Существует три близких друг другу понятия, связанных с верой и поклонением: худур-и да’ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры»), хакк ал-йакйн (истинное, твердое убеждение в присутствии Бога) и ихсан («благодеяние», совершение благих поступков исходя из осознания Бога).
Хакк ал-йакйн (истинное, твердое убеждение в присутствии Бога) является третьим и самым высшим уровнем веры после ‘илм ал-йакйн (достоверное знание о присутствии Бога) и ‘айн ал-йакйн (достоверное видение присутствия Бога).
Ихсан (совершение благих поступков исходя из осознания Бога) — самый совершенный уровень богослужения, который появляется после уровня Ислама (то есть полной преданности Богу во всех деяниях).
Худур-и да ‘ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») — состояние, когда каждый момент ощущается близость Аллаха, — является самым важным и благостным уровнем познания Бога.
Все это имеет прямое отношение к вере, основанной на истинном знании. Это признаки незыблемой и нерушимой веры.
Хакк ал-йакйн — значит жить верой, чувствовать ее вкус, в полной мере ощущать ее сладость. Подобно тому, как то, что имеется на кухне, узнается тремя способами. Первый способ — ‘илм ал-йакйн (достоверное знание): по запаху определить, что это за блюдо. Второй — ‘айн ал-йакйн (достоверное явление): убедиться в этом собственными глазами. И третий: хакк ал-йакйн (истинное, твердое убеждение )самому съесть его, распробовать его на вкус и прочувствовать его особенности. Подобно этому, последнее — самое сильное знание, хакк ал-йакйн (истинное, твердое убеждение в присутствии Бога), которое является самой высокой степенью веры.
Ихсан (совершение благих поступков исходя из дознания Бога) означает служение Богу так, как будто видишь Его. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поясняя это в одному из хадисов, говорит так: «Ихсан означает служение Аллаху так, как будто ты Его видишь. Даже если ты Его не видишь, все равно Он видит тебя». В этом смысле ихсан, с одной строны, «осознание того, что ты всегда находишься под взором Аллаха».
Однажды, когда один из любящих Аллаха совершал намаз, к нему в дом пробрался вор, собрал все, что было в доме, и ушел. Его спросили:
— Как такое вышло, хоть ты был дома, он все равно все забрал. Неужели ты ничего не слышал?
— В тот момент я был в намазе. Я был наедине с Господом. И больше ничего не видел и ничего не слышал, — ответил он.
Так вот это и есть ихсан. Это похоже на тот случай, когда Али (да будет доволен им Аллах) попросил, чтобы стрелу, попавшую в его ногу, вытащили, когда он будет совершать намаз. Потому что в этот момент он забывает о себе, и намаз для него то же, что анестезия во время операции. Выйдя из мира бренного, он попадает в мир духовный.
Худур-и да ‘ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») раскрывает смысл аята (57:4):
«Где бы вы ни находились, Он всегда с вами».
24 часа в сутки, сколько бы дорог мы ни прошли, куда бы ни отправились, везде с нами наш Творец, присутствующий везде проявлением Своих Имен и Свойств и надзирающий над всем.
«Самая совершенная вера заключается в том, что ты знаешь, что где бы ты ни был, Аллах всегда с тобой», — объясняет наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как этот аят, так и худур-и да ‘ими.
Худур-и да’ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») значит так чувствовать присутствие Аллаха, ощущать Его Имена и Свойства, чтобы всегда помнить, что каждое мгновение является Его благодеянием, все происходящее находится под Его контролем и наблюдением. То, что указано в аятах, подобных следующим:
«Не вырастет ни один плод из завязи, не понесет и не родит ни одна самка без Его ведома». (41:47)
«Даже лист падает только с Его ведома». (6:60)
«Аллах знает о том, что вы обнаруживаете, и о том, что вы скрываете». (5:99)
«Аллах знает, что у них в сердцах». (4:63)
«Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем» (8:24) (можно толковать как «Будьте уверены, что Аллах, Всевышний знает тайное ваших сердец и направляет их, как желает. Ведь Он стоит между вами и вашими сердцами, когда их охватывают страсти, и спасает вас от дурных порывов, если вы встаете на прямой путь истины»), — является правдой, в которую мы верим, и истиной, которую мы принимаем. Любой верующий принимает и подтверждает это. Просто худур-и да ‘ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») — это когда «живешь, каждый момент осознавая, что чувствуешь эти истины».
Разве может согрешить человек, которому заранее ведомо, что Аллах, всегда наблюдает за ним, который явствует истинность того, что везде проявляются Его Имена и Свойства, что он во всем зависит от Аллаха и предан Ему? Может ли такой человек лгать, может ли при этом поступать несправедливо? Может ли верующий, осязающий всеми фибрами худур-и да’имй (постоянное ощущение присутствия Бога, сладость веры») заниматься другими делами в то время, когда доносятся звуки азана? Разве он в состоянии отказаться от намаза? Разве он может спать, когда пришло время утреннего намаза?
Это невозможно.
Тот правоверный, который искренне, всем сердцем верует в существование Господа, который знает, что Он присутствует везде Своим Знанием и Милостью и наблюдает все, который полностью принимает то, что его жизнь и смерть, радость и печаль — все в деснице Божьей, никогда не посмеет пойти против повелений и запретов Аллаха.
Таким образом, достигший этого уровня Ахмад Зиа ад-дин Гумушханеви отказывался вытянуть ноги при сидении (сидеть с вытянутыми ногами считается на Востоке неприличным), хотя и был болен. Поскольку он был на виду у Аллаха. Разве можно вытянуть ноги в присутствии Царя царей? Окружающие, чтобы дать ему отдохнуть, вытягивают его ноги, но он, ни на миг не позволяя себе расслабиться, тут же подбирает ноги под себя, прося: «Не вводите меня в грех».
Другой подвижник, пребывавший на этом возвышенном уровне, посвящал себя молитвам, не теряя ни единой секунды, и из-за постоянных земных поклонов на его коленях появились раны. Его ученик не мог понять такой набожности, не удержался и сказал: «Мы все страшимся Господа, но ты боишься больше всех».
Так вот этот подвижник, толкуя понятие худур-и да’ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры»), повторял слова арабского поэта: «В каждой вещи есть знамение, указывающее, что Бог один».
Да, худур-и да ‘ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») — знать и замечать во всем проявление [Имен и Свойств] Аллаха.
Воздух, вода, горы, камень, лес, море, река — все указывает нам на Аллаха. Атом, клетка, семя, пчела, яйцо, цветок, рыба, фрукт, дерево — все отражает Его Имена и Свойства.
Таким образом, худур-и да ‘ими (постоянное ощущение присутствия Бога, «сладость веры») значит вспоминать об Аллахе при виде всего существующего, во всем созерцать Его Имена и Свойства.
Ибн Мирзакарим ал- Карнаки. Как встать на утренний намаз. Встречайте утро с радостью.