Знания

Правила поведения мусульманок в трауре

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении, у которого мы ищем защиты от зла наших душ и наших скверных деяний.

Кого Аллах наставляет на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, у которого нет сотоварища, и что Мухаммад – Его раб и Посланник.

Смерть – это божественное предустановление, которое непременно постигнет всех рабов Аллаха.

Всевышний сказал:

“Благословен Тот, в чьих руках власть, кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям. Он – Великий, Прощающий” (Сура “Власть”, 1-2)

Траур

 

Арабское слово “хидад” (траур) означает “запрещение, отказ”, что указывает на то, что женщина, находящаяся в трауре, должна отказаться от многого, что ей было дозволено прежде.

В шариате под трауром подразумевается период, в течение которого женщина, у которой умер муж, избегает всего, что способствует ее новому замужеству и привлекает к ней внимание чужих мужчин, а именно – не использует благовоний и сурьмы, не надевает нарядной одежды, не выходит из дома без необходимости.

Все заслуживающие доверия мусульманские ученые единодушны в том, что траур обязателен для всех женщин, у которых умерли мужья, независимо от того, имел муж с женой интимную близость или нет.

Всевышний Аллах сказал:

“Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж, четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (то есть, опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете” (Сура “Корова”, аят 234)

Таким образом, жены, у которых умерли мужья, должны находиться в трауре четыре лунных месяца и десять дней.

Вышеупомянутый аят аннулировал следующее высказывание Аллаха:

“Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то следует завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не изгоняли из [вашего] дома” (Сура “Корова”, аят 240)

Ранее срок, который женщина должна была выжидать после смерти мужа, составлял ровно один год, а затем Аллах сократил его до четырех месяцев и десяти дней, и в этом сходятся во мнениях все мусульманские богословы.

Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка ﷺ Умм Хабиба пришла к ней. Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки.

После этого Умм Хабиба сказала: “Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней“”.

Зейнаб сказала: “Я слышала, как Умм Салама рассказывала, что к Посланнику Аллаха ﷺ пришла женщина и сказала: “О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?”. Пророк ﷺ ответил: “Нет“. Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: “Нет“. Затем он ﷺ сказал: “Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз“.  аль-Бухари, (9/484, 490), (10/157); Муслим, (2/1123-1126).

Из этого хадиса можно сделать следующие выводы:

– Женщине не разрешается находиться в трауре по кому-либо, кроме мужа, более трех дней.

– Траур по мужу следует держать в течение четырех месяцев и десяти дней.

– При трауре не разрешается использовать сурьму, и об этом пойдет речь далее.

– Во времена невежества женщина находилась в трауре в течение одного года. Она уединялась в маленьком доме и отказывалась от всех удовольствий, причиняя себе страдания. Она не купалась, не подстригала ногтей, носила скверную одежду и, в конце концов, в таком безобразном виде выходила к людям. А когда она в конце года собиралась выйти из траура, то бросала навоз, что означало, что она становилась свободной.

Говорят также, что этот поступок означал то, что долгое выжидание и проявленное терпение было для вдовы столь же ничтожным, что и навоз, по сравнению с потерей мужа. См. книгу Ибн Хаджара аль-’Аскалани “Фатх аль-Бари”, (9/490).

Ученые сподвижники Пророка ﷺ, такие как ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Аиша, Умм Салама и другие, были единодушны в том, что траур обязателен для женщины, у которой скончался муж. Нет ни одного сообщения о том, что кто-либо из сподвижников не разделял этого мнения, и поэтому оно является единым для всей мусульманской общины. См. книгу Ибн Кудамы аль-Макдиси “аль-Мугни”, (7/517), а также книгу “Бадаи’ ас-Санаи’”, (3/209).

Если женщина после кончины своего мужа вышла из траура раньше времени по причине того, что не знала о повелении Аллаха, то это прощается ей. Если же она пошла на это сознательно, то тем самым совершила грех. Она не может восполнить упущенные дни траура по истечении срока, потому что предписанное Аллахом можно совершать только в отведенное для этого время. См. книгу Ибн Хазма “аль-Махалла”, (10/281).

Мудрость законоположения о трауре

1. Держа траур, женщина оказывает почтение своему покойному мужу и скорбит от того, что лишилась любимого и близкого человека.

2. Нет сомнения в том, что брак – это милость Господа, которая касается как духовной, так и мирской жизни человека, а потеря супруга – это великое несчастье, которое заставляет опечалиться каждого человека и каждую женщину. Ведь семейная жизнь дает ей возможность удовлетворять многие свои желания дозволенным путем, хранить целомудрие и избегать грехов, дарит ей ласку милого друга, избавляет ее от необходимости самой искать пропитание. Но со смертью мужа все это прекращается и поэтому вдова должна держать траур, дабы подчеркнуть тяжесть своей утраты и свою грусть.

3. Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова отдает дань уважения к чувствам родителей и родственников своего мужа.

4. По истечении срока траура становится ясно, беременна ли женщина от своего покойного мужа. После четырех месяцев развития, когда ангел уже вдохнул душу в плод, он начинает шевелиться в животе матери. Иногда плод бывает слабым и поэтому Всевышний прибавил к четырем месяцам еще десять дней.

5. Даже если нам неизвестна вся мудрость законоположения о трауре, каждый, кто верит в Аллаха и в Судный день, обязан придерживаться его, повинуясь Всевышнему Аллаху и Его Посланнику ﷺ.

Всевышний сказал:

“Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. Может быть, вы будете помилованы” (Сура “Семейство ‘Имрана”, аят 132)

“Ислам – это покорность Всевышнему Аллаху, выраженная в поклонении Ему одному и повиновение Его Посланнику ﷺ, проявленное в выполнении его повелений. Если мусульманин исполняет все, что ему велено и избегает грехов, то он заслуживает того, чтобы его называли мусульманином и верующим. Если же он не делает этого, то не существует разницы между ним и прочими людьми, которые не веруют в религию Всевышнего Аллаха“. См. книгу доктора Фейхана аль-Матыри “аль-Имдад би Ахкам аль-Хидад”, стр. 19.

Условия траура

 

Все мусульманские богословы отмечали, что траур обязателен для овдовевших совершеннолетних мусульманок, обладающих здравым рассудком, которые были замужем согласно законному шариатскому браку, даже если покойный муж еще не имел с ней интимной близости.

Кроме того, женщина, которой муж дал неокончательный развод (то есть, первый или второй развод, после которых возможно возобновление брака), также обязана в течение срока ’идда придерживаться правил, относящихся к трауру, поскольку она все еще остается женой своего мужа.

Но это правило не относится к женам, которым мужья дали третий окончательный развод. *

Ученые ханифитского толка считают траур обязательным и для женщин, которым мужья дали окончательный (то есть, третий) развод. Однако хадис, на который они опираются, слабый. В шариате не установлено, что они должны держать траур, а всякий, кто говорит от имени шариата, должен иметь достоверный аргумент в пользу своих слов.

Ученые разошлись во мнениях по поводу обязательности траура для безумных и несовершеннолетних женщин. Большинство богословов считали, что он обязателен и для них, потому что в аяте Корана и хадисах о трауре речь идет о женах вообще и в них не делается исключений для безумных и несовершеннолетних.

Что касается мнения о том, что траур для них необязателен, то оно должно подкрепляться конкретным доказательством, которого в этом случае не существует. Поэтому траур обязателен и для них, а ответственность за то, чтобы они не преступали закон Аллаха, лежит на их опекунах.

Если покойный мусульманин был женат на иудейке или христианке, то, по мнению имамов Малика, аш-Шафи’и и Ахмада, их жены также обязаны держать траур.

Эти ученые опирались на то, что священные тексты носят общий характер, а для того, чтобы вынести иное решение в отношении иудеек и христианок, необходимо доказательство, которого в этом случае также не существует.

Ученые ханифитского толка и некоторые маликиты говорили о том, что траур необязателен для женщин из числа людей Писания, потому что они не подчиняются законам шариата, а законоположение о трауре является частью шариата.

Они также обращали внимание на то, что Пророк ﷺ сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день …“.

Тем самым они подчеркивали, что вера в единого Аллаха является необходимым условием для тех, кто держит траур. Об этом писал имам ан-Насаи.

Опровергая эту точку зрения, приверженцы первого мнения говорили, что Посланник Аллаха ﷺ сделал ударение на тех, кто уверовал в Аллаха и в Судный день для того, чтобы предостеречь мусульманок от нарушения этого повеления Аллаха, а не для того, чтобы разрешить нарушать его всем остальным. На это ссылался имам Ибн Хаджар.

Он также сказал, что жена держит траур, выполняя тем самым свой долг перед покойным мужем. Траур совпадает по времени со сроком ’идда, чтобы стало ясно, беременна жена или нет и чтобы были сохранены родственные связи.

Это в полной мере относится к неверующим женщинам (то есть, к людям Писания) так же, как запрет посягать на чужое имущество относится и к неверующим мужчинам.

Кроме того, держать траур по мужу – это обязанность любой жены так же,  как и обеспечение жильем и всем необходимым – это обязанность мужа перед любой женой.

Несмотря на то, что траур предписан и христианкам и иудейкам, нельзя говорить, что Посланник Аллахаﷺ в вышеупомянутом хадисе назвал их женщинами, уверовавшими в Аллаха.

Шейх ас-Субки в своих фетвах опроверг такие утверждения. Он раскрыл порочность этих сомнительных взглядов и самым прекрасным образом доказал их несостоятельность.

Имам ан-Науауи сказал: “Пророк ﷺ обратил свои слова к верующим женщинам, потому что именно они подчиняются велениям шариата“. См. “Фатх аль-Бари” (9/486).

Как мы уже отметили, последним условием траура является законность брака в соответствии с положениями мусульманского шариата. А это значит, женщина должна держать траур по мужу только в том случае, если при заключении брака опекун невесты в присутствии двух свидетелей согласился выдать свою подопечную замуж за жениха, а тот заявил, что берет ее в жены, когда невеста получила от жениха калым и когда ничто не препятствовало их бракосочетанию. В противном случае шариат считает брак незаконным.

Виды траура

 

Ранее мы уже упомянули хадис о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней“.

В этом хадисе говорится о двух разновидностях траура:

1 – Траур по покойному мужу. Его срок составляет четыре лунных месяца и десять дней.

2 – Траур по кому-либо, кроме мужа. Его можно держать только в течение трех дней и верующая женщина не должна держать его дольше.

Слова Посланника Аллаха ﷺ: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день …” указывают на то, что держать траур обязаны только женщины. Об этом же свидетельствует аят:

“Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать …“

 

На мужа не возлагается обязанность быть в трауре после смерти жены и если его постигнет такое несчастье, то он может жениться, когда пожелает.

В наше время широко распространился обычай объявлять траур и спускать флаги в течение трех, семи или даже более дней по случаю смерти знаменитых людей или важных государственных деятелей. Вне всякого сомнения, это никоим образом не совпадает с предписаниями религии Всевышнего Аллаха.

Мы уже отметили, что держать траур полагается только женщинам по случаю смерти мужа или другого близкого родственника и только в течение установленного срока.

Траур имеет определенный срок и его нельзя продлевать.

Что же касается трауров иного рода, то они незаконны и не имеют основания. Ни в священном Коране, ни в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ, ни в высказываниях его праведных сподвижников нет ничего, чтобы давало повод объявлять подобные трауры. Этот обычай был заимствован у неверных, а, как известно, религия Всевышнего Аллаха не позволяет мусульманам походить на них.

Мы не нуждаемся в их обрядах и обычаях, потому что Всевышний сделал нашу веру законченной и совершенной и сказал:

“Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии, довел до конца Мою милость и одобрил для вас в качестве религии Ислам” (Сура “Трапеза”, аят 3)

Хвала же Аллаху, по милости которого благие дела удается довести до конца.

При жизни Пророка ﷺ скончались его сын Ибрахим, его дочери Рукаййа, Умм Кульсум и Зейнаб, погиб его дядя Хамза, были убиты его двоюродный брат Джа’фар ибн Абу Талиб и многие славные сподвижники, но ни разу он не держал траур сам и не объявлял его всенародно.

Когда же скончался сам Посланник Аллаха ﷺ, лучший из всех когда-либо живших людей, то ни Абу Бакр, ни ‘Умар, ни ‘Усман, ни ‘Али, ни другие сподвижники не держали по нему траур, хотя кончина Пророка ﷺ, поистине, была величайшей трагедией.

И позднее, когда умер Абу Бакр, когда были убиты ‘Умар, ‘Усман и ‘Али и когда покидали этот мир многие другие славные сподвижники, мусульмане не держали по ним траур.

Все это лишь доказывает то, что совершение этого поступка – ересь, которую обязаны остерегаться правоверные. См. “Собрание фетв и статей” шейха ‘Абд аль-’Азиза ибн ‘Абдуллаха ибн База.

Идда для беременных женщин

‘Идда – это срок, в течение которого разведенная женщина не имеет права вновь выйти замуж.

Как известно, срок ’идда равен четырем месяцам и десяти дням, независимо от того, начались у девушки менструации или еще нет. Если же она беременна, то ’идда продлевается до разрешения беременности, потому что Всевышний сказал:

“Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени” (Сура “Развод”, аят 4)

Срок, о котором упоминается в этом аяте, и есть ’идда и для беременных женщин он заканчивается с моментом рождения ребенка.

В одном из хадисов сообщается, что женщина по имени Субей’а аль-Асламийа была замужем за Са’дом ибн Хаулой из рода ‘Амира ибн Луейа.

Са’д был одним из участников сражения при Бадре. Он скончался во время прощального паломничества Пророка ﷺ, когда Субей’а была беременна.

Спустя некоторое время она родила. После того, как она очистилась от послеродовых кровотечений, Субей’а стала принаряжаться, чтобы к ней посватались. Мужчина из рода ‘Абд ад-Дара по имени ас-Санабиль ибн Ба’как зашел к ней и спросил: “Отчего ты такая нарядная? Никак собираешься замуж? Но, клянусь Аллахом, ты не должна выходить замуж, пока не пройдет четыре месяца и десять дней!“.

Субей’а рассказывала: “Когда он сказал мне это, я дождалась вечера, прикрыла лицо и отправилась к Посланнику Аллаху ﷺ. Я спросила его об этом и он ответил, что я уже освободилась от траура, когда родила ребенка, а затем велел мне выйти замуж, если мне представиться такая возможность“.

Ибн Шихаб, один из ученых, передававших этот хадис, сказал: “Я не вижу ничего плохого в том, что женщина выйдет замуж после того, как родит ребенка, даже если она еще не очистилась от кровотечений. Но муж не должен вступать с ней в интимную близость, пока она не очистится“.  аль-Бухари (7/310) и (9/469); Муслим (2/1122).

Этот хадис ясно свидетельствует о том, что траур беременной женщины заканчивается с моментом рождения ребенка и что она может выйти замуж сразу после этого. *

Ибн ‘Аббас и Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман разошлись во мнениях по этому вопросу.

В “ас-Сахихе” Муслима (2/1122-1123) сообщается, что Салман ибн Йасар рассказывал, что Абу Салама ибн ‘Абд ар-Рахман и Ибн ‘Аббас пришли к Абу Хурейре и заговорили о женщине, которая родила спустя некоторое время после смерти мужа.

Ибн ‘Аббас сказал, что срок ’идда для нее заканчивается с истечением последнего из двух сроков (имеются ввиду срок ’идда для беременных женщин и траур овдовевших, а последний из них – тот, который заканчивается позднее).

А Абу Салама считал, что женщина становится свободна с разрешением беременности.

Каждый из них отставивал свое мнение.

И тогда Абу Хурейра скзаал: “Я на стороне сына своего брата” (то есть, Абу Саламы).

Они послали Курейба, раба Ибн ‘Аббаса, к Умм Саламе, и, вернувшись, он сообщил, что Умм Салама рассказала ему, что Субей’а аль-Асламийа родила вскоре после смерти своего мужа и поведала об этом Посланнику Аллаха, а тот велел ей выйти замуж.

Когда Ибн ‘Умара спросили о женщине, у которой умер муж, пока она была беременна, то он сказал: “Когда у нее родится ребенок, то она свободна“. Один из ансаров сказал ему, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “Если женщина родила, когда тело ее мужа еще не похоронено и лежит на кровати, то она все равно уже свободна“. Это сообщение с достоверным иснадом передали Малик, (2/589- 590); аш-Шафи’и в книге “аль-Умм” (5/224).

Ибн Хаджар аль-’Аскалани писал: “Большинство праведных мусульманских ученых говорили, что, если у беременной женщины умер муж, то траур по мужу для нее заканчивается с моментом рождения ребенка“. См. “Фатх аль-Бари” (9/474).

Что запрещается женщине в трауре?

 

В течение срока ’идда женщине запрещается все, что делает ее привлекательной для мужчин, потому что в этот период ей запрещается выходить замуж. Соблюдая это предписание Аллаха, вдова сможет избежать греха, которым в данном случае является преждевременное замужество.

К украшениям, которые запрещены в трауре, относятся:

1 – Сурьма

Ранее мы уже привели хадис Умм Саламы, которая рассказывала, что к Посланнику Аллаха ﷺ пришла женщина и сказала: “О Посланник Аллаха, у моей дочери скончался муж, а у нее больные глаза. Может ли она помазать их сурьмой?“. Пророк ﷺ ответил: “Нет“. Она повторила свой вопрос два или три раза, но он всякий раз говорил: “Нет“. Затем он ﷺ сказал: “Она должна выждать четыре месяца и десять дней. Во времена невежества каждая из вас выжидала год, а затем бросала навоз“.

Имам ан-Науауи сказал: “Это свидетельствует о том, что использование сурьмы запрещается для женщины, находящейся в трауре, независимо от того, нуждается она в ней или нет“. См. книгу Ибн Хаджара “Фатх аль-Бари” (9/448). *

Имам Малик разрешал использовать сурьму при необходимости. См. книгу “аль-Мууатта” (2/599).

Он передал рассказ о том, что Умм Салама посоветовала женщине, у которой скончался муж и у которой болели глаза, чтобы она использовала легко удаляемую сурьму ночью и смывала ее днем.

Он также передал рассказ о том, что Салим ибн ‘Абдуллах и Сулейман ибн Йасар разрешали использовать сурьму и в трауре, если существовала опасность для зрения. Все эти рассказы приводятся в “аль-Мууатте” как сообщения. Но вышеупомянутый хадис Умм Саламы дошел до нас от Абу Дауда (2305) и ан-Насаи (6/204) ииснад его признан слабым.

Кроме того, сообщается, что у Сафийи бинт Абу ‘Убейд заболели глаза, когда она держала траур по своему мужу ‘Абдуллаху ибн ‘Умару. Ее глаза чуть было не нагнаивались, но она все равно не использовала сурьму. Иснад этого рассказа достоверный.

Мнение о том, что использование сурьмы в трауре запрещено даже при болезнях глаз усиливается и первым хадисом Умм Саламы, о котором мы уже не раз упоминали. Тем не менее, лечить глаза разрешается и даже необходимо, но не сурьмой.

Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала: “Нам запрещалось держать траур по кому-либо, кроме мужа, более трех дней. А траур по мужу продолжался четыре месяца и десять дней. Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из уже цветной пряжи. Только после очищения от месячных кровотечений и купания мы могли помазать немного благовоний. Нам также запрещалось участвовать в похоронах“. аль-Бухари (9/491); Муслим (2/1127).

2 – Пудра, краска и прочее

Женщине в трауре запрещается красить волосы хной, наносить макияж на лицо и красить лицо и руки – одним словом, все, что делает ее привлекательной и соблазнительной.

Умм Салама рассказывала, что Пророк ﷺ сказал: “Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета, не должна носить украшения, краситься и использовать сурьму“. Этот достоверный хадис передали Абу Дауд (2304); ан-Насаи (6/203-204); Ахмад (302); аль-Байхакъи (7/440) и другие.

3 – Яркая одежда

Запрещается также носить одежду ярких цветов, например, ярко-красную, красную любых других оттенков, голубую, светло-зеленую, желтую.

В хадисе Умм ‘Атийи сказано: “Мы не использовали сурьму, не мазались благовониями, не носили крашеных нарядов. Мы носили только то, что было соткано из цветной пряжи“.

Кроме того, Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Женщина, у которой умер муж, не должна надевать наряды, покрашенные в красный и желтый цвета“.

Имам Ибн Кудама писал: “Пророк ﷺ разрешил женщинам, находящимся в трауре, носить одежды, сотканные из цветной пряжи, потому что пряжу красят не для того, чтобы сделать наряд привлекательным. Однако если пряжа была покрашена в красный, желтый или другие яркие цвета, то одежду из нее носить в трауре не разрешается, потому что она производит такой же эффект, как и та, что покрашена уже сотканной“. См. “аль-Мугни” (9/169).

Что же касается нарядов черного или темно-зеленого цветов, то запрет не распространяется на них, потому что их не используют для того, чтобы привлечь к себе внимание.

В трауре запрещается носить шелковые одежды, потому что они относятся к украшениям. Ибн аль-Мунзир (стр. 88) писал, что ученые единодушны по этому поводу.

4 – Украшения

Запрещается носить любые украшения, даже кольца, потому что Посланник Аллаха ﷺ сказал: “… не должна носить украшения …“.

Ведь украшения усиливают обаятельность женщины и увеличивают в мужчине желание прикоснуться к ней. См. “аль-Мугни” (9/169).

Этот запрет распространяется на золотые и серебряные украшения любой формы и на драгоценные камни (бриллианты, рубины и т.д.).

5 – Прическа

В хадисе Умм ‘Атийи, который передал имам ан-Насаи, говорится: “Она не носила ни крашеных нарядов, ни одежд, сотканных из цветной пряжи, не использовала сурьмы, не делала себе причесок и не мазалась благовониями, разве что после очищения [от менструаций]“. Этот достоверный хадис передали ан-Насаи (6/203) и другие.

Скорее всего, запрещается делать изысканные прически, смазывая волосы ароматическими маслами и т.п.

Абу Мухаммад ибн Хазм писал: “Женщина в трауре не должна делать причесок, но ей разрешается просто расчесывать волосы гребешком“. См. “аль-Махалла” (10/276).

6 – Духи и благовония

Запрещается мазать благовониями как тело, так и одежду и между учеными нет разногласий в этом вопросе. Мы уже упоминали хадис о том, что Зейнаб, дочь Абу Саламы, рассказывала, что, когда умер Абу Суфйан ибн Харб, его дочь и жена Пророка ﷺ Умм Хабиба пришла к ней.

Она попросила принести ей духи, а затем надушила девушку-рабыню и помазала ими свои щеки. После этого Умм Хабиба сказала: “Клянусь Аллахом, мне нет дела до благовоний, но я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Женщина, уверовавшая в Аллаха и Судный день, не должна находиться в трауре по усопшему более трех ночей. Только после смерти мужа она должна быть в трауре в течение четырех месяцев и десяти дней““.

Кроме того, в хадисе Умм ‘Атийи говорится: “Она не должна использовать сурьму и мазаться благовониями, разве что когда она очистится от месячного кровотечения, то может помазать немного индийских духов или йеменских благовоний“. Муслим.

Пророк ﷺ разрешил женщинам в трауре использовать благовония только после очищения от регул. Это дозволено не для того, чтобы они становились привлекательней, а для того, чтобы притупить неприятный запах следов крови.

Также запрещается использовать масла жасмина, фиалки и другие душистые масла, а также душистое мыло. *

Я (автор) считаю, что можно использовать лекарства, которые содержат ароматические масла, а что касается душистого мыла, то вместо него можно использовать мыло, не содержащее ароматических добавок.

Что касается масел, в которых нет ароматических веществ (оливковое или кунжутное масло, жиры), то их можно использовать, потому что священных текстов, которые бы запрещали это, нет. Такого мнения придерживаются ученые маликитского, ханбалитского и захиритского толка. См. книгу Ибн Кудамы аль-Макдаси “аль-Мугни” (9/167), а также книгу Ибн Хазма “аль-Махалла” (10/278-279).

В наше время среди мусульман широко распространено мнение, что женщина, держащая траур по мужу, не имеет права смотреться в зеркало, слышать мужскую речь, разговаривать с мужчинами, даже если в этом есть необходимость, отвечать на телефонные звонки и даже смотреть на луну! Некоторые вообще считают, что когда она прекращает траур, то должна отправиться к морю! Все это и многое другое не имеет отношения к шариату и является ересью и нововведениями. *

Некоторые ученые считали, что в течение срока ’идда женщина не должна закрывать лицо покрывалом по причине того, что в этот период она похожа на женщин, с которыми нельзя вступать в брак. Это мнение не опирается на достоверные доказательства и аналогия между женщиной во время ’идда и близкими родственницами, с которыми нельзя вступать в брак, сомнительна.

Шейхи Мухаммад ан-Наджди.

Источник: “К Исламу“

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх