Хвала Аллаху, Он сделал нашу ближнюю жизнь нивой для мира Грядущего и ареной, где соревнуются праведники в совершении благих дел. Мы воздаём Ему хвалу, и наша хвала – это тоже милость Всевышнего, оказанная нам. Благодарим Его за бесценные дары и щедрость, которыми Он нас заботливо окружил. Свидетельствуем, что нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него партнёров и совладельцев, Он единственный наш Покровитель. Всевышний повелел проводить данную нам отсрочку с максимальной пользой и запасаться добрыми делами, пока не наступит время переселения[1]. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ وَلاَ تَمُوتُنَّ إِلاَّ وَأَنتُم مُّسْلِمُونَ
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (Коран, 3:102).
Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, он призывал людей ценить своё время, не губить его и не тратить на то, что отвлекает от Будущей Жизни. Он говорил:
من خاف أدلج ، و من أدلج ، بلغ المنزل ، ألا إن سلعة الله غالية ، ألا إن سلعة الله الجنة
«Кто боится[2], выходит в путь в начале ночи, а кто выходит в путь в начале ночи[3], тот добирается до дома. Воистину, товар[4] Аллаха дорог, ведь товар Аллаха – это Рай»[5].
Дорогие братья и сёстры, будьте богобоязненными и знайте, что эта жизнь – путь, а Следующая Жизнь – это дом. Будучи на этом пути, берите всё, что понадобится вам дома. Запасайтесь необходимым, чтобы встретить День, когда придёт ваш расчёт, и тогда вы предстанете перед своим Господом. Сообщается со слов Шаддада ибн Ауса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
الكيس من دان نفسه و عمل لما بعد الموت و العاجز من اتبع نفسه هواها و تمنى على الله الأماني
«Разумен тот, кто судит себя сам, трудится ради того, что будет после смерти. Бессилен тот, кто сделал себя последователем собственных желаний, и предался легкомысленным мечтаниям[6]относительно Аллаха»[7].
Повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Аллах) говорил: «Требуйте отчёта от своей души, до того как отчёт потребуют от вас. Взвешивайте свою душу сами, до того как её взвесят. Снаряжайтесь для великого предстояния перед Аллахом. В тот День вы все предстанете, и никто не сможет скрыться».
Читая проповедь людям, Абдуллах ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) говорил:
«Воистину, со сменой дней и ночей сокращается срок вашей жизни, а деяния ваши остаются в сохранности.
Смерть всегда приходит внезапно. Кто посадит доброе, тот скоро пожнёт желанное. Кто посадит злое, тот скоро пожнёт сожаление. Каждому сеятелю достанется то, что он посеял. Никто не получит долю[8] медлительного раньше него, а стремительный не получит больше того, что ему предписано[9].
Кому даны блага, тому они даны Аллахом, а кто избежал зла, того защитил Аллах. Всё, что непременно придёт, – близко, а далёким считается то, что никогда не случится. Счастливый человек – тот, который умеет извлечь назидания из чужих ошибок. Малое и достаточное – лучше, нежели многое, но отвлекающее.
Спасти одну душу лучше, нежели обладать страной несметных богатств.
Худшее из оправданий – то, которое произносится перед смертью. Худшее сожаление – сожаление Судного Дня. Худшее заблуждение – заблуждение после знания о верном пути. Лучшее богатство – богатство души. Лучший запас –богобоязненность. Лучшее, что есть в сердце, – убеждённость, а сомнения являются проявлением неверия».
Худшая слепота – слепота сердца. Среди людей есть такие, которые приходят в пятницу (Джума) только в конце и поминают Аллаха только когда бранятся. Худший из доходов – это ростовщичество (риба). Худшая еда – поедание имущества сирот.
Каждому из вас достаточно того, чем удовлетворится его душа, ведь придёт время, и ей хватит четырёх локтей[10]. Итог всего – в Следующем мире. Суть всех дел – в конце этой жизни.
Самая почётная смерть – пасть убитым за Веру.
Кто проявляет высокомерие, того принизит Аллах. Кто ослушается Аллаха, тот повинуется шайтану.
Носитель Корана должен отличаться своими ночами, когда другие спят, своими днями, когда другие едят, своей печалью, когда другие ликуют, своими слезами из страха перед Аллахом, когда другие смеются, своей сдержанностью, когда другие пустословят, своей полной покорностью, когда другие ищут лазейки и хитрят. Носителю Корана следует быть мудрым, мягким, спокойным. Не следует носителю Корана быть чёрствым, небрежным, шумным, крикливым, острым на язык.
Кто пустится в разговоры, желая выделиться, того принизит Аллах. Кто проявит скромность и смирение, того возвысит Аллах.
Есть вдохновение от ангела, а есть вдохновение от шайтана. Вдохновение от ангела – это побуждение к добру и подтверждение истины. Если найдёте это в себе, то хвалите Аллаха. Вдохновение от шайтана – это побуждение к злу и отказ от истины. Если найдёте это в себе, то просите у Аллаха спасения и защиты от шайтана.
Люди хорошо говорят, поэтому тот, чьи слова совпадают с делами, будет счастлив, а тот, чьи слова противоречат делам, пусть винит лишь себя.
Пусть никто из вас не будет трупом ночью и болтуном днём.
Если намаз не побуждает к добру и не удерживает от зла, то такому человеку он не прибавляет ничего, кроме удалённости от Аллаха.
Всё время, когда ты в намазе, ты стучишь в двери Царя, а кто стучит в двери Царя, тому откроется.
Вы можете увидеть неверного, обладающего самым здоровым телом, но при этом его сердце поражено самым тяжким недугом. Вы можете увидеть верующего, обладающего праведным сердцем, но тело его страдает от самых суровых болезней. Клянусь Аллахом, если ваши сердца будут больными, а тела здоровыми, то вы будете для Аллаха дешевле жуков.
Любой взгляд человека является целью для шайтана, и он хочет получить свою долю[11].
Дом, наполненный чернилами, наполнен и назиданием.
Каждый из вас гость, а имущество ваше взято в аренду. Гость уйдёт, а арендованное будет возвращено хозяину.
В конце времён будут люди, среди которых самым почётным делом будут считаться взаимные упрёки.
Истина тяжела, но благоприятна, а ложь легка, но болезнетворна.
Следование за похотью порождает длительную печаль.
Нет на всей земле ничего, что следовало бы держать взаперти столь же долго, как язык.
Кто сможет сохранить свой клад на небе, дабы его не съели черви и не украли воры, то пусть сделает это. Помните, что сердце человека всегда с его кладом.
Пусть никто из вас не следует беззаветно за каким-либо человеком, так что если он уверует, то и вы уверуете, а если он станет неверным, то и вы станете неверными. Но если всё-таки необходимо за кем-то следовать, то следуйте за теми, кто уже умер, потому что живые не защищены от искушений.
Пусть никто из вас не будет паразитом и не говорит: «Я всегда с людьми: если они идут верным путём, то и я пойду верным путём, а если они заблудятся, то и я заблужусь». Так он подготовит себя к тому, что если люди станут неверными, то и он станет неверным» (конец слов Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах).
Имам Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Тот, кому не приносит пользу зрение, тому и слух не принесёт пользы. У раба божьего есть покрытие между ним и Аллахом, а также покрытие между ним и между другими людьми[12]. Если человек сорвёт то покрывало, что между ним и Аллахом, то Аллах сорвёт покрывало, которое между человеком и другими людьми.
У раба божьего есть Господь, Которого он непременно встретит, а также дом, в котором он обязательно поселится. Поэтому следует стремиться к довольству своего Господа до встречи с Ним и обустраивать дом до прибытия к нему.
Бесполезная трата времени страшнее смерти, ведь потеря времени отдаляет человека от Аллаха и успеха в Будущей Жизни, а смерть отдаляет человека от мирской жизни и близких людей.
Мирская жизнь не стоит даже одного часа переживаний, не говоря уже о том, чтобы переживать за неё всю жизнь.
То, что сегодня дорого, завтра станет затруднением. То, что сегодня является затруднением, завтра станет дорогим.
Самая большая прибыль в Религии – это постоянная занятость души тем, что ей больше всего необходимо, и тем, что приносит ей наибольшую пользу для Дня Возвращения.
Разумен ли тот, кто продал свой Рай за один час низменных желаний? Выкупи свою душу сегодня, ведь «рынок» открыт, цены установлены, товар продаётся недорого. Уже скоро для этого «рынка» с его товарами настанет день, когда ты не сможешь приобрести ни многого, ни малого. Это День Различения! День, когда притеснитель будет кусать себе руки.
Год – это дерево, месяца – его ветви, дни – ответвления, часы – это листья, а секунды – плоды. Если секунды проходят в покорности, значит, то дерево благодатно. Если же они проходят в ослушании, то плоды его подобны горькой тыкве. А жатва состоится в День Возвращения. День, когда все отличат сладость плодов от горьких побегов».
«Искренность и Единобожие – это дерево, растущее в сердце, его ветви – деяния, его благие плоды видны уже в этой жизни, а в Следующей будет вечное наслаждение… Многобожие, ложь, показуха –это тоже дерево, растущее в сердце, плоды его в этой жизни – страх, печаль, переживания, сжатость в душе, мрачность сердца, а в Следующем Мире его плодом будет Заккум[13] и непрестанное мучение».
Те, кто преступил пределы дозволенного, в День Суда услышат грозное порицание за безответственную растрату лет, данных им в этой жизни. Им скажут:
أَوَلَمْ نُعَمِّرْكُم مَّا يَتَذَكَّرُ فِيهِ مَن تَذَكَّرَ وَجَاءكُمُ النَّذِيرُ
«Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться?И к вам явился предостерегающий увещеватель» (Коран, 35: 37).
Ибн Аббас и другие авторитетные учёные сказали, что достаточно долгой жизнью, о которой говорится в данном аяте, считается срок в шестьдесят лет, после которых человек не может надеяться на какие-либо оправдания. Это также подтверждается хадисом, который передаётся в сборнике имама аль-Бухари со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَعْذَرَ اللَّهُ إِلَى امْرِئٍ أَخَّرَ أَجَلَهُ حَتَّى بَلَّغَهُ سِتِّينَ سَنَةً
«Аллах дал человеку достаточно времени для оправдания, продлив срок жизни до шестидесяти лет»[14].
Комментируя этот хадис, учёные сказали, что у человека не останется никаких отговорок и оправданий, если Аллах даст ему такой срок.
Также в аяте говорится о «предостерегающем увещевателе». Ибн Аббас и большинство толкователей сказали, что в аяте имеется в виду Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Некоторые толкователи сказали, что в аяте говорится о седине, которая покрывает голову человека при достижении определённого возраста, ведь она является предвестником приближения отчёта».
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Полезные наставления. Шейх Салих Аль-Фаузан