Ахляк (нрав)

Смотреть на тех, кто ниже тебя в этой жизни: Наставления мусульманам (продолжение)

  • KnzwU1LjS0wПриказ дружить с хорошими людьми и отдаляться от плохих и злых людей

 

Никто не отрицает то влияние, которое имеет друг на своего друга. Говорится в пословице: «Друг тянет за собой». Поэтому твой друг и товарищ либо потянет тебя к добру, либо наоборот – либо к счастью, либо к несчастью. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) привел такой пример:

«Хороший и плохой друг подобны продавцу благовоний и кузнецу. Общаясь с продавцом благовоний, ты ничего не теряешь. Либо ты купишь у него благовония, либо же просто насладишься их запахом. А кузнечные меха либо обожгут твое тело или сожгут твою одежду, либо же ты почувствуешь исходящий от них противный запах»[1].

Хороший друг помогает тебе, после помощи Аллаха, выстоять в трудный час и развеселит тебя во время тревог и печалей; облегчит твою трудность, когда ты будешь нуждаться в нем. Наличие надежного плеча, на которое ты можешь опереться для того, чтобы выстоять перед трудностями этой жизни, позволит тебе ощутить успокоение. Все это – после помощи Аллаха. В отличии от плохого друга, который первый тебя оставит без помощи во время трудностей, тревог и печалей. Это лишь добавит тебе бед и несчастья.

  • Приказ оставить ослушания и отдалиться от грехов

 

Совершение грехов ведет человека к несчастью и становится между ним и счастьем. Потому что он отклонится от поклонения Аллаху к следованию своей душе, которая призывает к злу и страстям. Чаще всего, если душа не обуздывается истиной, то отклоняется ко лжи. Всевышний Аллах говорит:

«Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели»

(Коран, 83:14)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине если раб совершит грех, то на его сердце ставится черная точка. Если же он покается и попросит прощения, то оно очищается и, поистине, раб не будет переставать совершать грехи до тех пор, пока сердце не будет покрыто». Затем прочитал следующий аят: «Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели»[2].

Чтобы мусульманин отдалился от совершения грехов, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объяснил вред  ослушания, сказав:

«Поистине, человеку становится запретным удел из-за греха, который он совершил. И ничто не меняет предопределения, кроме мольбы, и оно добавляет в жизни лишь благочестие»[3].

Сократ сказал: «Преступник всегда более несчастен, чем его жертва. Тот, кто совершил преступление и не был наказан за него, будет одним из самых несчастных людей». Это происходит из-за внутреннего чувства, которое всегда сопровождает его по причине совершенного им преступления.

Эти чувства всегда пылают в душах искренних мусульман. Это – сподвижник Амр ибн Самура ибн Хабиб ибн Абдушшамс, пришел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал:

«О Посланник Аллах, поистине, я украл верблюда у такого-то племени, так очисти же меня». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал к этому племени и они сказали: «На самом деле, один из наших верблюдов потерялся». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел, чтобы ему отсекли руку». Са`ляба сказал: «Я смотрел на него, когда упала его рука, а он сказал: «Хвала Аллаху, Который очистил меня от тебя. Ты хотела ввести мое тело в Огонь».

  • Глубокое размышление над ушедшими народами и взятие примеров и наставлений с этого

 

Сколько бы не продлилась эта жизнь и какого бы прогресса и расцвета не достигли её обитатели, все равно, конечным результатом всего будет закат, уничтожение и погибель, которая постигнет их из-за их грехов и несправедливости. Поэтому, не грусти. Всевышний Аллах говорит:

«Разве они не видели, сколько поколений Мы погубили до них? Мы одарили их на земле властью, которой не одарили вас, ниспосылали им с неба обильные дожди и заставляли реки течь под ними. Мы погубили их за их грехи и создали после них другие поколения»

(Коран, 6:6)

Всевышний Аллах говорит:

«Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой, возделывали землю и отстраивали ее лучше, чем это делают они (мекканские многобожники). Их посланники приносили им ясные знамения. Аллах не был несправедлив к ним — они сами поступили несправедливо по отношению к себе»

(Коран, 30:9)

Всевышний Аллах говорит:

«А также адиты и самудяне! Вам это ясно по их жилищам. Дьявол представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, хотя они были проницательны»

(Коран, 29:38)

Всевышний Аллах говорит:

«Сколько селений, которых обуяла гордыня из-за дарованных им средств, Мы погубили! Вот их жилища, в которых никто не проживает после них, за исключением немногих. Мы унаследовали все это»

(Коран, 28:58)

Поэтому, когда мусульманин узнает, что конечным исходом этой жизни будет закат, то он становится довольным, приносит покой и сам успокаивается. Всевышний Аллах говорит:

«Предостерегай людей от того дня, когда к ним явятся мучения. Тогда те, которые поступали несправедливо, скажут: «Господь наш! Дай нам отсрочку на маленький срок, и мы ответим на Твой призыв и последуем за посланниками». Им будет сказано: «Разве раньше вы не клялись, что не покинете земной мир? Вы обитали в жилищах тех, которые были несправедливы к себе. Вам было ясно, как Мы поступили с ними, и Мы приводили вам притчи»

(Коран, 14:44-45)

  • Смотреть на тех, кто ниже тебя в этой жизни

 

Человек живет в благополучии и благе, купаясь в нем, и не чувствует его. Но благополучие ценит и видит лишь тот, кто утратил его. Если у тебя есть имущество, а ты нуждаешься еще в имуществе, то есть такие люди, которые не владеют и этим. Если ты болен и можешь пошевелиться, то есть люди, которые не могут пошевелиться. Если у тебя есть ребенок и ты хочешь еще детей, то есть тот, кто хотел бы отдать все свои деньги, чтобы услышать слово «папа». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше, ибо это является лучшим средством, способствующим тому, чтобы вы не пренебрегали милостью, оказанной вам Аллахом»[4].

Если ты посмотришь на того, кто ниже тебя в вопросах этой жизни, то обретешь спокойствие и поймешь милость Аллаха, оказанную тебе. Ибо есть тот, кто хотел бы оказаться на твоем месте. Однажды, к Юнусу ибн Убейду пришел человек, жалуясь на свое трудное положение. Юнус спросил его:

«Будешь ли ты доволен, если я дам тебе сто тысяч дирхамов, взамен забрав твоё зрение?». Человек ответил: «Нет». Юнус спросил: «А сто тысяч за твою руку?». Человек ответил: «Нет». Юнус спросил: «А сто тысяч за твое ногу?». Человек ответил: «Нет». Тогда Юнус перечислил милости Аллаха, оказанные этому человеку и сказал: «Я вижу, что ты обладаешь сотнями тысяч, и, при этом, жалуешься на нужду!».

Что же касается дел вечной жизни, то смотри на того, кто выше тебя, чтобы ты понял свое упущение и халатность. Ибо Рай состоит из ступеней. Так не довольствуйся же ничем, кроме наивысшей ступени Рая – Фирдаус.

  • Довольство мáлым

 

Довольство мáлым – это богатство сердца, довольство предопределением Аллаха, воздержание от того, что принадлежит людям и подчинение воле Аллаха. У коранических и пророческих наставлений есть огромное влияние на взращивание довольства мáлым в сердцах мусульман. Все это необходимо для того, что бы они жили достойной, спокойной жизнью, далекой от оков зависти и взаимной вражды, которая появляется от неубежденности и отсутствия довольства тем, что предопределил Аллах Своему рабу. Это то, что мы наблюдаем: довольствующиеся малым – это самые счастливые люди, как морально, так и физически. Всевышний Аллах говорит:

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее»

(Коран, 20:131)

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Преуспел тот, кто принял Ислам, его удел был достаточным для него и Аллах сделал его нетребовательным в том, чем наделил его».[5]

Ибо любовь к этой жизни и и использование её провизии – это природа человека, как об этом сообщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказав:

«Если бы у сына Адама было две долины богатств, то он устремился бы обрести третью долину. Живот сына Адама наполнит только песок. И Аллах примет покаяние того, кто покается»[6].

Пророческие наставления имеют очень большое влияние на мусульманина, уменьшая его любовь к этой жизни и взращивая в нем довольство малым. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Кто из вас встретил утро в безопасности, здоровым и у него достаточно пропитания на один день, тот, как будто, полностью овладел этой жизнью»[7].

И если человек глубоко поразмыслит, то обязательно обнаружит, что это то, в чем нуждается человек на протяжении одного дня. А что касается завтрашнего дня, то о нем знает лишь Аллах. Поэтому ты не знаешь, будешь ли ты завтра жив или нет. Что у тебя есть на счету? Ты не знаешь, останется ли завтра на нем что-то или нет. Всевышний Аллах говорит:

«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий»

(Коран, 31:34)

  • Подчинение велению Аллаха и упование на Него

 

Аллах распоряжается Своими творениями: дает, кому пожелает и забирает, у кого пожелает; возвеличивает, кого пожелает и унижает, кого пожелает; предопределяет и распределяет удел. Всевышний Аллах говорит:

«Скажи: «О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Все благо — в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь»

(Коран, 3:26)

Человек понимает, что удел предопределен и распределен еще в утробе его матери. Как об этом сообщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«Поистине, каждый из вас сначала находится во чреве матери в течение сорока дней, затем столько же пребывает там в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре вещи: его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Тем, помимо Кого нет иного бога, любой из вас может совершать дела обитателей Рая, пока не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного локтя, а потом возобладает то, что предписано ему, и он станет совершать дела обитателей Огня и войдёт в Огонь. И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей Огня, пока не окажется от Огня на расстоянии всего лишь одного локтя, а потом возобладает то, что предписано ему, и он станет совершать дела обитателей Рая и войдёт в Рай».[8]

Каждый человек обязательно получит из этой жизни то, что предписал ему Аллах: будь то удел или срок жизни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Ангел Джибриль внушил мне, что душа не уйдет из этой жизни, пока не исчерпает своего срока, не получит своего удела. Поэтому правильно зарабатывайте свой удел, и пусть ни в коем случае ожидание с нетерпением вашего удела не заставит вас зарабатывать его  с помощью ослушания Аллаха. Никто не достигнет того, что у Него, кроме как с помощью Его послушания».

  • Довольство тем, что предопределил Аллах

 

Довольство тем, что предопределил Аллах и отсутствие гнева, даже если это происходит в вопросах, которые он считает незначительными. Всевышний Аллах говорит:

«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра»

(Коран, 4:19)

И может быть так, что благо будет в том, что тебе ненавистно, а зло – в том, что ты любишь, и ты не знаешь этого. Всевышний Аллах говорит:

«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете»

(Коран, 2:216)

Путь счастья. Др. Абдул Рахман б. Абдул-Карим аш-Шеха. Перевод: EUROPEAN ISLAMIC RESEARCH CENTER (E.I.R.C) & Андрей Шистеров. Проверка: Мухаммада аль-Гарби



[1] Аль-Бухари.

[2] Ибн Маджа.

[3] Ибн Хиббан.

[4] Аль-Бухари, Муслим.

[5] Муслим.

[6] Аль-Бухари.

[7] Ат-Тирмизи.

[8] Аль-Бухари.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика