Вопрос: Я приняла Ислам, когда мне было 17 лет. Но на протяжении долгого времени я получала знания об Исламе только через интернет. Я совершала молитву не так, как должно. Это продолжалось более года. Вначале я совершала молитву так, как это делают шииты, после я стала следовать верным путем, путем последователей Сунны. Также омовение для молитвы я совершала не полностью. Я плохо знала арабский язык, и поэтому неверно читала суру «аль-Фатиха» и другие молитвы. Одним словом, на протяжении года в моей молитве было много ошибок. Нужно ли мне возместить молитвы, совершенные неверно?
Ответ: Хвала Аллаху.
Если человек недавно принял Ислам и не мог выполнять обязанности, возложенные на него Аллахом: омовение, молитву или пост так, как это требуется по Шариату, из-за незнания, из-за отсутствия возможности получить достоверные знания, и он считал, что он уже узнал, как необходимо совершать поклонение по Шариату, но, узнав об ошибке, последовал истине и стал делать так, как заповедовал и установил Аллах, то, в этом случае, ему нет необходимости возмещать те обязательные виды поклонения, которые он ранее совершил с ошибкой. Так как у него есть оправдание – незнание. Такой человек запутался потому, что не знал и ошибался. И это его извиняет. Ведь Всевышний Аллах сказал:
وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا
«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (сура «аль-Исра», аят 15),
وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولًا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا
«Твой Господь не уничтожал селения, пока не отправлял в важнейшее из них посланника, который читал им Наши аяты» (сура «аль-Касас», аят 59),
رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا
«Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись» (сура «аль-Бакара», аят 286).
Ибн Маджа (№ 2043) передал хадис от Абу Зарра аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах простил моей общине совершенное по ошибке, по забывчивости и то, к чему они были принуждены» (аль-Альбани в «Сахих Ибн Маджа» сказал, что хадис достоверный).
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Это великий хадис. Некоторые ученые говорили: „Его следует считать половиной Ислама“. Ведь дело совершается или намеренно и по желанию или нет. И ко второму относятся дела, совершаемые по ошибке, забывчивости или по принуждению. Дела, относящиеся к этой категории, в соответствии с единодушным мнением ученых, прощены. Ученые лишь разногласили в вопросе: прощен ли грех человека, установление (Шариата), или всё это вместе? И очевидный смысл хадиса гласит, что верно последнее. Что же не относится к этому, например убийство, то у этого есть отдельное доказательство» (Фатх аль-Бари. Т. 5. С. 161).
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если кто-то совершал молитву без сохранения спокойствия (ар. тумаънина) и не знал, что оно обязательно, то следует ли этому человеку возмещать молитву после выхода ее времени или нет? Ученые разногласили в вопросе. Существуют два известных мнения. Эти мнения есть в мазхабе имама Ахмада и других.
Верное мнение в том, что подобное возмещать не нужно.
Достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал бедуину, который неверно совершал молитву: „Иди, и соверши молитву вновь. Поистине, ты не совершил её“. Он сказал ему это дважды или трижды. Тогда бедуин сказал: „Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого. Так обучи же меня тому в молитве, что мне будет достаточно“. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил его совершать молитву с сохранением спокойствия. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Он не велел ему вновь совершить молитвы, которые бедуин совершил ранее, несмотря на то, что тот сказал: „ Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я не знаю ничего, кроме этого“. Но велел ему совершить ту молитву, так как её время еще не вышло, и он был обязан совершить её вовремя. Что же касается молитв, время которых уже вышло, то пророк да благословит его Аллах и приветствует, не велел возмещать их, несмотря на то, что бедуин при их совершении оставил некоторые обязательные составляющие молитвы, так как не знал их обязательности.
Также пророк, мир ему и благословение, не велел ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, возмещать молитвы, которые он оставил из-за осквернения, когда не знал, что мог совершить молитву после омовения песком. Также и в случае, когда к нему обратилась женщина, у которой были кровотечения по болезни. „У меня бывают сильные кровотечения, из-за которых я не могу совершать молитву и соблюдать пост“, (- сказала она). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел ей совершать омовение для каждой молитвы и не приказал заново совершать те молитвы, что она оставила. Также и в случае тех людей, которые ели в месяц Рамадан до тех пор, пока один из них не стал отличать белую веревку от темной, то есть они ели после зари. Пророк, мир ему и благословение, не велел им возмещать пост, так как они не знали об этой обязанности. Также он не приказывал неверующему возмещать все те обязательные виды поклонения, что он оставил во время своего неверия и незнания.
Положение же того, кто знал об обязательности (чего-либо), но оставил это, забыв о нём, отличается. Такому человеку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал возместить (это поклонение), когда тот вспомнит» (Маджму‘-ль-фатауа. Т. 21. С. 429-431).
Ас-Суюты, да помилует его Аллах, сказал: «Не будет принято оправдание из-за незнания каждого, кто не знал о запрете того, что известно большинству людей, если только это не человек, кто недавно принял Ислам, или вырос среди далеких бедуинских поселений, которым не известно о запрете прелюбодеяния, убийства, воровства, употребления опьяняющих напитков, разговоров во время молитвы и принятия пищи во время поста» (аль-Ашбаху уа-н-назаир. С. 200).
Таким образом, Вы не обязаны совершать вновь те молитвы, которые совершали ранее. Хвала Аллаху, Который привел Вас к вере. Просим Аллаха вести всех нас прямым путем, путем последователей Сунны и единой общины.
Для того чтобы получить верные знания о религии и следовать путем праведных предшественников, Вам следует связаться с местными мусульманскими центрами, которые обучают религиозным вопросам и занимаются просветительской деятельностью. А также получать информацию с сайтов, которые распространяют знания, соответствующие пути последователей Сунны.
А Аллах знает лучше.
fatwaonline.net