С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.
Всевышний Аллах поклялся в своей Книге:
«Клянусь временем, что люди непременно окажутся в убытке».
Время – это ночь и день, и Он поклялся ими, что убыток неизбежно понесут все Его рабы, кроме тех, кто обладает следующими четырьмя качествами:
«…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103: 1-3).
Эти качества включают в себя все благие дела, как скрытые, так и явные. Вера (Иман), праведные дела, призыв к стойкости и терпению – всё это требуется от человека для соблюдения покорности Аллаху и отказа от ослушания Ему, а также для того, чтобы достойно переносить трудности, предопределённые Аллахом.
Верой и праведными делами человек совершенствует самого себя, а благодаря призыву к Истине и терпению на этом пути, он делает лучше окружающих его людей. Если же все эти четыре качества будут присутствовать в человеке, то он избежит убытка и получит великую прибыль, так как спасение человека во многом зависит от того, насколько он полезен для других, насколько сильно он старается делать им добро, призывать их к Истине и терпеть на этом пути. Всевышний Аллах сказал:
«Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 22: 77).
«Мы внушили им (пророкам) вершить добрые дела» (Коран, 21: 73).
Дорогие братья и сёстры в Исламе! Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. Мы поговорим с вами о совершении добрых дел, которые приносят пользу людям. Просим нашего Щедрого и Всемогущего Господа помочь нам и укрепить нас, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись Ему наилучшим образом. Я прошу у Великого Аллаха, чтобы он оградил вас от пламени Ада в День Суда, и прошу, чтобы Он отметил ваши лица светом покорности Ему, наделил свежестью Рая в тот День, когда вы встретите своего Покровителя.
Братья мои, мне хотелось бы поговорить в этой статье о теме «Будь полезным, где бы ты ни был». Это самый лучший лозунг, это лозунг исламской молодёжи. Аллах во многих аятах Своей Книги велит нам совершать благодеяния, Он сказал:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (Коран, 16: 90).
«Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром» (Коран, 16: 30).
«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе» (Коран, 17: 7).
Мы обязаны делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал:
«Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей»[1].
Это те, кто приносит людям пользу, оказывая им благодеяния посредством своего имущества, положения и возможностей. Ведь люди – это рабы Аллаха, и если человек будет делать им добро, то он очистит свою душу, возвысит свою честь, достоинство и обретёт благо, а защищая их от зла, он сам избавится от него.
Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Здравый разум, священные тексты Корана и Сунны, врождённое естество человека и опыт, накопленный народами, несмотря на различие их наций, религий и убеждений, указывают на то, что стремление добиться близости к Господу миров, благочестие, добрые дела, совершаемые по отношению к Его созданиям, – всё это является одной из важнейших причин достижения благ, а противоположные дела являются самой главной причиной появления зла на Земле».
Брат мой, любое доброе дело, которое ты делаешь людям, является милостыней, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
«Любое доброе дело – это милостыня (садака)»[2].
Это важные слова, ведь, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждый человек должен ежедневно давать милостыню триста шестьдесят раз, по количеству данных нам Аллахом суставов.
«За каждый сустав человеку надлежит давать милостыню (садака)»[3].
Это очень много, откуда нам взять такое количество денег, чтобы позволить себе раздавать столько милостыни? Как нам собрать средств на триста шестьдесят пожертвований ежедневно?
Добрые дела и польза, которую ты приносишь людям, – это обширная дверь милостыни, через которую ты сможешь внести свою часть необходимых пожертвований. Брат мой, через эту дверь ты сможешь дать все триста шестьдесят пожертвований и даже больше, если пожелаешь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Каждый день, в который восходит солнце, каждый человек обязан давать милостыню самому себе». Абу Зарр спросил: «О Посланник Аллаха, из каких средств я буду давать милостыню, ведь у нас нет никакого богатства?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «[Я велю это], потому что милостыней являются слова «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий), «Субхана-Ллах» (Аллах Безупречен), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), «астагфиру-Ллах» (Прошу прощения у Аллаха), побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, устранение колючек, костей и камней с дороги, по которой ходят люди, проводить слепого, объяснить глухонемому так, чтобы он понял; указать тому, кто ищет что-либо, если ты знаешь, где это находится, бежать во весь опор, чтобы выручить того, кто зовёт на помощь, напрячь свои руки, помогая слабому. Всё это – двери милостыни, которая исходит от тебя и к тебе возвращается, и даже за совокупление с женой тебе будет награда». Абу Зарр воскликнул: «Как же будет мне награда за удовлетворение похоти?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:
— Скажи, если у тебя будет сын, который вырастет, и ты будешь надеется увидеть от него благо, а затем он умрёт, будешь ли ты рассчитывать [на награду Аллаха за терпение]?
Абу Зарр сказал:
— Да.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты его создал?
Абу Зарр сказал:
— Нет. Его создал Аллах.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты дал ему руководство?
Абу Зарр сказал:
— Нет. Это Аллах дал ему руководство.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Разве ты дал ему пропитание?
Абу Зарр сказал:
— Нет. Это Аллах дал ему пропитание.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Поэтому вкладывай его[4] в то, что дозволено для этого, и отстраняй его от того, что запретно для этого. Если Аллах пожелает, то оживит его, а если пожелает, умертвит, но тебе будет награда»[5].
Соблюдение определённых прав своих братьев тоже считается милостыней:
«Право мусульманина, соблюдение которого обязательно для другого мусульманина, – это отвечать на приветствие (салям), навещать больного, принимать участие в похоронах и желать [милости Аллаха] чихнувшему».
Брат мой, каждый шаг к молитве — это милостыня. О раб Аллаха, если ты помог человеку погрузить его вещи на машину, и таким образом принёс ему пользу – это милостыня.
Как сказал аль-Бара ибн `Азиб (да будет им доволен Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам семь вещей: навещать больного, участвовать в похоронах, желать [милости Аллаха] чихнувшему, помогать в выполнении клятвы поклявшемуся, выступать в поддержку притеснённого, распространять приветствие (салям) и отвечать на приглашение».
Дорогие братья и сёстры, не подобает мусульманину пренебрегать добрыми делами, какими бы маленькими они ни были. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Ни в коем случае не пренебрегай никакими добрыми делами, даже [если речь идёт о том, чтобы] встречать брата с радушным выражением лица»[6].
Радушное выражение лица приносит людям пользу, ведь таким образом мы доставляем радость нашим братьям и это записывается нам как милостыня на чаше добрых дел.
Аллах назначил большую награду тем, кто приносит людям пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто помогает своему брату в какой-либо нужде, тому Аллах поможет в его собственной нужде. Кто развеет какую-либо скорбь мусульманина, тому Аллах развеет одну из скорбей Судного Дня. Кто покрывает мусульманина, того Аллах покроет в День Суда».
В другом риваяте этого хадиса говорится:
«Кто пойдёт вместе с притеснённым и добьётся восстановления его прав, тому Аллах укрепит его стопы во время перехода через Сырат[7], в тот День, когда многие стопы поскользнутся»[8].
Тому, кто решит проблему своего верующего брата, утешит его печаль, развеет скорбь, Аллах облегчит испытания в тот День, когда люди воскреснут после смерти и предстанут для отчёта о своих делах. Аллах вознаградит его в соответствии с тем, как он относился к людям. Кто облегчал людям, попавшим в затруднение, тому Аллах облегчит в этой жизни и в Следующей. Кто покроет ошибки мусульманина в этой жизни, того Аллах покроет в Следующей. Это правило включает в себя многое, даже покрытие тела своего брата. Например, если ты увидишь, что у паломника, спящего в палатке, открылось что-либо неподобающее, то накрой его. Если мусульманка увидит, что у сестры невольно открылась какая-либо часть тела, и она этого не замечает, то пусть она покроет свою сестру или укажет ей на то, что та не заметила. Не раскрывай недостатков своего брата и не говори ничего, что может опозорить его или испортить репутацию. Если ты покрыл его тело и скрыл наготу, то покрой и его недостатки, не позволяй никому сплетничать о нём за спиной и затрагивать его честь. Не позорь его, раскрывая его грехи и проступки. В хадисе, указанном выше, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто развеет какую-либо скорбь…», он не сделал никакого ограничения, указав тем самым, что это может быть любая скорбь, как большая, так и малая. Посланник Аллаха также сказал:
«Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока этот раб будет помогать своему брату».
«Кто решит какую-либо потребность своего брата, тому Аллах поможет в его собственных нуждах».
Если человек будет оказывать своему брату необходимую помощь, когда тот нуждается в ней, это добро вернётся к нему самому, и Аллах будет помогать ему, когда у него появится нужда.
Эти хадисы являются напоминанием о достоинстве братской взаимовыручки и указывают, что награда за это будет подобна нашим делам: если мы будем заботиться о своих братьях, то заслужим божественную заботу самого Аллаха (Велик Он и Славен). Эти хадисы говорят о том, насколько важно быть полезным для других людей и помогать им своими знаниями, умением, имуществом, советом и всем, что может принести им пользу…
- [1] Хадис привёли ибн Абу Дунья «Када аль-хаваидж», ат-Табарани «аль-Джами аль-кабир».
- [2] Хадис привёл аль-Бухари.
- [3] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
- [4] Здесь имеется в виду половой орган.
- [5] Аль-Альбани упомянул этот хадис в сборнике «Сильсиляту ас-сахиха» и назвал его достоверным (сахих)
- [6] Хадис привёл Муслим.
- [7] Сырат (Путь) – мост пролегающий над адом, через который пройдут люди прежде чем войти в Рай, неверующие, лицемеры и многие грешники не смогут пройти по нему и свалятся в бездну адского Пламени.
- [8] Аль-Альбани упомянул этот хадис в книге «Сахих ат-таргиб» и назвал его хорошим (хасан).
www.whyislam.ru