Знания

Разъяснение истинной сущности веры

6626Если  говорить о вере, то  большинство людей  утверждают, что  она  у  них  есть,  но:  «Большинство  людей  не уверуют, даже  если  ты  будешь  страстно  желать  этого» (сура 12 «Юсуф», аят 103).

У  большинства  верующих  есть  вера  в  общем, что  же касается  подробной  веры  в  то, что  принёс  Посланник  (да благословит его Аллах и приветствует), сопровождаемой  знанием, признанием  и  любовью, а  также знанием противоположного  и ненавистью и отвращением к нему, то  это  вера  избранных, вера  ближайшего  окружения Посланника, и это вера ас-Сыддика и подобных ему.

У  многих  людей  из  веры  есть  только  признание существования  Творца  и  того, что  это  Он  сотворил  небеса, землю  и  то,  что  между  ними.  А  этого  не  отрицали  и  идолопоклонники из числа курайшитов и не только!

А  у  других  вера  ограничивается  произнесением  двух свидетельств,  и  неважно,  сопровождается  ли  это произнесение  совершением  благих  деяний, и  неважно, подтверждает  ли  сердце  человека  произносимое свидетельство или отвергает его.

А  у  других  вера  —  это   только  вера  сердцем  в   то,   что  Всевышний  Аллах — Творец  небес  и  земли  и  что Мухаммед — Его раб и Посланник, даже если он не подтверждает  это  своим  языком  и  деяниями — при  этом  он может даже поносить Аллаха и Его Посланника и совершать самые тяжкие грехи: мол, если он признаёт единственность Аллаха  и  пророческую  миссию  Его  Посланника, то  он верующий.

Другие же считают верой отрицание качеств Всевышнего Господа — Его  возвышенности  над  Троном, изречения  Им Его слов и Писаний, Его способности видеть и слышать, Его воли, могущества, любви, ненависти  и  других  описаний, которые Он дал Себе Сам и которые дал ему Его Посланник.

По мнению этих людей, вера  — это отрицание всех этих истин  и  предпочтение  им  противоречивых  мнений  и  идей измышляющих, которые отвечают друг другу и критикуют друг  друга.  Эти  люди,  как  сказали о  них  ‘Умар  ибн аль-Хаттаб  и  Ахмад  ибн  Ханбаль: «Впавшие  в  разногласия относительно  Писания, противоречащие  Писанию  и единодушные в оставлении Писания».

А  для  других  вера — это  поклонение  Аллаху  в соответствии со своими «озарениями», экстазами и страстями душ своих вместо поклонения Ему в соответствии с тем, что принёс Посланник Аллаха  (да благословит его Аллах и приветствует).

А для других вера — это путь, на котором они застали своих отцов и предков и которому теперь слепо следуют. Их вера  строится  на  двух  основаниях. Первое: это  слова  их предков. Вторая: убеждённость в том, что их слова — истина.

А у других вера — это благонравие, благовоспитанность, приветливое  выражение  лица, привычка  хорошо  думать  о всяком человеке и оставление людей с их легкомысленными поступками.

А  некоторые  считают, что  вера — это  отречение  от мира  и  существующих  в  нём  уз  и  связей, освобождение сердца  от  него  и  равнодушие  к  нему. Увидев  человека,   который  ведёт  себя  именно  так, они  начинают  считать  его одним  из  предводителей  верующих,  даже  если  в действительности он далёк от веры, не обладает знанием и не совершает благих деяний.

Ещё  дальше  пошли  те, кто  счел, что  вера — это  одно только знание, даже если его не сопровождают дела.

Все  эти  люди  не  знают  истинной  сути  веры, не привержены ей должным образом и вера эта не проявляется в них. Этих  людей  можно  разделить  на  несколько  категорий.

Среди  них  есть  те, которые  считают  верой  то, что  в действительности  является  её  противоположностью, и  те, которые  считают  верой  то, что  в  действительности  не является верой, и те, которые считают верой то, что является необходимым  условием  для  неё, но  этого  недостаточно  и одно  оно  не  может  считаться  верой. Есть  и  такие, которые считают непременным  условием  веры то, что  на  самом деле противоречит ей и является её противоположностью, и такие, которые считают её непременным условием то, что на самом деле не имеет к ней никакого отношения.

Вера же в действительности не такая.

Вера — понятие  собирательное. Она  складывается  из знания  того, что  принёс  Посланник (да благословит его Аллах и приветствует),  признания  этого сердцем [то  есть  убеждённости  в  истинности  этого], признания  этого  языком [посредством  произнесения  двух свидетельств] и следование этому с любовью и смирением и претворение этого в жизнь на практике, внутренне и внешне, осуществление его и призыв к нему по мере возможностей.

Совершенство  в  ней — любовь  ради  Аллаха, ненависть ради  Аллаха, даяние  ради  Аллаха  и  лишение  ради  Аллаха.

При  этом  Аллах  должен  быть  для  человека  единственным Богом и объектом поклонения.

Путь  к  вере: неуклонное  следование Сунне  Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), внешнее и внутреннее, и приучение сердца не отвлекаться ни на что от Аллаха и Его Посланника.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь и поддержку.

Кто занят Аллахом вместо того, чтобы заниматься душой своей, того  Аллах  избавит  от  необходимости  заботиться  о душе  своей. И  того, кто  занят  Аллахом  вместо  того, чтобы заниматься  людьми,  Аллах  избавит  от  необходимости заниматься ими. А того, кто занят душой своей вместо того, чтобы заниматься Аллахом, Он поручит душе его. А того, кто занят  людьми, вместо  того, чтобы  заниматься  Аллахом, Он предоставит людям.

Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика