Ахляк (нрав)

Рамадан: помоги ближнему

Пост в месяце Рамадан – это не только воздержание от приема пищи, питья и сексуальных отношений. Месяц Рамадан учит нас заботиться о тех, кто нуждается в нашей помощи.

0_798a8_ab785415_orig

Путей для совершения добра очень много. Наш Господь проявил к людям великую милость, Он всем дал большие возможности, и каждый человек в состоянии найти то, чем он может быть полезен для других. Бывает так, что человек не может помочь ни физически, ни материально, зато он может дать нужный совет и оказать тем самым неоценимую услугу.

Самыми любимыми людьми для Аллаха являются те, которые приносят людям больше пользы, а среди самых любимых дел для  Аллаха – это доставление радости мусульманину, утешение в скорби, покрытие долгов людей, оказавшихся в затруднении, кормление голодных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пойти с моим братом мусульманином для решения его проблем нравится мне больше, чем неотлучно пребывать в мечети на протяжении месяца».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто пойдёт вместе со своим братом мусульманином для решения его проблем и решит их, тому Всевышний Аллах укрепит его стопы в тот День, когда подкосятся и поскользнутся стопы [многих людей]».

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Кто пойдёт со своим братом, чтобы помочь ему, тому за каждый шаг будет засчитана милостыня».

Взгляните на первых мусульман – сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они считали, что нуждающийся человек оказывает им неоценимую услугу, когда обращается к ним со своей просьбой. Ибн Аббас сказал: «Трём людям я не смогу отплатить равным: человеку, который дал мне приветствие первым, человеку, который потеснился для меня в собрании и человеку, ноги которого покрылись пылью на пути к тому, чтобы поприветствовать меня приветствием Ислама (Ассаляму алейкум). Что касается четвёртого, то никто не сможет воздать ему за оказанную мне услугу, кроме Аллаха (Велик Он и Славен), – это человек, у которого стряслось что-либо, и он всю ночь провёл в раздумьях о том, к кому же обратиться за помощью. У него возникла насущная нужда, и он думал, у кого попросить помощи в решении этой проблемы, затем пришёл к мысли о том, что я являюсь подходящей кандидатурой и обратился со своим делом ко мне».

Али ибн аль-Хусейн (да одарит его Аллах своей милостью) носил хлеб к домам бедняков поздней ночью, в кромешной тьме. Когда он умер, бедняки перестали получать свою долю, к которой они уже привыкли. Эти люди жили и не знали, откуда приходит им пропитание, когда же умер Али ибн аль-Хусейн, они узнали, кто был их ночным благодетелем.

Вспомните, какой именно довод своим утверждениям привела Хадиджа, когда говорила, что всё произошедшее в пещере Хира[1] не могло быть злом? Она сказала: «Нет, это не может быть злом, возрадуйся. Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты хранишь узы родства, говоришь только правду, помогаешь в беде, подаёшь бедняку и почитаешь гостя».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не отвечал отказом на просьбы нуждающихся, как сказал Джабир: «Если у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спрашивали что-нибудь, он никогда не говорил слова «нет».

В своё время Абу Бакр покинул Мекку и направился в Эфиопию, чтобы укрыться там от гонений курайшитов. Когда он достиг Барк аль-Гымад, то встретил там ибн ад-Дагину, который был вождём многобожников аль-Карры. Он спросил: «Куда направляешься, Абу Бакр?» Абу Бакр ответил: «Мой народ изгнал меня из этого города, поэтому я желаю идти по земле и поклоняться своему Господу». Ибн ад-Дагина сказал: «Таких людей, как ты, не должны изгонять, ведь ты подаёшь милостыню бедняку, поддерживаешь родственные узы, помогаешь в трудности, оказываешь почёт гостю, и отстаиваешь права людей».

Анализируя этот хадис об Абу Бакре, некоторые ученые извлекли из него такое правило: если человек приносит большую и явную пользу людям, то они не должны допускать того, чтобы он уехал из их города в другой без большой необходимости.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел мусульманам быть полезными для своих братьев и приносить им пользу любыми возможными способами. Он сказал:

«Кто может принести пользу своему брату, пусть сделает это»[2].

Почитай Куран больному для исцеления, в этом будет польза, помоги ему подготовится к экзаменам в школе или институте, тоже польза. Хвала Аллаху, путей очень много и двери открыты. В своих хадисах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнивал верующего с пальмой, а в другом хадисе – с пчелой. Листья пальмы не опадают ни зимой, ни летом, его плоды кормят людей и животных, ствол используется в строительстве, из листьев плетут корзины, из волокон вьют веревки, пальма своей тенью защищает от палящего солнца и радует людей своим видом, принося пользу в любое время года. Пчела даёт людям мёд и много других полезных продуктов, все они несут людям исцеление и даже их укусы целебны. Истинный верующий подобен пчеле и пальме, своей полезностью для окружающих он стремится к тому, чтобы быть максимально полезным для других.

Если человек приносит людям пользу, то ему будет облегчен вход в Рай, и он будет спасён от адского Огня. В одном из хадисов сообщается, что Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

— О Посланник Аллаха, что спасёт человека от Пламени?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Вера в Аллаха.

Абу Зарр спросил:

— О Посланник Аллаха, ведь с Верой должны быть дела?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Человеку следует жертвовать из того, что дарует ему Аллах.

Абу Зарр спросил:

— О Посланник Аллаха, а что если он беден и не имеет ничего, что он мог бы пожертвовать?

 Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Пусть побуждает к добру и удерживает от грехов.

Абу Зарр спросил:

— О Посланник Аллаха, а что если он не может побуждать к добру и удерживать от грехов?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Пусть сделает что-либо для того, кто не умеет этого делать.

— А что если он сам не умеет этого делать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Тогда пусть помогает притеснённому.

Абу Зарр спросил:

— А что если он слабый, и не может помочь притеснённому?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Похоже, ты не хочешь оставить своему товарищу ничего хорошего. Пусть тогда воздерживается от доставления неприятностей людям.

Абу Зарр спросил:

— О Посланник Аллаха, если он будет делать это, то войдёт в Рай?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Если верующий будет стремиться к обладанию одним из этих качеств, то это качество непременно возьмёт его за руку и будет вести, пока не введёт его в Рай[3].

В каких случаях это будет считаться милостыней? Человек получает награду за воздержание от зла, когда совершает это осознанно, когда перед ним лежит выбор, сделать зло или не делать.

Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, какое из дел является наилучшим, на что он ответил:

«Доставить радость верующему; накормить его, когда он голодает; покрыть его наготу или помочь ему в нужде».

Всевышний Аллах сказал:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3: 110).

Оказывая помощь кому-либо, следует также обращать внимание на то, насколько данная помощь будет в дальнейшем полезна для общества. Необходимо, по мере возможности соблюдать приоритетность и учитывать заслуги человека.

Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

— Какое дело является наилучшим?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Вера в Аллаха и борьба на Его Пути.

Абу Зарр спросил:

— А каких рабов лучше всего освобождать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Тех, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись [им] дороже всего.

 Абу Зарр спросил:

— А если я не смогу этого сделать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

— Тогда помоги обременённому (семьей или обеспечением бедных родственников) или сделай что-нибудь для того, кто ничего не умеет.

Абу Зарр спросил:

— А если я не смогу и этого сделать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Тогда воздержись от причинения зла людям, и это будет милостыней, которую ты даёшь самому себе».

В этом хадисе содержится указание на то, что помощь деятельному и полезному человеку лучше, чем помощь человеку, занимающему пассивную роль в обществе, несмотря на то, что оба типа людей достойны получать милостыню, если нуждаются. Преимущество деятельного и умелого человека заключается в том, что его навыки и таланты могут принести пользу другим людям, поэтому такому человеку помощь должна оказываться в первую очередь.

Использованы материалы сайта www.whyislam.ru («Будь полезным, где бы ты ни был»)

  • [1] События в пещере Хира – в этой пещере Посланник (мир ему и благословение Аллаха) уединялся для молитв и поклонения Аллаху ещё до начала пророчества. В этой пещере впервые ему явился ангел Джабраиль и передал первое откровение, вначале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень испугался и был в смятении. Затем откровения стали приходить постоянно.
  • [2] Хадис привёл Муслим.
  • [3] Аль-Альбани упомянул этот хадис в книге «Сахих ат-таргиб» и назвал его достоверным.
  • [4] Хадис передал ибн Маджа; хороший хадис (хасан).
Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика