансур 2808, ат-Тахауи 3/279. Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность хадиса.

Этот хадис указывает на то, что некая трудность или неудобство, не являются причиной, позволяющей оставить совершение большого или малого омовения! Совершение омовения тщательным образом является одним из требований шариата, в соответствии со словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: «Совершайте омовение тщательно!» Муслим 24.

Имам Ибн аль-Асир относительно этого хадиса сказал: “Тщательное совершение омовения – это его полное совершение, и доведение воды до всех частей, которые необходимо омыть при совершении омовения”. См. «Джами’ аль-усуль» 7/169.

Что же касается совершения омовения тщательным образом в холод, испытывая при этом различные трудности, то мусульманин получит за это еще больше награды, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) в вышеприведенном хадисе включил «совершение омовения в холодное утро» в число деяний, искупляющих грехи!

О том, что нельзя проявлять халатность к омовению по причине холода

Некоторые люди в холодные дни не только не совершают тщательно омовение, но и проявляют крайнюю небрежность, не выполняя при совершении омовения даже обязательные условия. Некоторые вместо мытья необходимых частей тела просто протирают их, что является неправильным и запретным, и даже может быть так, что такое омовение будет недействительным, если вода не коснулась всех надлежащих для мытья при омовении частей тела.

Также некоторые недостаточно закатывают рукава, что препятствует мытью рук, и остаются не помытые места, что является запретным. И подобное омовение является недействительным. Поэтому рукава обязательно нужно закатывать выше локтей, чтобы можно было помыть руку от кистей до локтей, включая локти, так как это из обязательных предписаний омовения. См. «Фатауа Ибн ‘Усаймин» 7/153.

Некоторые сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказывали: “Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, совершающего молитву, на ноге которого был участок размером с дирхам, которого не коснулась вода, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему повторить омовение и молитву”. Ахмад 3/424, Абу Дауд 175. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад и шейх аль-Альбани.

Если же омовение в холодную погоду обременительно, то можно воспользоваться облегчением, предусмотренным шариатом, и совершать омовение, омывая необходимые части тела только по одному разу, как об этом сообщается в достоверных хадисах. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха), омывал (каждую часть своего тела) по одному разу”. аль-Бухари 157.

Можно ли подогревать холодную воду для совершения омовения?

Некоторые люди считают неправильным греть воду для омовения, что является безосновательным и не подкрепляется каким-либо шариатским доводом. Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Горячая вода входит в общее понятие воды, которой людям было велено очищаться”. См. «аль-Аусат» 1/250.

А то, что передается от Муджахида о нежелательности совершения омовения горячей водой, не является достоверным, так как передает это сообщение Лейс ибн Абу Сулейм, который признан слабым передатчиком.

Возможно, подобное ошибочное мнение сложилось также из-за хадиса, передаваемого от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени (в Раю)?» Люди сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное». Муслим 251.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Т.е. совершенствование и полнота омовения, несмотря на сильный холод, телесную боль и прочие неприятные для человека вещи”. См. «аль-Муфхим» 2/593.

Аль-Убай сказал: “Нагревание воды для возможности исполнения поклонения, не лишает упомянутой в хадисе награды”. См. «Икмалю икмаль аль-му’лим» 2/54.

Существует множество достоверных сообщений о том, как наши праведные предшественники (саляф) нагревали воду для омовения. См. «аль-Мусаннаф» 1/175, ‘Абдур-Раззакъа; «аль-Мусаннаф» 1/25, Ибн Абу Шейбы; «ат-Тухур» 192, Абу ‘Убайда; «аль-Ируа» 1/48, аль-Альбани.

Тем самым устраняется неправильное понимание слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное».

Также и не осуждается тот, кто совершает омовение холодной водой, если это не вредит его здоровью.

Противоречит ли Сунне использование полотенца после большого или малого омовения?

Некоторые люди полагают, что лучше не вытираться после омовения даже в холодную погоду, считая это противоречием Сунне. При этом они опираются на хадис, передаваемый от Маймуны (да будет доволен ею Аллах), что однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил полное омовение (гъусль), она подала ему одежду, чтобы он вытерся, однако он отказался от этого и стал стряхивать воду рукой. аль-Бухари 259, Муслим 317.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Данный хадис используют как довод в пользу нежелательности вытирания после полного омовения, однако в нем нет указаний на нежелательность, поскольку допускается иное истолкование отказа пророка (мир ему и благословение Аллаха) от полотенца, объясняющее его нежелание вытираться. Возможно, он усмотрел что-либо в куске материи, которая была дана ему, или же он торопился и прочее. Аль-Мухалляб сказал: “Существует вероятность, что он отказался от одежды (чтобы не вытираться ею) для того чтобы оставить благодать воды, или же из скромности, или предложенная ему одежда была из шелка, или же увидел, что на ней грязь”. У Ахмада и у аль-Исма‘или приводится сообщение от Абу ‘Ауаны о том, что А‘маш относительно этого хадиса сказал: “Я упомянул этот хадис Ибрахиму ан-Наха‘и, и он сказал: “В использовании полотенца нет ничего дурного, а отказался он от него из-за боязни, что это может стать обычаем”. Ат-Тайми сказал: «В этом хадисе указание на то, что он (имел обычай) вытираться, и если бы не это, то ему не принесли бы полотенце»”. См. «Фатх аль-Бари» 1/363.

Имам ан-Науауи после того как упомянул существующие мнения по этому вопросу, сказал: “Третье мнение заключается в том, что это (вытираться после омовения) дозволенный поступок, совершение и оставление чего имеет одинаковый статус. Этому мнению мы и отдаем предпочтение, так как суждение о запрете или же о желательности чего-либо нуждается в ясном и прямом доводе”. См. «Шарх Сахих Муслим» 1/556.

Хафиз Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Те, кто высказал мнение о дозволенности вытираться, в качестве аргумента приводят то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) стал стряхивать с себя воду, и если бы он не любил вытираться, то не стал бы стряхивать с себя воду, поскольку в обоих случаях – это удаление воды с тела”. См. «Ихкам аль-ахкам» 1/135.

Таким образом, нет никаких проблем в том, чтобы вытираться, как после большого омовения, так и малого. Более того, это соответствует Сунне. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “У посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было полотенце, которым он вытирался после омовения”. ат-Тирмизи 53. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2099.

Также Сальман аль-Фариси рассказывал: “Однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение, он взял шерстяную накидку, которая была на нем, и вытер ею лицо”. Ибн Маджах 468. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Некоторые обладающие знанием говорили, что вероятнее всего пророк (мир ему и благословение Аллаха) не вытирался во время жары, и вытирался зимой, на что указывает хадис Сальмана, поскольку шерстяную накидку обычно носили зимой. См. “Сыфа аль-уду уаль-гъусль” 87.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

soliha.com

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх