Хвала Аллаху, мир и благословение Его Пророку, его семье, его сподвижникам и всем мусульманам!
Когда принимает ислам девушка, перед ней встает вопрос хиджаба. Сначала этот вопрос состоит в том, как примет ее платок окружающие: семья, друзья, руководство учебного заведения или начальство на работе. Сможет ли она быть психологически стойкой к косым взглядам прохожих, к шушуканию соседей? Она встает на тахаджуд и просит Аллаха помочь ей. Постепенно вера ее укрепляется, Аллах дарует ей терпение, и этот барьер оказывается преодоленным.
Затем встает вопрос, как одеваться? Она изучает варианты, смотрит фотографии сестер, читает литературу, примеряет платок у зеркала. Не всегда у нее есть возможность купить парочку широких платьев и к ним набор шарфиков. Поэтому она ограничивается палантинами (или одним), туникой, водолазкой, широкими (или не очень) брюками, может быть, в ее гардеробе находится даже юбка-макси.
И вот она уже вышла на улицу так, как сумела покрыться. Она привыкает к ее новому облику, к реакции людей вокруг. Она счастлива, что сумела приблизиться к Аллаху, выполнив Его повеление. И вот тут ее подстерегают, как минимум, две опасных встречи.
Первая встреча — со строгой сестрой-мусульманкой, которая может сломать ее. Как? Сестра, увидев, что покрывало девушки не соответствует всем правилам хиджаба, считает своим долгом дать назидание новичку. В этом нет ничего страшного, мы должны останавливать друг друга от предосудительного. Вот только сестра не стала сильно заморачиваться и отчитала девушку за неправильный хиджаб не самым добрым тоном. И сломленная, пристыженная девушка возвращается домой и срывает платок со слезами: «Никогда, никогда я не стану такой, как они!» Хорошо, если разум вскоре возьмет верх над эмоциями…
Может состояться встреча с другой, более либеральной, сестрой-мусульманкой. Она уже давно читает намаз (ну, на годик больше, чем ты). Она посещает уроки в мечети и, посоветовавшись с неким имамом, пришла к выводу, что туника, брюки и косынка, повязанная назад, — вполне себе хиджаб. Тем более в условиях нашей страны, где лучше не выделяться из толпы. Хорошо, если наша героиня найдет более надежный источник информации о том, каким должен быть хиджаб…
А вот если мусульманка и покрыта как следует, и мнение общества ее не коробит, в чем проблема с ее хиджабом? Следует вспомнить о том, что платок на голове – это лишь внешнее проявление религии. Наиболее актуальный для мусульманки (и мусульманина, в общем-то) вопрос – это ее «внутренний» хиджаб. Это ее скромность, стыдливость, богобоязненность.
Вспомним, что стыдливость – это одно из ответвлений веры. Об этом сообщается в хадисе:
«Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходил мимо одного из ансаров, который давал своему брату наставления относительно стыдливости (то есть порицал за излишнюю, по его мнению, стыдливость), и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: «Оставь его, ибо, поистине, стыдливость — от веры!» (Аль-Бухари; Муслим).
Стыдливость и скромность украшают человека. Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) приводит хадис: «Если кто-то проявит скромность ради Аллаха, то Аллах обязательно возвысит его».
Ислам противопоставляет скромности высокомерие, которое может привести даже к неверию. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
وَإِذۡ قُلۡنَا لِلۡمَلَٰٓئِكَةِ ٱسۡجُدُواْ لِأٓدَمَ فَسَجَدُوٓاْ إِلَّآ إِبۡلِيسَ أَبَىٰ وَٱسۡتَكۡبَرَ وَكَانَ مِنَ ٱلۡكَٰفِرِينَ
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (Коран, 2: 34).
Сердца высокомерных словно покрыты завесой, они не способны уверовать в Аллаха, как об этом поведал Всевышний Аллах:
سَأَصۡرِفُ عَنۡ ءَايَٰتِيَ ٱلَّذِينَ يَتَكَبَّرُونَ فِي ٱلۡأَرۡضِ بِغَيۡرِ ٱلۡحَقِّ وَإِن يَرَوۡاْ كُلَّ ءَايَةٖ لَّا يُؤۡمِنُواْ بِهَا
«Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права на то. Какое бы знамение они ни увидели, они не уверуют в него» (Коран, 7: 146).
Высокомерие имеет два проявления. Это высокомерие по отношению к повелениям Аллаха, о котором уже сказано выше, и высокомерие по отношению к людям. Всевышний Аллах сказал:
وَلا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلا تَمْشِ فِي الأرْضِ مَرَحًا إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
«Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов» (Коран, 31: 18).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также предостерегал мусульман от проявления гордости и высокомерия:
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Шёл, горделиво выступая, причёсанный человек, на котором была нравившаяся ему одежда, как вдруг Аллах заставил землю поглотить его, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения». (Аль-Бухари; Муслим)
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава — Мой изар, а величавость — Моя накидка (рида’), того же, кто (попытается) отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям!» (Муслим) (по толкованию Ибн аль-Асира, данному в книге «Джами’ аль-Усуль», имеется ввиду, что слава и величавость, как атрибуты Аллаха, охватывают того, кому присущи эти качества, подобно тому, как изар и накидка охватывают человека. Никто не может разделить одежду человека, которая на нем. Так и не должно человеку «примерять» на себя качества, присущие одному лишь Аллаху).
Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (людям): «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне? (Это —) каждый грубый (‘утулль), жадный (джавваз) и горделивый». (Аль-Бухари; Муслим).
О сестры! Вы прекрасны в ваших хиджабах, но одеяние скромности еще краше. Давайте «наденем» на себя «внутренний» хиджаб! Укроем наши души стыдливостью, благодарностью перед Аллахом! Давайте проявлять уважение ко всем людям, даже если они – немусульмане. Будем снисходительны к ошибкам сестер, увещевая их по-доброму, мягко и дружелюбно. Мы с вами познали истину лишь по воле Аллаха. И Он, Повелитель сердец, волен распоряжаться нами. Мы, люди, все до единого сотворены Им из ничтожной капли. Сказал Господь (Велик Он и Славен):
قُتِلَ ٱلۡإِنسَٰنُ مَآ أَكۡفَرَهُۥ (١٧) مِنۡ أَيِّ شَيۡءٍ خَلَقَهُۥ (١٨) مِن نُّطۡفَةٍ خَلَقَهُۥ فَقَدَّرَهُۥ (١٩) ثُمَّ ٱلسَّبِيلَ يَسَّرَهُۥ (٢٠) ثُمَّ أَمَاتَهُۥ فَأَقۡبَرَهُۥ (٢١) ثُمَّ إِذَا شَآءَ أَنشَرَهُۥ (٢٢) كَلَّا لَمَّا يَقۡضِ مَآ أَمَرَهُ
«Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил, потом облегчил ему путь, потом умертвил его и поместил в могилу. Потом, когда пожелает, Он воскресит его. Но нет же! Он всё ещё не выполняет того, что Он приказал ему». (Коран, 80: 17-23).
Да укрепит нас Аллах в Его религии, да украсит нас скромностью и исправит наши дела! Хвала Аллаху, Господу миров!