
Известно ли вам, что правильное намерение – это уникальный инструмент, благодаря которому мусульманин способен превратить в поклонение даже самые обыденные дела? Например, поклонением Аллаху может стать обычная работа на благо семьи. Точно так же в поклонение Аллаху можно превратить заботу о родных и близких, исполнение своих личных обязанностей и многое другое. Верно и обратное: скверное намерение может обезобразить собой даже самое доброе и похвальное деяние.
Зарабатывание средств для своей семьи – это тоже богоугодное дело, способное принести награду человеку. Но если не соблюдать правильного намерения и не придерживаться законов Ислама, заработок может обернуться бедой и наказанием для человека.
Мусульманин желает войти в Рай, будучи покорным Аллаху, и это главная цель его бытия. Всевышний Аллах помогает ему в этом и идёт навстречу, дав возможность поклоняться Ему и приближаться к Его милости и прощению в любых обстоятельствах и при любых возможностях.
Стремление к поиску средств существования и обогащению – это естественное свойство человеческой природы. Всевышний Аллах вложил это чувство в наши сердца, и люди созданы именно такими. Аллах (Свят Он и Возвышен) создал множество путей и средств для получения человеком своего удела в этой жизни, а также побудил нас искать эти пути и не пренебрегать ими. Вместе с тем, Аллах велел нам бояться Его и не преступать установленных Им границ во время поиска мирских благ. Он сказал, и слово Его Истина:
فَإِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانْتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِنْ فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيرًا لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете»[1].
هُوَ الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ ذَلُولًا فَامْشُوا فِي مَنَاكِبِهَا وَكُلُوا مِنْ رِزْقِهِ وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
«Он – Тот, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения»[2].
قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ اللَّهِ الَّتِي أَخْرَجَ لِعِبَادِهِ وَالطَّيِّبَاتِ مِنَ الرِّزْقِ قُلْ هِيَ لِلَّذِينَ آمَنُوا فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا خَالِصَةً يَوْمَ الْقِيَامَةِ
«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?» Скажи: «В мирской жизни они предназначены для тех, кто уверовал, а в День воскресения они будут предназначены исключительно для них». Так Мы разъясняем знамения людям знающим»[3].
Несколько хадисов, побуждающих зарабатывать
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
نِعْمَ المالُ الصّالِحُ للرَّجُلِ الصَّالح
«Как прекрасно праведное имущество в руках праведного человека!»[4]
Также он говорил:
أفضل الصَّدَقَةِ ما كان عَنْ ظَهْرِ غِنًى ، وَالْيَدُ الْعُلْيَا خَيْرٌ مِنَ الْيَدِ السُّفْلَى، وَابْدَأْ بِمَنْ تَعُولُ
«Лучшая милостыня (садака) – та, что жертвуется от достатка[5], и высшая рука лучше низшей[6]. Начинай же с тех, кто находится на твоём попечении»[7].
Однажды мимо Пророка (мир ему и благословение Аллаха) проходил один человек. Когда сподвижники, бывшие рядом с Посланником Аллаха, увидели, насколько этот человек активен, трудолюбив и вынослив в своей деятельности, то воскликнули: «О, если бы всё это было на пути Аллаха (то есть в битвах и сражениях за Веру)!» Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если он вышел, стремясь обеспечить своих маленьких детей, то он на пути Аллаха. Если он вышел, стремясь позаботиться о своих престарелых родителях, то он на пути Аллаха. Если он вышел, стремясь сохранить своё целомудрие, то он на пути Аллаха. Если же он вышел ради показухи и горделивости, то он на пути сатаны»[8].
Повелитель верующих халиф Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «О люди, суждено так, что некоторые из вас возьмут своё имущество и отправятся с ним на поиски щедрости Аллаха (Велик Он и Славен). Истинно, в этом есть поклонение и Вера. Клянусь Аллахом, умереть у ног своего вьючного животного желаннее для меня, чем умереть на своей постели»[9].
’Абдуррахман ибн ’Ауф говорил: «Имущество прекрасно! Посредством него я храню свою честь и приближаюсь к своему Господу».
Автор: Шейх Абдулла ибн Салих аль-Кусайир.
Перевод: Абу Ясин МаликовР.Х.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов.М.
Источник: www.whyislam.ru
- [1]Коран, сура №62 «аль-Джуму’а» (Собрание), аят 10.
- [2]Коран, сура №67 «аль-Мульк» (Власть), аят 15.
- [3]Коран, сура №7 «аль-А`раф» (Преграды), аят 32.
- [4] Хадис привёл аль-Бухари.
- [5] В комментариях к данному хадису имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Лучшая милостыня та, после которой человек остаётся в достатке и не оказывается в нужде».
- [6] Это значит, что быть среди тех, кто даёт милостыню, лучше, чем быть среди тех, кто её берёт.
- [7] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
- [8] Хадис привёл ат-Табарани (6835), аль-Албани назвал хадис достоверным (сахих), см. «Джами ас-сахих» (1428).
- [9] Также в книге «Ислях аль-маль» (Ибн Абу Дунья) приводится следующие слова Умара: «Из всех созданных Аллахом видов смерти, самым предпочтительным для меня, после смерти в бою на пути Аллаха, является смерть у копыт своего вьючного животного, когда я хожу по земле в поисках щедрости Всевышнего Аллаха» (195).

