Вся история развития человечества говорит о том, что мужчина полигамен. Ни одно из Божественных Писаний не утверждает обратного, не дает прямого указания на то, что разрешен исключительно моногамный брак. Эти утверждения вырастали позднее, когда на религиозную основу накладывались местные верования или какие-то традиции.
Более того, искусственные моногамные браки и запрет на разводы принес в мир смуту — институт проституции, систему любовниц, проблемы гражданских браков и свободной любви.
Ислам, будучи наиболее мягкой и гибкой религией, учитывая как интересы «полигамного» мужчины, так и право женщины на стабильность семьи, ограничил возможное одномоментное количество жен.
Что же говорит по данному вопросу исламское право? Мужчина, действительно, имеет право брать себе в жены более, чем одну жену, но их общее одномоментное количество ограничивается четырьмя.
Причины, побуждающие мужчину жениться повторно могут быть разные, к примеру:
— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;
— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;
— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Всевышним и семьей.
Мужчина, который женился более, чем на одной, должен относиться ко всем своим женам одинаково справедливо.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предупреждал: «У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День он предстанет с волочащейся за ним половиной (тела)» (хадис от Абу Хурайры, в сводах хадисов имама Ахмада и ибн Маджа).
В Священном Коране сказано (смысл): «…и женитесь на тех женщинах, что приятны вам — двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то — на одной…» (Сура «Ан-Нисаъ», аят 3).
В то же время Господь, чтобы изначально пресечь халатность и нерадивость в подходе к вопросу второй семьи, извещает (смысл): «Вы никогда не сможете относиться одинаково справедливо к женам, даже при сильном желании. Не склоняйтесь же полностью (к одной), оставляя (другую) заброшенной. Если же вы исправите положение (будете справедливы) и будете Богобоязненны, то, поистине, Аллах Прощающий, Милостивый». (Сура «Ан-Нисаъ», аят 129).
Вывод из вышесказанного однозначен: вторая, а тем более третья и четвертая, семья является дозволением («мубах») при определенных обстоятельствах и требует некоторых жертв для того, чтобы существовать в оптимальном варианте для всех, не причиняя никому вреда.