Знания

Что разрешается тому, кто совершает итикаф

1. Ему (тому,   кто   совершает итикаф) разрешается покидать мечеть по нужде. Также разрешается   высовывать   голову   для   того,   чтобы помыть   её   или   расчесать   волосы.   Аиша   (да   будет доволен   ею   Аллах)   сказала:   «Посланник   Аллаха высунул  свою голову в моём присутствии, когда он совершал   итикаф,   а   я   была   в   своих   покоях.   Я расчёсывала его волосы [и в одном сообщении: я мыла его голову, даже несмотря на то, что между мной и им была преграда и у меня был период менструаций], и он (да благословит его Аллах и приветствует) не входил в дом,   если  только   это   не  было   по   нужде,   когда   он совершал итикаф».[1]

2. Для того, кто совершает итикаф, а также для других разрешается   делать вуду (омовение)   в   мечети.   Это основано   на   словах   человека,   прислуживавшего Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):   «Пророк   делал   лёгкое вуду (омовение)   в мечети».[2]

3.   Позади   мечети   можно   установить   небольшую палатку, где можно совершать итикаф. Это основано на том,   что   Аиша   (да   будет   доволен   ею   Аллах) устанавливала хиба[3] (палатку) для Пророка, когда он совершал итикаф. И это было по его (да благословит его  Аллах  и приветствует) приказу.[4] А однажды он совершил   итикаф   в   маленькой   палатке,[5] у   входа которой был матовый навес.[6]

Разрешение женщинам совершать итикаф и   навещать   своих   мужей   (которые совершают итикаф) в мечетях 

4. Женщине разрешается навещать своего мужа, когда он  совершает  итикаф.  И  он может  проводить её  до двери  мечети.   Это   основано   на   словах   Сафийи   (да будет доволен ею Аллах): «Пророк совершал итикаф в течение  последних  десяти  дней месяца  рамадан  и в одну ночь я пошла навестить его, когда его жёны были с ним. Я поговорила с ним в течение одного часа, затем встала, чтобы уйти и он сказал: “Не торопись, я пойду с тобой.” Он встал, чтобы проводить меня». Она жила в доме   Усамы бин Зейда.  Затем они  дошли  до   двери мечети, которая была рядом с дверью Умм Саламы. В это время два человека из ансаров проходили мимо и, увидев Пророка, они поспешили уйти. Пророк сказал: «Подождите! Это  (моя жена) Сафия бинт Уяй». Они сказали:   «СубханАллах,   о   Посланник   Аллаха».   Он сказал: «Воистину, дьявол движется внутри человека, как движется кровь. И я испугался, чтобы он не внёс какое-либо зло в ваши сердца». [Или он сказал: «что-то в ваши сердца»][7]

На   деле   женщине   разрешается   даже   совершать итикаф   в   мечети   вместе   со   своим   мужем   или самостоятельно.   Это   основано   на   словах   Аиши   (да будет доволен ею Аллах): «Одна из жён Посланника Аллаха совершала  итикаф вместе с ним, когда у неё был  период истихада(период между  кровотечениями) [в  другом  сообщении  говорится,  что   это   была  Умм Салама]   и   она   видела   красные   (от   крови)   или желтоватые   следы  (оставленные   ею).   И   иногда   мы ставили поднос под неё, когда она совершала намаз».[8]

Она   также   сказала:   «Пророк   совершал   итикаф   в течение последних десяти дней месяца рамадан пока не умер. Затем его жёны совершали итикаф после него».[9] В   этом   содержится   доказательство   того,   что женщинам также разрешается совершать итикаф. Нет сомнения  в  том,  что   это   можно   лишь при  условии согласия на это её махрамов. А также при том условии, что   на   месте   нет фитны и   смещения   с   мужчинами, основываясь   на   многих   доказательствах   по   этому поводу и принципе  фигха: «Предотвращение плохого берёт верх над совершением хорошего».

5.   Вступление   в   интимную  связь  нарушает   итикаф, основываясь на высказывании Аллаха: «и не вступайте с ними (т.е. вашими жёнами) в интимную связь, когда вы совершаете итикаф в мечетях». Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если тот, кто совершает итикаф вступает  в интимную связь, то  он  нарушает свой итикаф и должен опять начать его».[10]

Человек не обязан  возмещать (кяффара)  (в связи с  нарушением итикафа) так, как Пророк и его сподвижники ничего об этом не упомянули.

Преславен   Ты,   о   Аллах   и   вся   хвала   тебе.   Я свидетельствую,   что   нет   божества,   достойного поклонения кроме Тебя. Я прошу у Тебя прощения, и я каюсь Тебе.

[1] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим, Ибн Аби Шейба и Ахмад, и первое дополнение принадлежит последним двум из них (упомянутых). Этот хадис приведён в «Сахих Абу Давуд» (2131-2132).

[2] Это привёл Аль-Бейхаки с хорошим иснадом и Ахмад (5/364) в сокращенной форме с достоверным иснадом.

[3] Хиба – это один из  видов домов  у Арабов, которые делаются из меха и шерсти, но  не из волос (животного), и устанавливаются на двух или трёх опорах. См. «Ан-Нихая».

[4] Это привели Аль-Бухари и Муслим из хадиса Аиши. Это её действие привёл Аль-Бухари, а его приказ совершать это привёл Муслим.

[5] Судда в палатке подобна навесу у двери для защиты от дождя. Здесь имеется в виду, что кусок мата клали на навес для того, чтобы снаружи не было видно  то, что внутри. Это утвердил Ас-Синди. Но предпочитается  говорить:  чтобы  тот,  кто  совершает итикаф,  не  отвлекался  из-за  прохожих  с  целью достижения целей, которые выходят за рамки итикафа. Имам Ибн Аль-Гайим сказал: «Это противоречит тому,  что  делают невежественные, т.е. в местах, где они совершают итикаф, они сидят с друзьями, принимают гостей, обсуждают с ними хадисы. Это один вид итикафа, а итикаф Пророка – другой вид».

[6] Это часть хадиса, сообщённого Абу Са’идом Аль-Худри. Его привели Муслим и Ибн Хузейма в своих Сахихах. Этот приведён в «Сахих Абу Давуд» (1251).

[7] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. Он же (Абу Давуд) привёл последнюю часть хадиса. Я привёл этот хадис в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2133 и 2134).

[8] Этот хадис привёл Аль-Бухари и он также приведён в «Сахих Сунан Абу Давуд» (2138). Другое сообщение принадлежит Са’ид ибн Мансуру, как указано в «Фатх-уль-Бари» (4/281). Однако Ад-Дарими (1/22) говорит, что это была Зейнаб, и Аллах знает лучше.

[9] Этот хадис привели Аль-Бухари, Муслим и другие.

[10] Это привёл Ибн Аби Шейба (3/92) и Абдур-Раззаг (4/363) с достоверным иснадом. Его слова: «должен опять начать итикаф» означают, что этот человек должен заново совершить итикаф.

Имам Мухаммад Насир-уд-Дин Аль-Албани. Ночной намаз в месяце  рамадан

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх