Ахляк (нрав)

Быть мужчиной

 

sb10062269a-004Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью, у Него просим прощения и защиты от зла наших душ и скверны наших дел. Тот, кого Аллах повел по верному пути, того никто не сможет сбить, тот же, кого Аллах сделал заблудшим, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствуем, что нет никого и ничего, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – Его раб и посланник.

Умар мечтал не о золоте и драгоценностях, а о надёжных соратниках

В эпоху сподвижников в одном из домов города Медины Умар ибн аль-Хаттаб[1] (да будет им доволен Аллах) сидел в окружении своих соратников. Он сказал им: «Расскажите свои мечты». Один из них сказал: «Я бы хотел, чтобы весь этот дом был наполнен золотом, и я израсходовал бы его на пути Аллаха». Умар повторил: «Расскажите свои мечты [ещё]». Другой человек  сказал: «Я бы желал, чтобы он был наполнен жемчугом, изумрудом и драгоценностями, тогда я израсходовал бы всё это на пути Аллаха и раздал бедным». Тогда Умар повторил вновь: «Расскажите мне свои мечты [ещё]». Люди сказали: «Мы не знаем, что тебе сказать, повелитель верующих». Тогда Умар сказал: «Я же мечтаю, чтобы в моей армии были мужчины, подобные Абу Убайде ибн аль-Джарраху, Муазу ибн Джабалю и Салиму, вольноотпущеннику Абу Хузайфы, и я мог рассчитывать на их поддержку в деле возвышения Слова Аллаха».

Да одарит Аллах своей милостью Умара! Аллах наградил его особой проницательностью, поразительным умом и глубокой мудростью, он знал, на какой основе нужно строить крепкое общество, которое сможет превратиться в великую цивилизацию. Он прекрасно понимал, в чём именно он нуждался, для того чтобы донести великую миссию Ислама и вдохнуть жизнь в тела угасающих народов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنما الناس كإبل مائة، لا تكاد تجد فيها راحلة

«Люди так же, как и верблюды: из сотни ты с трудом найдёшь пригодного для езды»[2].

Среди верблюдов далеко не каждый подходит для верховой езды, они тяжело поддаются обучению и, в отличие от других верховых животных, имеют трудный характер. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил людей с верблюдами, среди людей также трудно найти хорошего и надёжного товарища или спутника.

Вооружи армию самым современным оружием и снаряжением, но помни, что оружие не станет сражаться без человека-воина, который будет умело держать его в своей руке.

Установи какую угодно систему образования, пусть она будет самой продвинутой, но знай, что ни одна система не станет работать без человека-учителя, который будет вести процесс обучения.

Ты можешь создавать комитеты для осуществления великих проектов, но им не суждено воплотиться в жизнь, если эти комитеты лишены человека-руководителя, который с энтузиазмом поведёт остальных.

Такова действительность, с которой никто не станет спорить. Сила армии не столько в качестве и количестве вооружения, сколько в сердце несущих его воинов. Хорошее воспитание – не на страницах учебников по педагогике, оно содержится в подходе и любви учителя к своему делу. Успех любого проекта зависит не только от специалистов, собранных для его осуществления, но он во многом зависит от наличия человека, обладающего энтузиазмом и пылким желанием добиться поставленных целей и ведущего за собой остальных.

О Аллах! Как же замечательно желание Умара, он мечтал не о золоте и драгоценностях, он мечтал, чтобы в его команде были мужчины самой высшей пробы, чьими руками будут открыты сокровищницы земли и отворятся врата небес для тех, перед кем до этого они были закрыты.

О мусульмане, любой из нас – это лишь один человек, но есть мужчины, каждый из которых стоит десятерых, а есть и такие, кто равноценен сотне, и такие, кто подобен тысяче. Есть и те, кто оставил остальных далеко позади себя. А еще бывает, когда один человек равен целому народу. Ведь не зря говорят: мужчина, сердце которого неукротимо в стремлении к великим свершениям, оживляет народы.

Сообщается, что Халид ибн аль-Валид (да будет им доволен Аллах) осадил город Хиру. Осада проходила в очень тяжёлых условиях, что побудило Халида обратиться к халифу Абу Бакру с просьбой о подкреплении. Абу Бакр послал к нему всего одного человека, которого звали аль-Ка’ка’ ибн Амр ат-Тамими, и написал: «Армия, в которой есть такой человек, не проигрывает». Также Абу Бакр говорил: «Голос аль-Ка’ка’ на поле боя лучше тысячи воинов».

Также сообщается, что когда Амр ибн аль-Ас потребовал подкрепления от халифа Умара ибн аль-Хаттаба для освобождения Египта, Умар ответил ему: «Я посылаю к тебе подкрепление из четырёх тысяч воинов, во главе каждой тысячи стоит человек, который сам равен тысяче: это аз-Зубейр ибн аль-Аввам, аль-Микдад ибн Амр, Убада ибн ас-Самит и Масляма ибн Махляд».

В чём заключается мужество?

Каких же мужчин хотелось бы нам видеть в нашей общине, в общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)? Кто такой мужчина? Тот ли, у кого растут усы и борода? Но таких слишком много.94

Мужество заключается не в возрасте, ведь как часто приходится видеть, что в сердце семидесятилетнего старика кроется разум семилетнего ребёнка; он ликует, получая никчёмные забавы, оплакивает ничтожное, вожделенно смотрит на то, что ему не принадлежит, алчно цепляется за то, что оказалось в его цепких ручонках, чтобы никто не играл вместе с ним. Это просто маленький ребёнок с бородой и усами.

Но милостью Аллаха есть дети, которые, несмотря на юный возраст, могут быть примером мужественности в словах, делах, мыслях и благородном поведении.

Однажды Умар прошёл мимо группы играющих подростков, а когда они увидели его, то бросились врассыпную. На своём месте остался лишь один мальчик, его звали Абдулла ибн аз-Зубейр[3]. Умар сказал: «А ты почему не убежал со своими друзьями?» Абдулла ответил: «Повелитель верующих, я не сделал никакого греха, и у меня  нет причин бояться тебя, дорога здесь не узкая, так что мне не надо её освобождать для тебя».

Мужество – это не величина тела или его высота, это не сила мышц. Ведь даже лицемеры, самые подлые и трусливые создания на земле, обладали крепкими и красивыми телами. Аллах (Велик Он и Славен) сказал о них:

وَإِذَا رَأَيْتَهُمْ تُعْجِبُكَ أَجْسَامُهُمْ وَإِن يَقُولُوا تَسْمَعْ لِقَوْلِهِمْ كَأَنَّهُمْ خُشُبٌ مُّسَنَّدَةٌ يَحْسَبُونَ كُلَّ صَيْحَةٍ عَلَيْهِمْ

«Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова. Но они подобны прислоненным бревнам[4]» (Коран, 63: 4).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يأتي الرجل العظيم السمين يوم القيامة فلا يزن عند الله جناح بعوضة، اقرءوا إن شئتم قوله تعالى: فَلاَ نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ ٱلْقِيَـٰمَةِ وَزْناً

«Явится в День Воскрешения огромный толстый мужчина, но перед Аллахом он будет весить меньше комариного крылышка. Если желаете, то читайте слова Всевышнего: «… и в День воскресения Мы не предадим им никакого веса» (Коран, 18: 105).

Известный сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абдулла ибн Масуд был очень худым человеком. Однажды, когда он сидел в собрании, его голени обнажились, они были очень тонкими, как это бывает у сильно исхудавшего человека. Тогда кто-то из других сподвижников посмеялся, а Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أتضحكون من دقة ساقيه؟ والذي نفسي بيده لهما أثقل في الميزان من جبل أحد

«Смеётесь над тем, какие тонкие у него голени? Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, на весах Судного Дня они будут тяжелее, чем гора Ухуд».

Мужество не в возрасте человека, не в размерах его тела, не в богатстве и даже не в его заслугах перед обществом. Мужество – это качество, которое побуждает человека одолевать кручи, решительно идти к возвышенным целям, преодолевать трудности и препятствия. Мужество – это способность сохранять достоинство и честь в любых жизненных условиях и отстраняться от всего суетного и бесполезного. Это сила, которая делает малого большим, бедного богатым, слабого сильным. Это великодушие, которое побуждает своего обладателя давать, прежде чем брать. Это чувство личной ответственности, благодаря которому человек стремится выполнить свой долг и обязанность, прежде чем требовать от других выполнения своих прав. Мужественен тот, кто осознаёт свои обязанности перед своим Создателем, перед своей семьёй, перед религией, перед другими мусульманами и перед самим собой.

Мужество – это сила нравственности и нравственность силы. Это обладание высокими моральными и нравственными качествами, вне зависимости от того, в каком положении находится человек. Бедность не ослабляет его достоинства, а достаток и богатства не толкают к надменности и заносчивости.

Лучшее, что может сделать государство, что может предложить образовательная система и что могут предоставить радиоканалы и телепередачи, – это воспитание мужчин, несущих в своих сердцах то самое драгоценное качество, мужество.

Но это качество в его истинном свете может возникнуть только в сени крепких и правильных убеждений, на фундаменте истинной нравственности, в любви к справедливости и богобоязненности. Если же кто-то пожелает иного пути и призовёт к мужественности на основе невежества, сомнений, безбожия, греховности и грубости, то его мужество не будет настоящим, потому что лишённое достоинства оно окажется пустым и уродливым, подобно ростку, который вместо чистой воды, воздуха и света получает горькую желчь, зловоние и непроглядный мрак.

Наше положение

Под руководством пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), эта Умма явила миру величайшие примеры мужества, храбрости и благородства. Посланник Аллаха воспитал общину, которой не было равных на протяжении всей истории. Это были Мужчины с большой буквы, они спешили и собирались стремительно, когда дело грозило им смертью и кровью, и были неторопливы, когда приходило время брать заслуженное. Обещания не прельщали их, а угрозы не устрашали. Они не обольщались своими победами и не падали духом после поражений.

Но прошли времена, изменились люди, ослабли сердца, а ядовитое дыхание Запада отравило ослабшие души и больные умы. Слабые козни шайтана сумели пленить многих падших и лишить их мужества. Ты смотришь и видишь  мужчин, но они лишь жалкое их подобие. Мужчины, лишённые мужества!

Мусульмане! Что могут дать Исламу мужчины, которые до мозга костей пропитаны лишь своими проблемами? Их мудрость – это их похоть, их биография – бесконечная погоня за долей тленного мира, они не верят в свои силы и не полагаются на Аллаха? Какой толк в мужчинах, стремительно собирающихся для веселья и обогащения, и разбегающихся, когда  приходит время страха и испытаний? О таких людях наши предки говорили: «Сбегаются на звук дудки и рассыпаются, услышав скрежет вынимаемой сабли».

Если наша община из каждой тысячи даст одного человека, несущего качества истинного мужества, то будет лучше и полезнее для неё, чем все эти тысячи миллионов, которых не страшатся враги, а друзья не ждут от них подкрепления.

Мусульмане! Не надейтесь, что кто-то поможет вам, не ждите, что вскоре появится группа соратников, к которой вы присоединитесь, но будьте самодостаточны в своей Вере, идите по дороге истины, даже если все идут в другом направлении. Ведь может быть так, что всего один человек спасёт положение! Благодаря своей чистой вере и мужеству, утвердившихся в его сердце с помощью Аллаха, он станет причиной событий, которые оставят свой след в истории Ислама.

Вспомните историю о том, как пророк Муса (мир ему) убил копта, который притеснял одного из сынов Исраиля, и когда об этом стало известно фараону и его приспешникам, они захотели отомстить за смерть копта. Всевышний Аллах сказал: «С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О Муса (Моисей)! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Уходи! Воистину, я даю тебе добрый совет». Муса (Моисей) покинул город, оглядываясь со страхом, и сказал: «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!» (Коран, 28: 20). Это был всего лишь один мужчина, но память о нём сохранилась на страницах Священного Корана на века, потому что он был из тех, кто стремится к добру и спешит на помощь попавшим в беду. Ему выпала честь стать спасителем будущего пророка.

Также в суре «Йа Син» рассказывается о трёх проповедниках, которые пришли в одно из селений, чтобы призвать его жителей к вере в Аллаха и отказу от идолопоклонства. Когда до одного из жителей селения дошла весть о приходе проповедников Единобожия, он сразу же бросился бегом, чтобы встретиться с ними, подтвердить свою веру в Единственного Бога, Всевышнего Аллаха, и поддержать их праведный призыв истины.

«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: «О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем. И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество ничем не поможет мне, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении. Воистину, я уверовал в вашего Господа. Послушайте же меня» (Коран, 36: 20-25).

В итоге этот праведный человек был убит соплеменниками за свою Веру. «Ему было сказано: «Войди в Рай!» Он сказал: «О, если бы мой народ знал, за что мой Господь простил меня и, что Он сделал меня одним из почитаемых!» После него Мы не насылали на его народ никакого войска с неба и не собирались ниспосылать. Был всего лишь один глас, и они затухли» (Коран, 36: 26-29). Его народ отказался от него, они отказались поверить проповедникам истины, возненавидели его убеждения и взгляды настолько, что не остановились перед убийством. Мнение его соплеменников, родных и близких нисколько не поколебало его Веры, когда он узнал истину, то держался за неё до последнего вздоха. Это истинное мужество – в одиночку стоять за правду, когда все вокруг её ненавидят, а тебя самого отвергают.

Бесспорно, что коллективная работа и взаимодействие в добрых делах играют огромную роль, потому что совместные усилия зачастую дают больший результат, чем старания одного человека. Но в жизни нередко случается и так, что решение проблемы может зависеть от индивидуальных самостоятельных решений одного единственного человека. В истории исламского общества бывали времена, когда смуты, искушения и тяжёлые испытания охватывали мусульман, и при всей их многочисленности не было никого, кто мог бы взвалить на свои плечи груз ответственности за сложившуюся ситуацию и вывести верующих из трясины накопившихся проблем. Для того, чтобы нести эту ношу, исламской общине нужны истинные мужи, обладающие инициативой, верой, мужеством, готовые идти вперед тогда, когда остальные предпочитают остановиться, кто сможет повести за собой, исправить разрушенное, очистить испачканное, возродить исчезнувшее, вернуть утраченное. В таких мужественных лидерах нуждаются наши страны, наши города и сёла, в них нуждается каждая исламская семья и каждый дом.

Мы живём во время, когда вера многих мусульман стала нежной, трудности выбивают их из колеи. Лёгкая жизнь, роскошь и доступность благ не лучшим образом влияет на характер детей, а ведь им суждено стать будущим нашей общины. Для того, чтобы это не стало для нас проблемой завтра и чтобы правильно подготовить будущее поколение, которое сможет нести ответственность и продолжать миссию Ислама, мы должны задавать себе вопрос: как воспитать в наших детях черты мужества, дабы они стали настоящими личностями, способными защитить то, чего добились отцы, и превзойти их?

Как вырастить из мальчика достойного мужчину

Пророк Мухаммад  (мир ему и благословение Аллаха) показал нам множество примеров того, как вырастить из мальчика достойного мужчину, вот некоторые из них:

К ребёнку следует обращаться с уважением, для того чтобы он смог почувствовать свою значимость и ответственность и подготовиться к будущей роли мужа, отца и управителя. У арабов принято обращаться к взрослому человеку по кунье, которая указывает на то, что её носитель (носительница) является отцом или матерью ребёнка. Например, если у человека есть сын, которого зовут Ахмад, то его самого называли Абу Ахмад (отец Ахмада), а его жену Умму Ахмад (мать Ахмада). Это считается более почётным, чем обращение по имени. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался так даже к маленьким детям, хотя у них, конечно же, не могло быть никаких детей, но кунья давалась им произвольно.

Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) говорил: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обладал самым прекрасным нравом. У меня был брат…, когда он приходил, Пророк всегда спрашивал его:

يَا أَبَا عُمَيْرٍ، مَا فَعَلَ النُّغَيْرُ؟

«Эй, Абу Умейр[5], чем занимается Нугейр?» Это была птичка, с которой он постоянно играл»[6].

Также в одном хадисе говорится, что обращаясь к маленькой девочке, которую ещё носили на руках, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал её по кунье УммуХалид (мать Халида).

Детям следует дать возможность присутствовать на собраниях старших, это даст им возможность быстрее понимать всё происходящее в жизни, они будут разумнее, захотят подражать взрослым, потеряют интерес к бессмысленным играм и забавам. Муавия ибн Курра рассказывал со слов своего отца: «Когда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) садился, то к нему присаживались его сподвижники. Среди них был мужчина, который вел за собой своего маленького сына, и сажал его перед собой»[7].

Детям надо рассказывать про героизм и великие заслуги и подвиги прежних поколений мусульман, как на полях сражений, так и в мирной жизни. Приводить их в пример, побуждать гордиться ими и ориентироваться на них. Изучать их путь, мудрость, храбрость, терпение, стойкость в трудности и сдержанность в радости. Наши праведные предшественники дали нам самый лучший пример для подражания, любой родитель найдёт в их жизнеописании неисчерпаемый кладезь мудрости и готовый материал для наставления своих детей и самих себя.

Чтобы дети научились достоинству и получили хорошее воспитание, надо обучать их правилам исламского этикета, и, в частности, правилам общения со взрослыми. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

يُسلِّمُ الصَّغِيرُ على الكبِير، والمارُّ على القاعِدِ، والقليلُ على الكثِيرِ

«Пусть младший первым приветствует старшего, проходящий мимо пусть приветствует сидящего, а малочисленная группа людей должна первой приветствовать многочисленную»[8].

В собраниях следует относиться к детям учтиво, нужно уважать их права. Это разовьёт в них уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Сообщается со слов Сахля ибн Саада, что однажды Пророку (мир ему и благословение Аллаха) принесли чашу [с напитком]. Справа от него сидел мальчик, младше которого в этом собрании никого не было, а люди старшего возраста сидели слева. Пророк сказал: «Мальчик, ты позволишь мне передать эту чашу старшим?»[9] Мальчик ответил: «Посланник Аллаха, я никогда не пожертвую своей долей, которая досталась мне от тебя», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал ему чашу.

Детей нужно обучать тем видам спорта, которые соответствуют настоящему мужчине. Среди них: стрельба, плаванье, верховая езда. Во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) этими навыками владели все арабы, и подобное было самой распространённой забавой даже до Ислама. Позднее, когда пределы исламского государства значительно расширились, мусульмане стали постепенно перенимать праздный образ жизни покорённых ими народов, и вместо полезных игр и тренировок они стали предпочитать бесполезные утехи. Поэтому халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет им доволен Аллах) рассылал указание своим наместникам, чтобы они создавали условия и побуждали мусульманских детей к тренировкам, обучению верховой езде, плаванию и прочим прикладным занятиям и навыкам, которые могут быть применены на практике.

Необходимо устранять все причины, ведущие к смешиванию в детях характерных особенностей разных полов. Мальчики должны воспитываться так, чтобы вырасти мужчинами, а девочки – женщинами. Мальчики должны быть аккуратны, но это не значит, что надо проводить много времени перед зеркалом и проявлять женскую щепетильность в одежде и причёске. Родители должны объяснять своим детям, какая походка, поведение, одежда свойственны его полу, и хотя эти качества уже заложены в детях, но в наше время они могут видеть много дурных примеров (по телевидению и в реальной жизни), когда мужчины уподобляются женщинам и наоборот. Мальчику с детства следует внушать, что он –будущий добытчик, охотник, воин, покровитель, глава семьи, он – мужчина.Умар ибн аль-Хаттаб говорил:

اخشوشنوا فإنّ النِّعَم لا تدوم

«Приучайтесь к суровой жизни, потому что благодать не бывает постоянной».

Нельзя унижать достоинство ребёнка, часто упрекать его, особенно в присутствии людей, нельзя пренебрегать его мнением. Иначе он вырастет пугливым, неуверенным в себе, будет стесняться собственных навыков и возможностей, считая, что они никому не нужны, и будет бояться насмешек. Нужно дать ребёнку возможность пробовать, участвовать во взрослых делах хотя бы косвенно, чтобы он мог почувствовать свою значимость.

Детей надо приветствовать при встрече и возвращении домой. Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо мальчиков, говорил им слова приветствия (ас-салямуалейкум)[10].

Следует приучать детей к личной ответственности и учить выполнять поручения, которые соответствуют их уровню и возможностям. Можно поручать им хранить секреты и тайны. Анас ибн Малик, будучи мальчиком, прислуживал Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и выполнял его поручения, он говорил: «Когда я играл с другими мальчишками, ко мне пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и отправил меня по одному делу. Из-за этого я задержался и поздно вернулся к матери. Когда я пришёл, она спросила: «Почему ты задержался?» Я сказал: «Посланник Аллаха отправил меня по одному делу». Мама спросила: «По какому делу?» Я ответил: «Это секрет». Тогда она сказала: «Никогда никому не рассказывай секретов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»[11].

Абдулла ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) рассказывал: «Я был мальчиком, как-то бегая и играя с другими мальчишками, я оказался рядом с Пророком Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Я сказал себе: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл именно за мной». Тогда я побежал и спрятался за дверью дома[12]. Но я не заметил, как он оказался сзади меня, положил ладонь на затылок и, слегка похлопав, сказал: «Иди и позови ко мне Муавию». Муавия был его писарем, тогда я побежал, а когда вошёл к нему, сказал: «Ответь Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), у него есть к тебе дело»[13].

Мы упомянули лишь несколько факторов, ведущих к развитию личности будущего мужчины, благодаря которым в душе мальчика и юноши формируются правильное понимание своей принадлежности и своего жизненного призвания.

Просим Всевышнего Аллаха, Господа великого Трона, помочь этой общине и направить её на путь благоразумия и почёта, просим Его возвеличить покорных, простить грешников и исправить их. И просим Аллаха, что бы сделал нас в числе тех мужчин, о которых Он сказал в священном Коране:

مِنَ الْمُؤْمِنِينَ رِجَالٌ صَدَقُوا مَا عَاهَدُوا اللَّهَ عَلَيْهِ فَمِنْهُم مَّن قَضَى نَحْبَهُ وَمِنْهُم مَّن يَنتَظِرُ وَمَا بَدَّلُوا تَبْدِيلًا

«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (Коран, 33: 23).

رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ *  لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُم مِّن فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 37-38).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

[1]Умар ибн аль-Хаттаб – один из самых близких сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и второй праведный халиф.

[2] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[3]Абдулла ибн аз-Зубейр —  сын аз-Зубейра ибн аль-Аввама и Асмы бинт Абу бакр .См.: статью «Асма дочь Абу Бакра».

[4] «Но они подобны прислоненным бревнам», в толковании к этому аятуат-Табари в своём «Тафсире» сказал:  «Они подобны безжизненным брёвнам, которые могут стоять лишь прислонившись к чему-то, они ничего не понимают, ничего не знают, они всего лишь образы без внутреннего мира, они – тени, лишённые разума. Из-за своей поганости и зломыслия, из-за отсутствия убеждённости в выбранной ими дороге, они страшатся каждого окрика. Лицемеры боятся, что вот-вот Аллах ниспошлёт своё веление относительно них, которое разорвёт покрывало, которым они скрывают тайны своего неверия и опозорит их перед всеми, что позволит верующим избавиться от них. Поэтому каждый раз, когда низводится с неба новое Откровение от Господа миров, они переживают и боятся, полагая, что этот аят принесёт им погибель и горе».
Ибн Касир сказал: «Лицемеры прекрасно выглядели, они умели красноречиво разговаривать, если они говорили, то слушать их было приятно, речи сладкие, но, несмотря на это, они чрезвычайно слабы, их душами владеет беспокойство, тревога, волнение и трусость. Поэтому каждый раз, когда случается какое-либо событие или происходят какие-то волнения, то из-за своей трусости они полагают, что эти события непременно коснутся и их».

[5] Абу Умейр значит «отец Умейра».

[6] Хадис привёл аль-Бухари.

[7] Хадис привёл ан-Насаи, аль-Альбани назвал его достоверным.

[8] Хадис привёл аль-Бухари.

[9] В соответствии с исламским этикетом, если люди пьют из одной посуды, то её следует передавать, начиная с человека находящегося справа, и затем по кругу.

[10] Хадис привёл Муслим.

[11]Хадис привёл Муслим.

[12] Он убежал и спрятался, потому что, как и большинство детей,  не хотел отвлекаться от игры и выполнять какие-то поручения.

[13] Хадис привёл Ахмад.

Автор: Маджид ибн Абдур-Рахман

Перевод и адаптация текста: Абу Ясин Руслан Маликов

Корректор текста: Тамки́н Р.Г.

Каноническая редакция: Каримов М.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика