Знания

Откуда нам известно, что Бог один? Философская и теологическая точки зрения (часть 1 из 3)

Вселенная

Одним из часто задаваемых вопросов, встречавшихся в ходе проходившего «Турне знакомства с Исламом» (Islamic Awareness Tour), был следующий: «Если Бог существует, какие у нас есть доводы верить в то, что он один?»

Этот вопрос важен, поскольку он обращается к фундаментальной концепции в теологии Ислама, к понятию единства бога. Единственность Бога, на арабском языке Таухид, – это главная тема в Коране и суть послания всех пророков. Коран красноречиво описывает природу Бога и его единства в 112 главе: «Скажи: Он – Бог, единственный. Бог, от кого зависит существование всех созданий. Он никого не родил и сам не был рожден. Никто с ним не сравнится».

Прежде чем я начну отвечать на вопрос, важно добавить, что понятие единства в Исламе не ограничивается единственностью и уникальностью Бога. В данном понятии много аспектов, которые включают то, как люди должны поклоняться Богу, как они должны понимать его власть и как они должны понимать божьи имена и качества. И на этом тема не заканчивается, так как эти идеи трансформируют мировоззрение и взгляд человека, как однажды написал известный мыслитель:

«У того, кто в это верит…не может быть узкого мировоззрения. Он верит в Бога, Создателя небес и земли, Властителя востока и запада и кормильца всей Вселенной. С этой верой он не относится ко всему в мире, как к незнакомому. Он смотрит на всё во вселенной, как на принадлежащее тому же Правителю, что и он сам. Его симпатия, любовь и служение не ограничиваются определенной сферой или группой людей. Его видение расширено, расширяются его интеллектуальные горизонты, и его мировоззрение становится настолько свободным и безграничным, как Царство Божие».

Как этой широты видения и сознания может достичь атеист, политеист или человек, который верит в божества с ограниченными и несовершенными силами, как у человека?

В этой связи есть много способов ответа на вопрос, касающийся единственности и уникальности Бога, таким образом подтверждающих единство Бога. Их много – от теологических до философских аргументов. Я представлю 5 следующих аргументов:

1. Принцип бритвы Оккама
2. Логический аргумент
3. Концептуальное разграничение
4. Уникальность
5. Откровение
Принцип бритвы Оккама

Коран задаёт риторический вопрос «Произошла ли Вселенная из ничего?» Ответ кажется очевидным ввиду метафизической неоспоримой логики, которая состоит в том, что у всего существующего есть причина, и поскольку Вселенная когда-то начала существовать, следовательно, у неё должна быть на это первопричина. Было бы иррационально ставить в основу Вселенной больше одной причины, так как невозможен бесконечный регресс причин. Бесконечность причин абсурдна, что хотелось бы продемонстрировать на следующих примерах.

1. У вас в комнате бесконечное число человек, если я уведу оттуда двух людей, сколько у вас останется? Ответ – бесконечность минус два. Однако резонно ли это? Если в комнате людей меньше, чем бесконечное количество, у вас должна быть возможность посчитать их в реальном мире. Но вы не можете, другими словами, бесконечность в реальном мире не целесообразна. В связи с этим математики Касман и Ньюман утверждают, что «Бесконечность абсолютно точно не существует в том же смысле, как если бы мы говорили «В море есть рыба».

2. Представьте, что я солдат и хочу выстрелить во врага. Для того чтобы я мог стрелять, мне нужно спросить разрешения на выстрел у солдата позади меня, но он также должен спросить разрешения у солдата позади него, а теперь представьте, что это продолжается вечно, другими словами, бесконечный промежуток времени. Я когда-нибудь выстрелю во врага? Ответ довольно очевиден. Исходя из этого, бесконечный регресс причин существования Вселенной означал бы, что в первую очередь нет никакой существующей Вселенной.

То есть вывод о том, что у Вселенной есть одна независимая извечная первопричина возникновения, выглядит весьма правдоподобным, однако по-прежнему можно положить в основу множество причин, имеющих место быть в одно и то же время. Убедительный ли это аргумент? Я верю, что это не убедительный аргумент, если мы примем во внимание принцип бритвы Оккама. Бритва Оккама – философский принцип, связанный с именем ученого Уильяма Оккамского. Этот принцип предписывает “Pluralitas non est ponenda sine necessitate”, что в переводе значит «Множественность не должна стоять в основе без необходимости». Другими словами, простейшее и самое исчерпывающее объяснение – это лучшее объяснение.

По своей сути это значит, что в отсутствие любых доводов или в отсутствие необходимости множества причин мы должны придерживаться самого исчерпывающего и простейшего объяснения. В этом случае у нас нет оснований утверждать, что причина появления Вселенной – это на самом деле комбинация двух, трех или даже тысячи причин, то есть наиболее исчерпывающее и простейшее объяснение в том, что эта причина одна. Постулирование множества причин не прибавляет данному аргументу комплексности. Другими словами, добавление причин не расширило бы объяснительную силу или масштаб аргумента. Например, заявление о том, что Вселенная произошла за счет всесильной причины равносильно по своей комплексности заявлению о том, что она возникла за счет двух всесильных причин. Потому что необходима только одна всесильная причина, просто потому что она всесильна.

Недостаток этого аргумента в том, что если бы нам нужно было применить этот принцип к египетским пирамидам, мы бы должны были приняли точку зрения о том, что их возвел один человек. Однако это неверное применение принципа. Принятие мнения, что пирамиды были построены одним человеком, на самом деле не является простейшим и самым комплексным объяснением, поскольку оно порождает гораздо больше вопросов, чем отвечает на них. Например, как один человек может построить пирамиды? Как известно, они были построены многими людьми. В связи с этим, кто-то может сказать, что Вселенная настолько сложна, что было бы нецелесообразно утверждать, что она была создана кем-то одним. Это разногласие нецелесообразно, хоть и имеет место быть. Сильное существо, создавшее целую Вселенную – гораздо более убедительное и простое объяснение, чем наличие множества причин. Сейчас критики могут продолжить спор и утверждать, что пирамиды могли быть построены всемогущим существом. Но проблема в том, что всё во Вселенной – это всемогущее существо, а поскольку пирамиды были построены по какой-то действительной причине (человеком или группой людей), тогда следует, что это должна быть именно такая, всемогущая причина.

Источник

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх