Знания

Шариатское бракосочетание

Всевышний Аллах, создав пророка Адама (мир ему) и Хаву, предписал им и их потомству поклоняться Себе. Создатель сотворил Адама (мир ему) из глины, а Хаву – из его левого ребра, и сделал мужчин и женщин из их потомства причиной для сотворения остального человечества.

Путём же, посредством которого на этот свет появляется народ, которому Аллах вменил в обязанность поклонение, Он сделал никях, т.е. шариатское бракосочетание. Для продолжения рода человеческого, Всевышний наделил мужчин и женщин взаимным влечением. Чтобы люди могли различать друг друга (с какого племени, с какого рода), кто кому приходится отцом, матерью, предками и кто чьим является потомством, и дабы они могли оказывать друг другу помощь и поддержку, Творец создал семьи и родство. Он особо возвеличил достоинство родства. Также Аллах строго запретил несправедливое, запретное сожительство мужчин и женщин и запретное удовлетворение ими своих физиологических потребностей, т.е. прелюбодеяние, ибо оно перемешивает всё родство, племя и деградирует семью и общество. А вред от подобного разрушения семьи и смешения родства для нас не является секретом.

Если у человека нет семьи, родственников, то для него не бывает никого другого, который бы защитил его и проявлял заботу о нем, а если же он стал сиротой, то он теряет того, кто помогает ему, не могут различить его происхождение, род, и он сам не знает своих предков. Ради этих указанных и других целей и выгод Всевышний Аллах и установил шариатское бракосочетание.

Всевышний Аллах, описывая Своих Пророков и восхваляя их, сказал: (смысл) «Я и раньше тебя отправил посланников (пророков), и Я сделал их обладателями жен и детей» (cура 13, аят 38). Господь поведал об этом, упоминая Свою милость и блага, которыми Он одарил Своих пророков. Также Аллах упомянул в Коране лишь пророков, которые вступили в брак. Пророк Иса (мир ему) тоже женится после второго нисшествия на землю и у него родятся дети. Так пишет великий имам аль-Газали в своей книге «Ихъя улюм ад-дин».

Хадисы о важности брака

В благородных хадисах любимого Посланника Аллаха (мир ему и благословение) также часто упоминается о достоинствах заключения шариатского брака. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бракосочетание – моя сунна, кто бы ни возненавидел мою сунну, тот возненавидел и меня» (Ибн Маджах). В другом хадисе отмечается: «Брак – моя сунна, кто бы ни возлюбил мое поведение, мой путь, тот пусть придерживается моей сунны» (Абу Я‘ла). «Женитесь и размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться (радоваться) вашей многочисленностью перед другими общинами» – гласит другой хадис, переданный Ибн Мардавия. «Кто бы ни избегал вступления в брак из-за опасений перед бедностью, тот не из нас» (ад-Дайлами). «Тот из вас, кто в состоянии вступить в брак, пусть сделает это, ибо бракосочетание больше оберегает от запретного взоры и половые органы. А тот же, кто не в состоянии жениться, пусть усердствует в соблюдении поста, ибо, поистине, пост приносит успокоение, целомудрие» (аль-Бухари, Муслим).

Брак – защита от смут

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уделял большое внимание бракосочетанию, ибо те, кто не имеют законного спутника жизни, в большинстве случаев не могут предохранять свои глаза и мысли от запретного. Если не удается отводить взоры от запретного, то у человека увеличиваются запретные мысли, а такие страстные мысли ведут к запретным деяниям. В хадисе любимого Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Взгляд на запретное – одно из ядовитых стрел сатаны» (ат-Табарани, аль-Хаким). Ведь если не предостерегать глаза от взоров на запретное, то и сердце охватывают запретные мысли, рушится его покой, появляется забвение по отношению к Всевышнему Аллаху, становится невозможным искреннее поклонение Создателю, постоянно помня о Нем и испытывая благоговейный страх и смирение перед Ним.

В итоге, взоры на запретное могут привести человека к особо тяжкому греху – прелюбодеянию. Можно много рассказывать о тяжести и вреде греха прелюбодеяния, однако верующему человеку должно быть достаточно и одного следующего хадиса. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Человек, совершающий прелюбодеяние, не совершит его, будучи верующим» (аль-Бухари, Муслим).

Одной из трех основ мусульманской религии является ихсан. Что же такое ихсан? Ихсан – это постоянное осознание человеком того, что Всевышний Аллах всегда и везде видит его, вследствие чего в его сердце появляется постоянная память о Нем и богобоязненность во всяком совершаемом поклонении. Если человек не старается оберегать от запретного взоры и мысли, то его третья основа религии, т.е. ихсан, никогда не усовершенствуется. В бракосочетании, помимо названных, есть еще множество польз. Из их числа и следующие: рождение детей и сохранение посредством этого потомства; достижение довольства Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), способствуя увеличению его общины; благодать мольбы детей, прочитанной ими за своих родителей после их смерти, их прошение о защите родителей от огня Ада; заступничество ребенка, если он умер еще в младенческом возрасте (до совершеннолетия).

Также из выгод заключения брака является защита от сатаны, преодоление страстей, похоти, сохранение своей религии. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Человек, вступивший в брак, защитил половину своей религии, поэтому пусть он проявит предосторожность (защитит) во второй ее половине» (аль-Байхакий).

Супруга – покой для сердца

Еще из польз заключения брака является облегчение ведения домашнего хозяйства, обретение утешения и покоя для сердца. Неженатому мужчине приходится самому заниматься всеми домашними делами, что сокращает его время, отведенное на поклонение Аллаху, и поэтому его богослужение бывает слабым, малым. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил, что от непомерного труда сердца омрачаются, и наставил нас на то, чтобы мы периодически доставляли покой сердцам. Дозволенные шутки ободряют сердца, снимает физическое напряжение и стимулирует, облегчает выполнение какого-либо труда. А бракосочетание избавляет человека от указанных трудностей и невзгод. Помимо этого человек обретает для себя хорошего помощника в своем деле, экономит время в пользу занятия богослужением, находит душевный покой и преодолевает скуку.

Всевышний Аллах в Коране говорит, что Он создал нашу праматерь – Хаву для того, чтобы Адам находил в ней успокоение, утешение. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) также сказано: «Разумному следует разделить свое время на три части: первая – время, когда он обращается к своему Господу – Аллаху; вторая – время, когда он отчитывает себя, требует отчета у своего нафса; третья – время, когда он занят приемом пищи. Поистине, благодаря последней части времени он способствует выполнению указанных двух первых деяний» (Ибн Хиббан). Так же, как для организма не обойтись без пищи, и сердцу нужен дозволенный, умеренный отдых, утешение. А последнее наилучшим образом можно получить, живя с религиозной, послушной женой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пусть каждый из вас обладает сердцем, выражающим благодарность Всевышнему, языком, поминающим Аллаха, и верующей, послушной, благочестивой женой, способствующей вам в совершении благих деяний для вечного мира» (ат-Тирмизи, Ибн Маджах).

Достоинством бракосочетания также является получение вознаграждения, предусмотренного за обучение членов семьи основам религии, перенесение исходящих от них трудностей и добывание для них дозволенных средств существования. В шариатских книгах пишется, что за эти деяния можно получить очень высокое вознаграждение.

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) отмечается: «Нет лучшего подарка отца своим детям, чем хорошее, исламское воспитание». В другом хадисе говорится: «Средства (еда и т.п.), потраченные человеком на свою семью, засчитываются ему как добровольные пожертвования…». Еще в хадисе сказано: «Среди грехов есть и такие, которые смываются лишь благодаря заботе о зарабатывании дозволенных средств» (ат-Табрани, Хатиб).

Муж – опора жены

Вступив в брак, женщина также обретает облегчение для ведения домохозяйства и совершения богослужения. Муж обеспечивает её едой, одеждой, жильем, следовательно, ей уже не приходится беспокоиться об этом. Работа по дому, уход и услуги, оказываемые ей своему мужу, запишутся ей как наилучшее богослужение. Много можно говорить о достоинствах и пользах шариатского бракосочетания. Однако, разумному достаточно и малого.

Выбирай по религиозности…

Если мы желаем получить совершенную пользу от брака, то необходимо жениться на праведной, религиозной женщине, также как необходимо выдавать дочь за благочестивого человека. Благородный Пророк (мир ему и благословение) говорил: «При выборе супруги принимаются во внимание четыре аспекта: или её богатство, или красота, или её происхождение (знатность), или религиозность. Выбери себе религиозную и на тебя снизойдет благодать» (аль-Бухари, Муслим). В другом хадисе говорится: «Кто женится на женщине лишь из-за её знатности, высокого положения, того Аллах унизит. Кто женится на женщине лишь ради её богатства, тому Аллах увеличит нужду и бедность. Кто женится на женщине, беря во внимание только её красоту, того Аллах принизит. А кто женится на женщине, имея своей целью только оберегание посредством брака своих глаз и половых органов от запретного и поддержание родственных связей, то Аллах ниспошлет ему в этом благодать» (Ибн Хиббан).

Высоко ценится выдача дочери замуж за религиозного мужчину, если он пришёл, прося её руки. Даже если он не обладает материальным богатством, не имеет хорошо оплачиваемую работу и не занимает высокую должность, но обладает богобоязненностью, то следует выдавать за него замуж дочь. Любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если к вашей дочери будет свататься религиозный, доверенный мужчина, то выдавайте за него свою дочь. Если не будете поступать так, то на земле распространится большая смута и погибель» (ат-Тирмизи, Абу Давуд).

Теперь давайте подумаем, дорогие единоверцы, какая большая погибель и порочность распространены сегодня в обществе, вследствие того, что люди не хотят выдавать замуж своих женщин – дочерей, сестер, кроме как за состоятельных, обладающих высоким положением, почётом и должностью мужчин. Мы сегодня в процессе заключения брака следуем всяким труднодоступным для бедного человека обычаям и традициям. Выдаём ли мы замуж за человека, если он не приносит в качестве приданного большое состояние, золото, или если не обладает большим, шикарным домом, или, если не занимает высокую должность?! Мы сегодня отворачиваемся от установленного для этого пути Аллаха и его Посланника, оправдываясь тем, что, якобы, люди могут порицать, осуждать нас, если мы не следуем этим общепринятым обычаям.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил, чтобы женщины требовали в качестве махра (свадебный подарок) слишком большое количество имущества. А сегодня же, если обратить внимание, выплата калыма (имущества, золота), которого требуют с жениха родственники женщины, стала даже несколько обязательной. Его воспринимают даже в качестве махра, которого, согласно Шариату, необходимо выплатить жене. А Пророк (мир ему и благословение) ведь сказал: «Из благодати женщины – назначение ею в качестве махра малого количества имущества» (Ибн Хиббан).

Имам Аль Газали, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Если бы назначение большого количества имущества в качестве махра было бы высокочтимым деянием, то Посланник Аллаха опередил бы в этом всех. Ведь некоторые сподвижники Пророка выдавали замуж своих дочерей, определив для них в качестве махра лишь имущество стоимостью пяти серебряных монет (дирхемов)».

Яхья-хаджи Магомедов

http://www.islam.ru/

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх