Ахляк (нрав)

Грубость при общении — как один из факторов ослабления уммы

1350579580_a234a7f82c54013d8f425257b01118deСегодня в мусульманском сообществе нередко фиксируются отрицательные тенденции в контексте следования сложившемуся этикету. Одним из основных проблематичных вопросов здесь вырисовывается неуважение друг к другу, доходящее до взаимной грубости. Речь, прежде всего, о дозволении отдельными братьями, считающих себя «наиболее верующими», снисходительного, если не сказать пренебрежительного (свысока), поведения с другими мусульманами.

К сожалению, такой формат взаимоотношений вызывается неким самолюбованием отдельных приверженцев Ислама — убеждением в собственной «непорочности». Однако при этом забывается констатация Всевышним предоставления Им последней обители для нежелающих «превозноситься на земле» («Рассказ»: 83), т. к. последние для Него идентичны гордецам, не верующих «в День расчета» («Верующий»: 27).

Мало этого, Аллах обещает отвратить от Его знамений возгордившихся «на земле безо всякого права на то» («Преграды»: 146).

Правда, не исключено, что мусульмане, пренебрежительно относящиеся к своим собратьям, посчитают возможным объяснить свое поведением ошибками последних. Но разве Аллах не назвал Его  «рабами» ступающих «смиренно», которые, «когда невежды обращаются к ним», употребляют «благие слова» («Различение»: 63)? Здесь же можно сослаться и на аят, призывающий верующих идти «размеренной поступью», понижая «свой голос» («Лукман»: 18-19).

Т. е. ни грубость, ни неуважительное обращение или форма беседы между собратьями Откровением не то, что не поощряются, а противоречат постулатам Господа. Не случайно, согласно одному из красивейших хадисов, пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) банкротом в умме определил тех, кто «в День воскресения» хотя и «принесет с собой молитвы, посты и закят», но при этом выяснится, что он (в т. ч.) «кого-то оскорбил». Причем данный аспект приравнивается Посланником к клевете и присвоению чужого имущества.

Вместе с тем, в свете вышеотмеченного, просматривается такой нюанс, что относящиеся свысока к собратьям сами, мягко говоря, не застрахованы от ошибок или терний на пути истины. Как писал еще на рубеже XI-XII вв. известный исламский богослов, правовед, философ Абу Хамид аль-Газали, наиважнейшей из всех называвшей науку «о качествах и свойствах сердца», человек «не свободен от порицаемых качеств», среди которых помещаются гордыня и самолюбование. В связи с чем призывал отстраняться от занятий «тем, что облагораживает других, до исправления себя самого»(1). К слову данная мысль сродни библейскому: «Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза ближнего твоего» (Матф. 7: 5).

Кроме того, в контексте обсуждаемого высвечивается еще одна тонкость. Отношения между верующими, в случае невыстраивания их с точки зрения взаимоуважения, гарантированно способствуют возникновению межличностного конфликта в умме, как первого шага к расколу мусульманского сообщества. Так, известный мусульманский правовед ХХ века, шейх Абд Ар-Рахман Ас-Саади, в комментарии к аяту: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» («Семейство Имрана»: 159), фиксировал, что Аллах оказал пророку великую милость, научив его «быть добрым и снисходительным к окружающим». Именно вследствие учтивости посланника с людьми, они сплотились вокруг Мухаммеда, в случае же присущности ему жестокосердности — отвернулись бы от него, «поскольку дурной нрав отдаляет окружающих», вызывая в них отвращение»(2).

В этом ракурсе представляется целесообразным обратить внимание на замечание знаменитого американского педагога, психолога, писателя, разработавшего концепцию бесконфликтного и успешного общения, Дейла Карнеги. Так, «умение вести себя с людьми» он называл одной из важнейших проблем не только делового человека, но практически представителей всех специальностей, будь то архитектор или домохозяйка. Даже в инженерном деле, фиксировал ученый, лишь около 15% достигаемого сотрудником финансового успеха «следует отнести на счет чисто технических знаний»,  а почти 85% попадают на  его искусство «в человеческой инженерии», т. е. личные способности характера и способностей руководить людьми(3).

В целом, каждый из нас, наверняка, пронес через себя неоднократные призывы Всевышнего говорить друг с другом по-доброму. Остается лишь стараться следовать им, как и другим кораническим постулатам, в практической жизни, не забывая, что «самый почитаемый перед Аллахом» — это не превозносящийся или кичливый, а «наиболее богобоязненный» («Комнаты»: 13)

1.Абу Хамид аль-Газали. Возрождение наук о вере

2.Толкование Священного Корана  шейха ‘Абд ар-Рахмана ас-Са‘ди

3.Карнеги Дейл. Как приобрести друзей и оказать влияние на людей

Теймур Атаев, политолог Азербайджана

idrak.org.az

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика