Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – человек, как и остальные люди. Ему было дано превосходство по причине пророческой миссии и ее донесения. Он был послан к людям, чтобы вывести их из поклонения рабам к поклонению Господу рабов; и чтобы довести до них Законы Аллаха, а это – великая честь, которую Аллах дает, кому пожелает. Аллах Всевышний говорит:
«Скажи: «Воистину, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Коран, 18:110)
У пророка не было никаких качеств божественности. Так, он не знал ничего из скрытого; не приносил пользу или вред и не распоряжался чем-либо в бытие. Аллах Всевышний говорит:
«Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я — всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей»
(Коран, 7:188)
Несмотря на высокую степень и почет, он (да благословит его Аллах и приветствует) не желал, чтобы его ставили на иную степень, кроме степени поклонения Всевышнему Аллаху, для которой его избрал Аллах и почтил этим. Поэтому он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превозносите меня в восхвалении подобно тому, как христиане восхваляют сына Марьям. Я только раб. Называйте меня – «Раб Аллаха и Его Посланник» (Аль-Бухари).
Таким образом, его (да благословит его Аллах и приветствует) отличительные черты – человеческие, и он (да благословит его Аллах и приветствует) не был вечным в этой жизни. Всевышний Аллах говорит:
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных»
(Коран, 3:144)
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постигало то, что постигало и других людей: он болел, слабел, лечился. Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды я зашѐл к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: «Какая у тебя сильная горячка!» Я спросил: «Это потому, что для тебя предназначена двойная награда?» Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от бремени его грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» (Аль-Бухари).
Примечание: Слова «Это потому, что для тебя предназначена двойная награда» разъясняются хадисом от Са`да ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я спросил посланника Аллаха: «Какие люди больше всех подвергаются испытаниям?» Он ответил: «Пророки, а затем им подобные. Человек будет испытан своей религией, и если он будет стойким, усилятся его трудности, если же он проявит слабость, то он будет испытан по мере его религии» (Аль-Бухари).
Он любил и ненавидел. Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Как-то раз к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и сказал: «У меня ничего нет, что бы оставить тебе в залог. Но я прошу тебя дать нам в долг, пока у нас не появится какое-то имущество, что бы мы дали тебе». Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О, Посланник Аллаха! Да будут мои отец и мать выкупом за тебя! Аллах тебя не обязал делать это. Ты отдал все, что было у тебя. И если у тебя ничего нет, то ты не обязан делать этого». Затем Умар сказал: «Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не понравились слова Умара». И если ему что-то не нравилось, то это было видно по его лицу. Затем встал мужчина из числа ансаров и сказал: «Да будут мои отец и мать выкупом за тебя! Дай и не бойся обеднения!» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Именно это мне было велено» (Ат-Табари).
Он радовался и огорчался. Когда умер его сын Ибрагим, он (да благословит его Аллах и приветствует) плакал по нему. Из его глаз полились слезы, а Абдуррахман ибн Ауф (да будет доволен им Аллах) сказал: «И ты тоже плачешь, о Посланник Аллаха?» На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «О Ибн Ауф, поистине, это — проявление сострадания!» — а затем он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!» (Аль-Бухари, Муслим).
Он плакал и смеялся. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды один из сыновей дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был при смерти. Она попросила его (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он пришел к ней. А он (да благословит его Аллах и приветствует) отправил ей следующие слова: «Поистине, Аллах берет и Ему принадлежит то, что Он дал. Все у Него – до определенного срока. Повелите ей, пусть проявляет терпение и довольство». Но она послала за ним снова (да благословит его Аллах и приветствует). После чего Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся. Вместе с ним поднялся я, Муаз ибн Джабаль, Убей ибн Ка`аб и Убада ибн Самит. Когда мы вошли, то Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передали малыша, когда душа уже трепетала в его груди. Он сказал: «Я считаю, что он сказал: «Она как будто бы освободилась». Он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заплакал. А Убада ибн Самит сказал ему: «Что это, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это – милость, которую Аллах сделал в потомках Адама. И Аллах помилует только милостивых Своих рабов» (Ибн Маджа).
Ему приносили счастье и боль. Джа`фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) поведал свою историю возвращения из Эфиопии: «Мы шли, пока не дошли до Медины. Меня встретил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обнял, а затем сказал: «Я не знаю, чему я радуюсь больше: открытию Хейбара или возвращению Джа`фара». Это событие совпало с открытием Хейбара» (Ибн Хаджар).
Он допускал оплошности и забывал. Он забыл в одной из своих молитв и ему напомнили об этом. Абдуллах ибн Умар (да будет Аллах доволен им и его отцом) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), совершая один из дневных намазов (т.е. полуденную молитву зухр или послеполуденную молитву ‘аср), совершил всего два рак‘ата. Зу-ль-Йадейн сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты совершил ошибку по забывчивости или молитва стала короче?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Я ничего не забыл, и молитва не стала короче». Но Зу-ль-Йадейн сказал: «Нет, ты действительно совершил только два рака`ата». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся к молящимся и спросил: «Так ли все, как сказал Зуль-Йадейн?». Они ответили: «Да». После чего он (да благословит его Аллах и приветствует) сделал такбир и два земных поклона». (Ибн Хаджар).
Он не был непогрешимым в его человеческих взаимоотношениях и мнениях. Но он (да благословит его Аллах и приветствует) был безгрешным в донесении Откровения, которое Аллах повелел ему донести. Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо пальм. Увидев, как люди опыляют пальмы, он сказал им, что в этом нет нужды. И они оставили это дело, т.е. опыление пальм. Однако, пальмы после этого испортились. Затем пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал им: «Поистине, это – всего лишь предположение. Если это вам поможет, то делайте так. Ибо, поистине, я – всего лишь человек, как и вы: предположение может ошибаться или говорить правду. Но, в том, что я вам говорю «Сказал Аллах», я не лгу на Аллаха» (Муслим).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставался человеком во взаимоотношениях с другими людьми. Он сказал: «О Аллах! Поистине, Мухаммад – всего лишь человек. Может гневаться, как гневаются люди. Я заключил с Тобой завет, который Ты ни в коем случае не нарушишь: любой верующий, которому я причинил страдание, оскорбил или ударил – сделай это для него искуплением и приближением, посредством которого ты приблизишь его к Себе в Судный День» (Муслим).
Он был человеком в применении над ними законов Аллаха. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я – всего лишь человек. И вы обращаетесь ко мне за решением спорных вопросов. Быть может, один из вас будет более красноречив в своих доводах, чем другой, и я рассужу в его пользу в соответствии с тем, что услышал. Так пусть же тот, кому я отсудил что-либо из права его брата, не берет его. Ибо, поистине, я отделю ему кусок из Огня» (Аль-Бухари).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставался человеком в его общественной жизни: он женился на женщинах и хотел потомства. Его позиция – это позиция пророков, которые были до него. Всевышний Аллах говорит:
«Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство. Ни один посланник не мог явить знамение без соизволения Аллаха. Для каждого срока есть предписание»
(Коран, 13:38)
Исламский романтизм. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод European Islamic Research Center (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби