Знания

Вера и праведные дела как средство достижения счастья

Самая значимая причина, которая лежит в основе всего – вера и праведные дела.

Всевышний сказал:

«Верующих  мужчин  и  женщин,  которые  поступали  праведно,  Мы  непременно  одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран; сура 16, аят 97)

Всевышний Аллах обещал каждому, кто  совместит в себе веру и праведные деяния, одарить прекрасной жизнью в мире этом, и вознаградить прекрасным образом в мире вечном. И причина тому очевидна;  ведь следствием  правильной  веры являются праведные  деяния,  и такая вера облагораживает сердца, доводит до совершенства нравственные качества, приводит в порядок религиозные  и  мирские  дела.  Именно  поэтому  верующие  обладают  всеми  принципами  и причинами, посредством которых они обретают радость и ликование, а также избавляются от тревог, печалей и забот.

Когда  верующих  постигает  то,  что  им  доставляет  радость,  они  принимают  это  с благодарностью,  выражают  признательность  за  оказанную  им  милость,  и  используют дарованное на то, что приносит им пользу. Когда же они используют дарованное Аллахом, таким образом, это влечет еще большее ликование, обеспечивает сохранность и благодать посланных щедрот и даруется многое другое, значительно превосходящее то, чем они обладают.

А когда их касается вредоносное и неприятное, тревоги и печали, они встречают их померным противодействием  и  прикладывают  возможные силы  для уменьшения  их  степени тяжести, и терпеливо  переносят  то,  что  их  постигло.  Таким  образом,  тягости  и  беды,  постигающие верующего  человека,  вырабатывают  в  нем  стойкость,  учат  его  практичным  способам противостояния, и он извлекает из всего этого полезный опыт. То есть, это оборачивается для него благом в мирских делах, но кроме того, это еще и благо в религиозных делах, поскольку за терпеливое перенесение тягостей и надежду на воздаяние, раб Аллаха получает награду. Все это из положительных последствий испытаний, в которых сами беды, лишения, и невзгоды просто исчезают.

Данный принцип ясно выражен в словах пророка  (мир ему и благословение Аллаха): «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это  становится для  него благом,  если же его постигает  горе,  он  проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» Муслим №2999.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал, что верующий всегда остается в выигрыше, а благо и плоды его дел преумножаются, не зависимо от того, постигли его невзгоды или же он пребывает в благополучии.

Поэтому ты можешь увидеть, как двоих постигают одни и те же блага или беды, но каждый, в зависимости от своей веры и своих деяний, совершенно по-разному их воспринимает. Человек, обладающий  верой  и  совершающий  благие  дела,  благодарит  Аллаха  в  радости  и  проявляет терпение в беде. Он надеется на то, что очень скоро Аллах одарит его благополучием и избавит его от несчастий, которые выпали на его долю. Все это помогает верующему легче переносить любые тяготы и у него зарождается радость, исчезают печаль и беспокойства, а несчастная жизнь превращается в прекрасную земную жизнь.

Неверующий,  или слабоверный,  когда  ему  даруется благо и то,  что доставляет  ему  радость, отвечает  на  эту  добродетель  Господа неблагодарностью, высокомерием  и  непокорностью.  Он связывает эти блага со своими заслугами. Натура такого человека отклоняется от естества, он становится заносчивым, самодовольным и высокомерным человеком, и начинает воспринимать милости и щедроты Господа с животническим страхом и жадностью.

Несмотря на благополучие и наличие всяческих мирских благ, сердце этого человека лишено чувства удовлетворения и покоя, ибо оно всегда подвержено всяческим переживаниям. С одной стороны сердце терзается страхом потерять то, что ему любо, и тем, что его имущество может подвергнуться ущербу. С другой стороны душа не знает предела, она всегда стремится обладать большим, а это вызывает новые переживания; получится ли достичь желаемого или нет. Но даже если он достигнет, то на что рассчитывал, то опять же впадает в прежнее переживание, что он лишится этого.

А когда на его долю выпадают невзгоды и беды, его тут же охватывает досада, он погружается в печаль,  страх,  тревогу  и  нетерпение,  его  жизнь  становится  несчастной.  Подобное  состояние влечет различные нервные и душевные болезни, а вечное ожидание опасности доводит его до крайней  степени  депрессивного  состояния.  Таким  образом,  его  жизнь  становится  мрачной  и тяжкой, а все, потому что у него нет надежды на вознаграждение и он лишен терпения, которое помогло бы утешить и спокойнее переносить потрясения.

Упомянутое можно  наблюдать  в  реальности,  и если  ты  поразмыслишь над  этим  примером, затем  применишь  его  к  людям,  то  обнаружишь  огромную  разницу  между  верующим, поступающим в соответствии с требованиями веры и тем, кто таковым не является.

Объясняется  это  тем,  что  религия  призывает  человека  к  чувству  удовлетворенности  тем уделом,  которым  его  наделил  Аллах  и  теми  разнообразными  благодеяниями  и  милостями, которыми Аллах почтил его.

Поэтому когда верующего постигает  испытание болезнью,  или нуждой  и тому подобным, то силой  своей веры,  довольства  и удовлетворенности  тем,  чем  его  наделил  Аллах,  он  остается довольным и радостным. Его душа не требует то, что ему не было предопределено, и смотрит на того, кто пребывает в худшем положении, и не смотрит на того, кто выше него. Вполне возможно, что радость, ликование и  спокойствие этого человека будут превосходить состояние того, кто достиг всевозможных мирских благ, но лишенного чувства удовлетворенности.

А что же касается человека, который не выполняет требования веры, то когда он оказывается испытан  бедностью,  или  у  него  не  получается  достичь  некоторых  намеченных  целей,  он начинает чувствовать себя крайне несчастным и считает, что он попал в тяжелое положение.

Противоположность ему – человек с правильной верой, стойкий духом и внутренне спокойный. Когда  его  постигает  нечто  вызывающее тревогу  и  страх,  он  находит  в  себе  силы решить  те трудности, которые на него нагрянули, и вкладывается в решение мыслями, словами и делами.

Такой идеологический подход внушает человеку спокойствие и укрепляет его душу. С  лишенным  веры  человеком  дело  обстоит  наоборот.  Когда  потрясения  касаются  его,  он становится  обеспокоенным,  встревоженным,  нервы  накаляются,  а  мысли  оказываются рассеянными, его  охватывают  страх и  тревога,  внешне  и  внутренне  становится  окруженным беспокойством и тревогой. Если такие люди лишены врожденных качеств, помогающих стойко переносить  превратности  судьбы,  то  они  полностью  теряют  силы,  а  нервно  психическое напряжение еще более усиливается. Ведь они лишены веры, которая призывает к проявлению терпения,  особенно  во  время  невзгод  и  бед,  и  каждый  раз,  когда  человек  оказывается  в затруднительном положении.

Отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках – качество, которое могут в себе воспитать как праведник, так и грешник, как верующий, так и неверующий. Точно так же, как нет между ними различия в некоторых врожденных качествах, которые помогают человеку противостоять  страху  и  менее  болезненно  его  переносить.  Однако  верующий  отличается  от остальных силой своей веры, терпением, упованием на Аллаха, надеждой на вознаграждение и прочими чертами, которые превосходят такое качество как отсутствие страха перед опасностью и решительность в поступках.

Разница между верующими и неверующими в перенесении бед, подчеркивается в следующих словах Всевышнего:

«Если вы (о, верующие) страдаете, то и они (неверующие) страдают так же, как и вы страдаете. Но при этом вы надеетесь получить от Аллаха то, на что они не надеются» (Коран; сура 4, аят 104)

Следовательно, только верующий обладает всеми упомянутыми качествами в совокупности, и поэтому он легче всех переносит трудности и более стойкий перед страхом. У верующих особая помощь  и  поддержка  от  Аллаха,  благодаря  чему  они  избавляются  от  всего  скверного  и неприятного.

А  что касается терпения, которое является основой любого начинания, то Всевышний Аллах сказал:

«Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Коран; сура 8, аят 46).

Примечание переводчика: послание в оригинале называется  «Полезные средства для достижения счастливой жизни». Шейх Салих ас-Сухайми (да хранит его Аллах) начал разбор послания с его названия:

“Средства  –  это  причины,  используемые  для  достижения  какой-либо  цели,  которые  Аллах (Благословен Он и Возвышен) установил для этого. Убеждения праведных предшественников заключается в том, что человек должен предпринять все необходимые меры и обратится ко всем причинам необходимым для достижения результата, но  при  этом  не  полагаться  на  эти  причины.  Мы  используем  надлежащие  причины,  а  в достижении  желаемого  результата  полагаемся  лишь  на  Аллаха  (Пречист  Он  и  Возвышен). Причинами  пользуются,  но  на  них  не  полагаются.  В  этом  и  заключается  разница  между воззрением предшественников и идеологией крайних кадаритов и кадаритов-джабритов.

Крайние  кадариты  полностью  полагаются  на  причины,  ибо  убеждены,  что  действия  рабов являются абсолютно самостоятельными и совершенно не зависят от воли Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Исходя из чего, они заявляют, что человек является творцом своих действий. В противоположность им – кадариты-джабриты, аннулирующие полностью значение причин. Они заявляют, что причины не имеют никакого влияния и смысла, поэтому не стоит обращать наних внимания. Все потому что человек принужден совершать то, что предписано ему Аллахом, и он в своих деяниях не обладает никакой волей и свободой действий. По их убеждению человек подобен веткам деревьев, куда ветер дует, туда они и склоняются.

Срединную  позицию  занимает  Ахль  ас-Сунна  (приверженцы  Сунны).  Они  не  игнорируют причины, как это делают джабриты, и не полагаются на причины подобно кадаритам. Напротив, Ахлю  ас-Сунна  считает,  что  использование  установленных  шариатом  причин  является обязательным, и при этом полагаться надлежит только на Аллаха (Пречист Он и Возвышен).

Условия, которым должны соответствовать причины, для дозволенности их использования:

1-  Полагаться только на одного Аллаха (Пречист Он и Возвышен), а не на причины.

2- Твердая убежденность в том, что Аллах один творит причины и следствия.

3- Причины, к которым обращается человек, должны быть допустимыми шариатом.

Таково  убеждение  Ахль ас-Сунна  уа аль-Джама’а  (приверженцев  Сунны и единой общины) в вопросе использования причин.

Далее шейх (да смилуется над ним Аллах) разъяснил причины, обеспечивающие счастливую и благополучную жизнь, в свете Ислама. Автор (да смилуется над ним Аллах) начал разъяснение средств и причин, которые приводят к счастливой жизни. И первым упомянул самую величайшую из них, ту, что лежит в основе всего и является  фундаментом.  Ничто не  может  существовать без  основы,  и  если  эта  основа  крепка, прочна и надежна, то все что  будет выстроено на ней, будет таким же прочным, надежным и непоколебимым. Если же основа слаба и неустойчива, то все что будет выстроено на этой основе, рухнет. Это подтверждается словами Пречистого и Возвышенного Аллаха:

«Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его  довольству,  лучше  или  же  тот,  кто  заложил  его  на  самом  краю  обрыва,  готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в огонь Геенны?» (Коран; сура 9, аят 109)

И как сказал поэт: Не возвести дом без опоры, И нет опоры без основы прочной

Основой  счастья  человека  в  земной  жизни  и  в  мире  вечном,  его  огромным  фундаментом, наиглавнейшим  источником,  прочной  опорой  и  крепким  оплотом,  является  вера  в  Аллаха (Пречист Он и Возвышен). Имеется в виду вера плодом, которой являются праведные деяния, ибо вера обязательно должна быть сопряжена с делами.

Дела  –  неотъемлемая  часть  веры,  при  увеличении  которых  увеличивается  и  вера,  а  при уменьшении которых уменьшается и вера. Поэтому предшественники говорили: “Вера есть слово и действие”. Они ввели деяния в веру и сделали их частью веры и одним из ее столпов. Этот столп состоит из частей. Оставление некоторых из этих частей лишает человека веры, как слова двух свидетельств и молитва. Оставление же других частей, не лишает человека веры, но при этом она ослабевает,  как  оставление  некоторых  обязательных  предписаний,  совершение  запретных вещей, не достигающих степени неверия и многобожия.

Правильная  вера,  сопряженная  с  праведными  деяниями  является  определяющим  и основополагающим залогом счастья и успеха, к которым стремится каждый человек.

Затем  шейх  (да  смилуется  над  ним  Аллах)  в  качестве  доказательства  упомянул  следующий благородный аят:

«Верующих  мужчин  и  женщин,  которые  поступали  праведно,  Мы  непременно  одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Коран; сура 16, аят 97).

На эту тему есть еще много других аятов.

О тех, кто верует в Аллаха Всевышнего, и творят добрые деяния, Аллах (да восславится Его имя и да возвысится) сказал:

«Воистину,  тем,  которые  уверовали  и  совершали  праведные  деяния,  уготована неиссякаемая награда» (Коран; сура 41, аят 8)

Вера и праведные деяния приводят к обретению счастья в обоих мирах. В счастье этого мира входит и то, что человек чувствует довольство всем тем, что ему посылает Аллах. Он во всех своих делах полагается только  на  Аллаха,  терпеливо переносит  испытания  и  беды, в благоденствии благодарит Всевышнего Аллаха, а в последней жизни ждет его нескончаемое счастье в райских садах вечного блаженства.

В  перенесении  тягостей  и проявлении благодарности в благоденствии, люди делятся на две категории, степень отличия которых определяет их сила веры и праведные дела, являющиеся плодом этой веры.

Первая  категория – те,  которые  находясь  в  благоденствии,  благодарят  Аллаха,  а  когда  они  в горести и  испытании, то терпят.  Проявление благодарности Аллаху в благоденствии  означает делиться теми  благами и милостями,  которыми  Всевышний  наделил  тебя, расходовать  их  на всевозможные  полезные  и  благие  дела,  здоровье  и  благополучие,  которыми  тебя облагодетельствовал  Аллах  использовать  в  повиновение  Ему  и  совершения  богоугодных поступков.

Верующий знает, что за все это ему уготован благой исход в этой жизни и в мире вечном. А когда его постигают тяжкие испытания и несчастья, от этого он не перестает быть счастливым, ибо встречает их со стойкостью и покорностью, и для защиты от них прибегает к своей вере и терпению, даже если эти испытания продолжаются много лет.

Также верующий чувствует  на себе  сказанное  пророком  (мир  ему  и  благословение Аллаха): «Кто из вас застал утро, прибывая в безопасности за себя и свою семью, в добром здравии, имея пропитание на этот день, тому словно достался весь мир!» Хадис достоверный, см. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №2318.

После того, как автор (да смилуется над ним Аллах) упомянул эти две группы, он привел слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), иллюстрирующие сказанное. «Сколь  удивительно  положение  верующего!  Поистине,  все  в  его  положении  является благом для него, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это  становится  для него благом, если  же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» Муслим №2999.

Этот  хадис  наглядным  образом  поясняет  мысль  шейха  (да  смилуется  над  ним  Аллах),  на примере верующего. Когда Аллах одаряет раба Своими милостями и щедротами, он благодарит Аллаха используя их так как это любит Аллах, с радостью совершает дела угодные Аллаху, и это  становится для него благом в обоих мирах. А когда Аллах по Своему предопределению посылает ему беды, он принимает их не проявляя негодование. Напротив, он доволен Его решением, и с терпением  переносит  предопределенное  Аллахом,  за  что  надеется получить награду  и  вскоре быть одаренным благополучием.

Источником такого подхода является совершенное знание и твердая убежденность в том, что все  сущее  происходит  по  предопределению  Аллаха  и  Его  предустановлению,  и  что  любая постигшая его беда не могла пройти мимо него, так же, как и все, что обошло его стороной, не могло  навредить  ему.  Наличие  такой  убежденности  делает  человека  благодарным  в благоденствии,  и терпеливым  во  время  тягостей, что  является наивысшим  счастьем.  Поэтому предшественники говорили, что залог счастья верующего заключается в трех вещах: “Когда ему даруется  милость,  он  благодарит,  когда  его  постигают  беды  –  терпит,  когда  совершает греховное – просит прощения”.

Шейх (да смилуется над ним Аллах) для наглядности привел в пример две категории людей. К первой категории относится человек, которому предопределенная Аллахом милость доставляет счастье с трех сторон:

Первая  –  радость  и  польза,  которую  приносит  человеку  дарованная  милость.  Поскольку  на милости  Всевышнего  он  не  отвечает  высокомерием  и  неблагодарностью,  он  не  ведет  себя надменно, не восхищается собой и не гордится дарованными Аллахом благами.

Вторая – использование этой милости в том, что вызывает довольство Пречистого и Всевышнего Аллаха, и чувства испытуемое при осознании этого.

Третья  –  надежда  на  получение  награды  Аллаха  за  использование  дарованной  милости  для совершения поступков, которые угодны Пречистому и Всевышнему Аллаху и которые Он любит.

А когда по предопределению Аллаха его постигает несчастье, будь то болезнь, нищета, потеря ребенка или любимого человека, утрата нечто ценного и желанного  и т.п. что бы  то ни было, счастье не покидает его по трем причинам:

Первая:  Аллах  укрепляет  верующего  и  облегчает  его  участь  благодаря  его  вере  в предопределение. Вера в то, что все случившееся было предопределено, а посему это непременно должно было произойти, и ничто не могло предотвратить такой ход событий, приводит человека к смирению перед решением Аллаха и чувству удовлетворенности тем, что Он предопределил. В таком случае верующий проявляет терпение и надеется на вознаграждение Всевышнего.

Вторая: во время невзгод верующий проявляет терпение и никогда не отчаиваются в милости Аллаха. Он надеется на то, что  очень скоро Аллах одарит его благополучием и избавит его от несчастий, которые выпали на его долю.

Третья:  проявление  терпения  в  надежде  на  вознаграждение  Всевышнего  Аллаха,  которую верующий  может  получить  благодаря  этим  трудностям,  помогает  ему  справиться  с  самыми сложными ситуациями. Терпеливые верующие получат вознаграждение безо всякого счета, о чем возвестил Всевышний в Своих словах:

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (Коран; сура 39, аят 10)

В противоположность ему, шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул человека из другой категории людей – неверующие.  Если человек лишен  веры  или обладает  слабой  верой, то он обречен на несчастья не зависимо от того в благоденствии он пребывает или в тягостях.

Кто-то  может  спросить:  “В  последнем  случае  причина  его  несчастья  понятна,  но  почему  он несчастен пребывая в благоденствии?”

Тому несколько причин: Во-первых,  такой  человек,  каким  бы  огромным  достатком  не  обладал,  ему  всегда  все недостаточно и он не перестает стремиться к еще большему, и поэтому накапливает имущество законными и незаконными путями.

Во-вторых, он не признает добродетель Господа, посему оказывается лишенным всех тех благ, которых  удостаивается  благодарный  своему  Добродетелю  и  всем  сердцем  признающий  Его милость,  восхваляющий  Его  за  дарованные  блага  и  использующий  их  только  в  богоугодных целях.

В-третьих,  человека  со слабой  верой и  неверующего  всегда  преследует  страх  лишиться  благ. Поэтому такой человек все время в тревожном и подавленном состоянии, он не знает, что такое душевной покой и спокойствие.

Таким  образом,  такой  человек  обречен  на  страдания  как  при  жизни  на  земле,  так  и  после смерти. А если же Аллах предопределит ему какое-то испытание, то он тем более несчастен, при жизни на земле и после смерти. В этом мире он мечется, запыхавшись, в поисках путей к счастью, но не достичь ему счастья, кроме как путями установленными Всевышним. Также он измученно ищет избавление от бед и несчастий во всем, не гнушаясь ничем, даже запретным. Он обращается к  колдунам,  предсказателям  и  к  прочим  шарлатанам.  Он  доволен  своим  униженным  и ничтожным состоянием перед этими мошенниками. Все  потому,  что  человек  не  проявляет  терпения  по  отношению  к  тяготам  Божьего предопределения. Посмотри, как отличается этот человек от тех, кто входит в первую категорию, которые терпеливо переносят испытания и тяготы. Ну а этот несчастный все время оплакивает свой удел, ругает себя, а свое счастье ставит в зависимость от удачи. Да упасет нас Аллах от этого!

Подобное состояние может привести к совершению плачевных поступков, как самоубийство, что наглядно на примере западных стран. Мы же молим Аллаха о благополучии и избавлении!

Это также может привести к тому, что человек прибегнет к наркотикам, спиртному, полагая, что это поможет ему забыть свое несчастье. А также совершать иные запретные вещи, погружая себя в наслаждения, желая отвлечь себя ими. Последствием их деяний стало суровое наказание в виде страшных болезней, которые распространились в это время, и лечения, от которых до сих пор не найдены.  К  примеру,  СПИД  и  т.п.  Да  упасет  на  Аллах  от  этого!  Ну  и  наконец,  то  вечное, нескончаемое злосчастье и мучительное наказание, которые ожидают его в Последней жизни.

Подытоживая все вышеизложенное. Если человек будет обладать искренней верой и совершать благие  деяния,  то  он  обретет  ключ  к  счастью  и  ко  всему,  что  доставляет  ему  радость  и удовольствие, как в этом мире, так и в Последней жизни”

«Полезные средства для достижения счастливой жизни» ‘Абд ар-Рахман ас-Са’ади (да смилуется над ним Аллах). Комментарии: Салих ас-Сухайми (да хранит его Аллах). Перевод с арабского языка: Абу Идар аш-Шаркаси (да простит его Аллах, его родителей и всех мусульман). Глава первая.

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх