Вернувшись с выставки Moscow Halal Expo-2014, я вновь задумалась о том, что вопрос хиджаба в немусульманской стране — априори болезненный. И речь не только о том, что порой приходится сталкиваться с неадекватной реакцией окружающих — по крайней мере, в Москве большинство людей воспринимают хиджаб спокойно.
Проблема также в том, чтобы подобрать себе правильный исламский гардероб, а главное — понять, что же такое хиджаб, найдя достоверную информацию по этой теме и соответствующую одежду.
Особенно остро вопрос стоит знойным летом, когда все вокруг облачаются в шорты и эфемерные платьица, а мы должны выбрать для себя что-то относительно нежаркое и отвечающее требованиям Шариата.
Этому, казалось бы, призвана помочь индустрия исламской моды. Впрочем, оглядываясь лет на 6-7 назад, я вспоминаю, что она тогда находилась в зачаточном и жалком состоянии…
Какими же тогда были хиджабы?
В лучшем случае специальную мусульманскую одежду можно было найти в магазинах при мечети — но это были сплошь страшенные безвкусные балахоны, аляпистые и откровенно кишлачные.
Некоторые сестры привозили из-за рубежа разные диковинные предметы гардероба — просторные арабские химары, никабы, абайи и даже афганские паранджи — но все это по большей части было малопригодно для носки на московских улицах.
Впрочем, прошлой зимой я как-то увидела рядом с мечетью на Третьяковки поразительную картину — скача по сугробам, девушка в никабе и широченном платье с наброшенным на него пуховиком торопилась на джума.
Тем не менее, сестры выкручивались как могли. Кто-то покупал более адекватную российским реалиям одежду в мусульманских странах, где господствующий хиджабный стиль относительно приближен к европейскому — в Турции, Иране, Сирии. Кто-то шил сам либо на заказ. Кто-то подбирал наряды в обычных магазинах — длинные юбки, периодически входившие в светскую моду, льняные туники с рукавами три четверти, под которые поддевались привезенные из арабских стран специальные «рукава», палантины, которые можно найти в любом торговом центре…
Причем неоднократно и многими отмечалось, что чем дороже марка, тем больше шансов там было найти что-то закрытое.
Конечно, стилистическое влияние со стороны других культур тогда очень чувствовалось. Кто-то увлекался хиджабами в арабском (египетском, сирийском и т. д.) стиле, кому-то импонировали иранские черные манто.
Помню, одно время, примерно в 2008-2009 годах, был просто бум турецкой исламской моды — все носили квадратные атласные платки с блестящими шапочками-подхиджабниками, закупленными у марок Tekbir и Aydan российскими дистрибьютерами мусульманской одежды.
Параллельно из арабских стран привозились бони (этот головной убор также известен как аль-амира) — эластичные трикотажные комплекты из двух частей (нижней шапочки и капора со швом), популярные у мусульманок всего мира в связи с практичностью и отсутствием надобности в закреплении хиджаба булавками.
И в итоге получалось очень даже неплохо. Каждая мусульманка фантазировала, придумывала для себя свой собственный оригинальный стиль, выбирая то, что ближе ее душе. Тогда на исламских мероприятиях и в мечетях еще не было толпы клонов в цветастых платьях и небрежно накинутых одинаковых палантинах, которых мы созерцаем сегодня. Девушки чувствовали себя свободными от какой бы то ни было моды и, не стесняясь, выражали себя.
Но самое главное — практически на всех, кто был интегрирован в исламскую умму, соблюдал основные предписания и посещал мечеть, был правильный хиджаб. То есть — были открыты только лицо и кисти рук, максимум — стопы ног, которые по ханафитскому мазхабу к аурату не относятся.
Конечно, кто-то по первости, по незнанию или из желания избежать проблем с милицией носил пресловутые «платки назад», но таким быстро делали втык и разъясняли (вежливо или грубо — иной вопрос), что это неправильно, что так нельзя.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стараниями многочисленных дизайнеров у нас на глазах рождается не египетский, не сирийский, не турецкий, не иранский, а именно российский исламский стиль. Вопрос только — насколько он хиджабный?..
А что же такое хиджаб?
…В дни проведения выставки Moscow Halal Expo 2014 в столице стояла невыносимая жара. Шествуя от станции метро ВДНХ до нужного павильона на ВВЦ, я чувствовала, что буквально плавлюсь под палящими лучами солнца. Если бы я была плиткой шоколада, я бы, наверное, расплавилась за пару минут и навеки осталась пятном на огнедышащем асфальте.
Не сказать, впрочем, что я к такому непривычна — на Ближнем Востоке летом бывало и не такое. И, тем не менее, все соблюдающие мусульманки там укутаны в хиджаб очень тщательно. Черная чадра, абайи, никабы, белоснежные бони в странах Шама — люди одеваются так веками и выживают на жаре 60 градусов. Более того, слои дышащей ткани защищают женский организм от вредного воздействия солнечных лучей.
Что же у нас? Мусульманок, устремляющихся на Халяль-экспо, как это и бывает летом, было видно за версту. Но узнать их можно было вовсе не по хиджабам, а по платкам на голове. Это относилось, как минимум, к половине посетительниц.
Вы удивитесь — какая разница между платком и хиджабом? Она существенна, если сравнивать косынку с характерным узлом на затылке, повязанную назад и открывающую голую шею, и полноценный исламский головной убор, закрывающий шею и зону декольте, а по некоторым мазхабам и трактовкам — нижнюю часть подбородка и даже брови.
Впрочем, справедливости ради, отмечу, что по закрытию нижней части подбородка и бровей (как и по стопам ног, макияжу, каблукам и женским фасонам брюк) единого мнения нет. А вот по шее — иджма есть. В этом сходятся все школы права — и суннитские, и шиитские.
Не важно, чем именно будут укрыты волосы, уши и шея, и какого фасона будет этот головной убор. Это может быть палантин, платок, шарф, бони — любого цвета, из любой не просвечивающей ткани. Я уж не говорю об изобилии способов повязывания такого правильного хиджаба — как говорится в Интернете, «тысячи их». Это я к тому, что шариатский хиджаб — вовсе не унылая и стандартная вещь. Это принцип, включающий в себя десятки фасонов и стилей, и отнюдь не противоречащий творческому дизайнерскому подход.
Но вопрос о шее — принципиален. Это не демагогия. И не начетничество. Утверждающий обратное открыто противоречит Корану, и если данный человек делает это непреднамеренно, ему стоит получше изучить вопрос хиджаба, а если он лезет в бутылку, зная о существующем шариатском положении, то уже балансирует на грани веры и неверия, а, само собой, это — очень опасное состояние.
До ниспослания 31-го аята суры «Ан-Нур» и 59-го аята суры «Аль-Ахзаб» арабки эпохи джахилийи вовсе не ходили простоволосыми: в жарком климате Аравии это может очень быстро закончиться тяжелейшим солнечным ударом и смертью.
Они носили именно эти самые «платки назад», которые у нас почему-то принято ассоциировать с исламским стилем. В указанных аятах дается повеление сближать на себе покрывала и закрывать вырез на груди. То есть, выражаясь образно и наглядно, развязать узел на затылке и заколоть платок под подбородком:
«О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления. Аллах прощающ, милосерд!»(К, 33:59)
«И скажи [женщинам] верующим…пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди…» (К, 24:31).
Есть переведенная на русский язык книга Муртазы Мутаххари «Вопрос хиджаба», где обстоятельства ниспослания (асбаб ан-нузул) и тафсир этих двух аятов изложены в подробностях. Да, конечно, автор представляет определенный мазхаб и направления. Но по вопросу хиджаба, как и, скажем, по вопросу о запрете вина и мяса свиньи, едины все школы фикха и все комментаторы (муфассиры) Священного Корана.
Полноценный хиджаб — не так тяжело и даже не так жарко, как кажется. Более того, если уж говорить о красоте — многим такой вариант идет больше. Точнее, настоящий хиджаб мало кому не идет, важно лишь найти «свой» способ и фасон, а платок, повязанный назад, украшает только очень красивое и худое лицо с правильными чертами. Круглолицых же косынка простит, придавая их внешности оттенок доярочности.
Впрочем, это уже эмоциональная аргументация, которая не может служить шариатским доводом: если ниспослан аят, у мусульман нет иного выбора, кроме как следовать ему. Нравится, не нравится, комфортно, не комфортно, кажется красивым или нет — не важно. Мусульманка должна следовать за Кораном, а не за своим нафсом — и точка. А тем более — если она позиционирует себя законодательницей мод, стилю которой подражают многие.
Стиль — исламский или восточный?
В этом плане фестиваль «Исламский стиль» предстал просто этаким праздником нафса, отпущенным на волю, в пампасы. Конечно, речь идет о нафсе, вдохновленном восточными мотивами, но не следует слепо ассоциировать последние с Шариатом, ставя между первым и вторым знак равенства.
Прошу не понять меня неправильно. С чисто эстетической точки зрения кое-что мне в продемонстрированных коллекциях понравилось. Более того, я обратила внимание на качественное улучшение предлагаемой продукции с точки зрения сложности кроя, дизайна.
Если раньше перед нами мелькало все сплошь колхозно-кишлачное, то теперь на исламском подиуме мелькают и стильные вещи. Мне приглянулось желтое летнее пальто от Резеды Сулейман, симпатичные юбки и платья от Диляры Садриевой…
К тому же, я вовсе не хочу кого-то «пнуть ногой» или «полить грязью», въедливо выискивая недостатки и игнорируя сильные стороны представленных коллекций. Модельеры, участвовавшие в показе, сами по себе не вызывают у меня никакого личностного отторжения. С кем-то из дизайнеров меня даже связывает давнее и приятное знакомство, воспоминания о совместном отдыхе… И я не сомневаюсь, что все они — хорошие люди, которые много работают, эмоционально и физически вкладываясь в любимое дело с полной отдачей.
Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже». Известны слова имама Али (а): «Кто тебя предостерагает, тот приносит тебе добрую весть» (Нахдж аль-балага, мудрое изречение № 59).
Ну, тогда поделюсь своими впечатлениями без обиняков: эстетика — эстетикой (это вопрос отдельный, и если одни коллекции отличались изяществом и вкусом, то в других сквозил все тот же пресловутый колхоз), но с хиджабом на подиуме творилась сущая катастрофа. Примерно на половине моделей он отсутствовал — не буду повторять уже сказанное о тюрбанах и платках назад. Я не стану называть конкретные имена и названия коллекций — все всё видели. Да и не в этом суть.
Кстати, примечательный момент: на заре своего существования все эти ныне «расхиджабившиеся» бренды предлагали абсолютно правильные и соответствующие Шариату модели. Так что же произошло? Что за этим кроется — стремление угодить нафсу как можно большего числа покупательниц, проснувшаяся небрежность по отношению к предписаниям Всевышнего? Почему, начав за здравие — продолжили за упокой?
Есть, конечно, мнение, что задача исламской моды — предложить примерные варианты скромной одежды, а на практике каждая мусульманка сама разберется, насколько строго ей покрываться — тем более, что с маркетинговой точки зрения дизайнеры заинтересованы в расширении собственной клиентской базы, и, соответственно, в привлекательной репрезентации своих моделей для немусульман.
И, на мой взгляд, здесь кроется роковая ошибка. Потому что такой подход правомерен применительно к одежде, подпадающей под категорию хиджаба. Здесь действительно возможны варианты — хиджаб может быть более строгим и закрытым, а может быть более европеизированным, адаптированным к реалиям неисламского общества. И тут уже сама женщина должна выбрать, что ей носить — широкое длинное черное платье или тунику с джинсами и стильным палантином.
Но дезориентировать мусульманок, соблазняя их облегченными и привлекающими меньше внимания, но не шариатскими головными уборами — явно неправильный путь. И да, у меня сложилось впечатление, что эта мода сбивает с пути многих сестер. По крайней мере, до того, как исламская мода в России начала набирать обороты, такого обилия голых шей и неправильных хиджабов среди активных мусульманок не наблюдалось. А тем более — когда на разного рода мастер-классах неправильный хиджаб прямо-таки пропагандируется, будучи представленным в качестве варианта нормы.
Предвижу, опять же, возражения, что это «одежда для начинающих» (что-то многовато начинающих!). Признаться, и я начинала так же, но — именно потому, что в голове сидел пресловутый и совершенно некорректный «далиль», что «ведь так же ходят». Слава Аллаху, нашлись братья и сестры, которые в течение года вправили мне мозги, дав осознать, что «так же ходят» — не аргумент с точки зрения Ислама. И, тем более, не являются доводом чьи-то адаты и народные обычаи — мол, поколения наших бабушек ходили так.
Ну ходили и ходили — и что? Поколения наших бабушек верили в то, что Земля плоская и стоит на трех китах. А еще поколения предков выдавали замуж насильно и присваивали махр дочери, устраивали совместные пляски на свадьбах и считали разведенную женщину «безнадежно испорченной». И делали множество других совершенно не шариатских вещей, свято веря, что следуют предписаниям Ислама.
А глобально — стоит задуматься, ради чего мы вообще всем этим занимаемся — устраиваем выставки халяльных товаров, конструируем одежду, открываем исламские рестораны, проводим модные показы
..Хотим ли мы организовать для себя милую и узкую тусовку по интересам, этакую субкультуру с этническим компонентом и восточным колоритом, или же наша цель — исполнять законы Аллаха, воплощая предписания Шариата в нашу жизнь, разъясняя их окружающим, призывая к их соблюдению?
И что мы ответим в Судный день, когда нам будет задан жесткий и прямой вопрос о наших намерениях и целях, о том, почему мы играли с предписаниями Священного Корана?
Анастасия (Фатима) Ежова,
Musulmanka.ru