Вопрос: Я заметил, что в наши дни многие стараются увеличить сумму махра, чтоб заключить удачный брак. Является ли это Сунной? Установлен ли в шариате определенный лимит для махра, который нельзя переходить?
Ответ шейха Мухаммада Солих Аль Мунаджида:
«Хвала Аллаху!
Брак – это одно из благословений Аллаха, и одно из Его знамений. Аллах говорит: «Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих» (ар-Рум, 30:21)
Аллах приказал опекунам устраивать брак для тех, кто находится под его попечением. Так Он говорит: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Знающий» (ан-Нур, 24:32)
В браке есть много пользы, например, он способствует увеличению Уммы, чем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет гордиться перед другими пророками. А также супружество защищает мужчину и женщину от совершения запретного (харам) и т.д.
Но некоторые опекуны (вали) ставят всевозможные препятствия на пути замужества тех, кто находится под их попечением. Иногда они могут чрезмерно завышать сумму махра, и требовать слишком большого приданого, которого молодой человек не может себе позволить. И они поступают так до тех пор, пока замужество не станет чем-то слишком трудным для многих желающих вступить в брак.
Махр – это предписанное Исламским шариатом право, которое есть у женщины. Предлагая махр, мужчина выражает свое желание жениться на ней.
Аллах говорит: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души» (Ан-Ниса, 4:4)
Это вовсе не означает, что женщину могут купить. Это напротив, символ уважения и почета и знак, что муж желает взять на себя ответственность и выполнять свои обязанности.
Шариатом не обозначено определенная сумма махра, которую нельзя переходить. Но в исламе приветствуется, чтоб эта сумма была уменьшена и была небольшой.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший брак — тот, который легче заключить»
Также он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)»
И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мужчине, который хотел жениться: «Найди (что-нибудь в качестве приданого), даже если это будет железное кольцо» (Бухари, Муслим)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, показал нам самый лучший пример для своей уммы в этом отношении (махра), так чтобы все ясно понимали основные принципы, которые должны быть в обществе, и чтобы дух простоты мог быть распространен среди людей.
Абу Дауд (2125) и ан-Насааи (3375) передал от Ибн Аббаса, что Али сказал: «Я женился на Фатиме (да будет доволен ей Аллах) и сказал: «О Посланник Аллаха, позволь мне продолжить брак ». Он сказал: «Дай ей что-нибудь». Я сказал: «У меня ничего нет». Он сказал: «А где твой щит Хутами» Я ответил: «Он при мне». Тогда он сказал: «Отдай его ей». Классифицировано как сахих аль-Албани, в сахих ан-Насааи, 3160
Таков был махр Фатимы, дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая будет лидером женщин в Раю. Это подтверждает тот факт, что в Исламе махр не является самоцелью.
Ибн Маджа (1887) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Давая приданное женщине, не переходите границ, потому как если это было знаком чести и достоинства в этом мире или знаком набожности перед Аллахом, тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бы это до вас. Но он не давал ни одной из своих жен и ни одной из своих дочерей больше двенадцати укия. Мужчина может увеличивать сумму приданого, до тех пор пока не почувствует негодование к ней и скажет:«Ты стоишь мне всех денег, которые у меня есть, и приносишь мне трудности».
Сказал Ас Синди в шархе: «Не переходите границ» означает, что не увеличивайте чрезмерно приданое. «Мужчина может увеличивать сумму приданого, до тех пор, как почувствует негодование к ней» означает, до тех пор, когда он начнет ненавидеть ее, в то время, когда он еще платит долги по причине этого махра, потому что это слишком тяжело для него или когда бы он ни подумал об этом». (Хаашийат аль-Синди аля Ибн Мааджа)
Двеннадцать укия =480 дирхамов, то есть примерно 135 серебрянных риалов (134,4) Таким был махр дочерей и жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Шейх аль-Ислам (Ибн Таймиййа) сказал в Маджму аль-Фатва, 32/184: «Кто бы ни думал, чтоб увеличить махр своей дочери и просить больше, чем получали дочери Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как они были лучшими женщинами в этом мире во всех отношениях, то он — невежественный дурак. То же самое применимо, когда просится махр больше, чем получили Матери Правоверных. Это применимо, даже если человек обеспеченный и может себе это позволить. Что же касается бедняка, ему не следует давать махр более того, что он может позволить, чтоб выплатить его без труда»
Он также сказал в аль-Фатава аль Кубра: «Слова Имама Ахмада, по сообщению от Ханбаля поясняют, что это мустахаб, чтоб приданое было четыреста дирхамов. Это является правильным мнением, в случае, когда мужчина может это позволить. Мустахаб выплатить эту сумму и не более»
В «Заад аль-Маад» (5/178) Ибн Аль-Каййим процитировал хадис, который указывает, что сумму махра надо сокращать, и не существует минимальной суммы махра. Затем он сказал: «Этот хадис указывает, что нет минимальной суммы махра… и что завышение суммы является макрух, и уменьшение – это баракат (благословение)».
Следовательно, ясно, что когда люди в наши дни увеличивают махр и завышают его сумму, то это идет против шариата.
Мудрость уменьшения суммы махра и незавышения предельно ясна: Это делает легким для людей брак, и они таким образом, не будут отклоняться от него, последствием чего могут быть всевозможные моральные и социальные проблемы»
Ислам Q&A, Шейх Мухаммад Солих Аль Мунаджид
Приведено на сайте sawab.ru