Миф о хиджабе
У людей, мало знакомых с исламом и, в частности, его взглядом на роль, обязанности, образ мусульманки, возникает ряд стандартных заблуждений по поводу современных женщин, соблюдающих требования шариата к женской одежде. Стороннему наблюдателю, человеку неискушенному зачастую сложно понять, что движет этими молодыми, симпатичными девушками, когда они, согласно фразеологии обывателя, «напяливают эти невообразимые простыни и балахоны в сорокоградусную жару».
Человеку нерелигиозному, а также номинальному верующему, привыкшему жить отговорками «не согрешишь – не покаешься» и «главное – верить в душе», ношение хиджаба на улицах российских городов представляется непостижимой и несуразной жертвой. Для постмодернисткого общества с его фикциями и перманентной игрой, для обывателя, сверяющего каждый шаг с общепринятыми унылыми шаблонами (чтобы непременно «быть как все») женщина в мусульманской одежде – необъяснимая аномалия.
Это угроза современному потребительскому миру, где стандартизирован быт, одежда, стереотипы потребления, а глянцевые журналы расписывают от и до, как инкорпорированный в буржуазное общество филистер должен выглядеть, какие он должен носить сапоги, часы, очки, в каких ресторанах обедать, на каких автомобилях ездить, какими ручками писать, как проводить выходные и отпуск, как вести себя с противоположным полом.
Такая назойливая, подспудно давящая пропаганда в режиме нон-стоп лишает человека как подлинного духовного ядра, так и чисто внешней индивидуальности, превращая его в механизм по одержимому потреблению навязываемых товаров. Самая большая ложь этой кампании – в том, что при этом обывателя постоянно убеждают, что следование модным шаблонам лишь подчеркнет неповторимость его личности.
Поэтому первый миф, который возникает в прожженном постмодернисткими стереотипами сознании – что молодая девушка, надевшая хиджаб (особенно если он ей к лицу) просто-напросто эпатирует окружающих, стараясь таким образом привлечь внимание к собственной персоне. Таким образом, мусульманка ставится в один ряд с изъеденными пирсингом барышнями с крашеными зелеными волосами, экзальтированными, с причудливыми гребнями панками, порой ложащимися в метро на пол прямо в проходе, или эстетствующими богемными дамочками, которые не прочь оголить грудь перед сонмом телекамер.
Обывателю, рассуждающему в подобном ключе, невдомек, какие испытания поджидают молодую девушку, решившуюся надеть мусульманский платок, буквально на каждом шагу, изо дня в день. Главная проблема для нее – прежде всего отношение семьи к новой манере дочери одеваться. Косые взгляды, едкое ерничанье, театральные вздохи: «Боже, ну опять вырядилась!», «на старушку (монашку, шахидку) похожа», «перед соседями стыдно, как приличным людям в глаза-то смотреть?!» и излюбленное «тебе не идет» – при том, что хиджаб облагораживает практически каждую девушку, важно лишь правильно его подобрать.
Но родители есть родители: они используют стандартные психологические приемы, чтобы надавить на женское самолюбие дочери, свойственное любой девушке стремление нравиться. Здесь, кстати, исключительно важна поддержка со стороны братьев и сестер в Исламе, а также вкус самой девушке, ее умение создать себе такой соответствующий Шариату стиль, в котором она чувствовала бы себя органично.
В лучшем случае дело ограничивается насмешками, переходящими в издевки, а также вялым выражением недовольства по поводу «этих немыслимых платков». В более тяжелых вариантах матери и отцы устраивают дочерям истерики, бросают им пафосные заявления вроде «Что ты с нами сделала! Как ты нам в душу наплевала!».
Нередко же девушке в категоричной форме просто запрещают носить хиджаб, строго и жестоко наказывая ее в случае непослушания, выбрасывая и сжигая платки. Известен случай, когда одна мать буквально инспектировала сумочки дочери, чтобы она случайно не пронесла в ней головной шарф, который можно надеть за углом. Другая одержимая хиджабофобией родительница изымала у 21-летней дочки зарплату и на ее же деньги покупала ей открытые кофточки, короткие юбки, тратя все честно заработанные девушкой средства с тем, чтобы у нее не осталось денег на то, чтобы купить себе соответствующую Шариатом одежду.
По всей видимости, родители, ведущие себя подобным образом, не понимают всей унизительности и пошлости такого брутального давления на уже взрослых детей. Ведь в подавляющем большинстве случаев девушки, сталкивающиеся со столь экзальтированным и глупым по существу противодействием со стороны матерей, уже давно вышли из школьного и даже студенческого возраста. Поэтому попытки представить ношение хиджаба как подросткового свойства эпатаж – это исключительнейшее заблуждение.
Как бы нелепо это ни выглядело, но многие взрослые барышни вынуждены, одевшись, на цыпочках пробираться мимо полуоткрытой кухонной двери, выскальзывать на лестничную клетку, судорожно сжав рукой припрятанный в сумочке заветный платок, бежать по лестнице, озираясь, нет ли случайных прохожих, наспех надевать хиджаб, смотрясь в мутное окно подъезда или стекло припаркованной за углом машины, по-диверсантски пробираться окольными тропами и обходными маршрутами, дабы не попасться на глаза родителям, выглядывающих из окна, или же каким-нибудь знакомым.
Правда, трагикомизм ситуации в том, что подобные эпизоды уместны в среднем школьном возрасте, а не тогда, когда человек уже вправе делать самостоятельный духовный выбор и рассчитывать на уважение и понимание со стороны окружающих его близких людей…
К слову, ношение хиджаба тайно от родителей – вынужденная практика не только для российских мусульманок. К ней порой приходится прибегать и арабским сестрам. Так, одна бейрутская пятнадцатилетняя школьница выносила в сумке даже не платок, а целую абейю. Родители в категорической форме запрещали ей носить даже хиджаб, но, завернув за угол, девушка непреклонно облачалась в свое черное одеяние – к счастью, ей удавалось более или менее скрывать от близких форму одежды, поскольку женщины в абайях издалека похожи.
Но время от времени юная мусульманка сталкивалась на улице со знакомыми родителей лицом к лицу – и тогда дома ее ждали бесконечные побои и брань. Несмотря на жестокие наказания со стороны родителей, абайю она все равно продолжала носить – во что бы то ни стало.
Так неужели девушки терпеливо переносят все эти насмешки, порицания, да и просто повседневный дискомфорт в общении с собственной семьей исключительно ради того, чтобы получить наслаждение от эпатажа окружающих в метро и на улицах? Вопрос остается риторическим.
Впрочем, те, кто есть плоть от плоти постмодернистского общества, где идеологическая самоидентификация – это лишь эфемерная маска, где люди только исполняют примеряемые на себя роли, воспринимая их как легкую, немного авантюрную, но безопасную игру, не способны поверить в искреннюю преданность какой-либо религиозной, политической системе взглядов, когда человек готов реально пострадать за свои убеждения.
Еще один расхожий и столь же не соответствующий действительности стереотип – что мусульманок принуждают носить хиджаб, и что на самом деле они чувствуют себя в нем крайне неуютно. Этот пропагандистский миф активно использовали власти Франции, пытаясь обосновать запрет на хиджаб в школах как «защиту прав девочек, которых родители заставляют покрывать голову».
Как уже говорилось, большинство семей в немусульманских странах (за исключением тех, где родители соблюдают Шариат) относятся к платку негативно – во всяком случае, такое утверждение справедливо для российских реалий. В то же время сами мусульманки, как правило, любят хиджаб и не могут представить себе, как можно выйти на улицу без исламского покрывала.
Ошибочно также представление о том, что для того, чтобы полюбить соответствующую Шариату одежду, необходимо родиться мусульманкой. СМИ пестрят спекуляциями на тему того, что «свободная женщина, рожденная в цивилизованной стране», никогда не смирится с такой «тяжкой и безрадостной долей». Это отнюдь не так.
Новообратившиеся мусульманки зачастую блюдут хиджаб еще строже, чем девушки, воспитанные в исламских семьях. Женщина, надевшая хиджаб, обнаруживает много даже чисто практических плюсов – от возможности быстрой, без затрат особых усилий перемены образа до создания желаемой дистанции между ней и излишне невыдержанными поклонниками, чье развязное и некорректное поведение ей, мягко говоря, не совсем по душе.
Летом мусульманка часто ловит на себе сочувственные взгляды прохожих, которые не могут себе представить, как можно ходить покрытой в столь знойную погоду и при этом чувствовать себя комфортно. А напыщенные исламофобные эксперты стращают зрителя тем, что несчастные мусульманки, вынужденные надевать закрытые платья в летнюю жару, якобы наносят непоправимый вред собственному здоровью.
Подобная пропаганда рассчитана на безграмотных людей. Женский организм очень адаптивен, и мусульманка, имеющая даже относительно недолгий опыт ношения хиджаба, очень быстро настолько привыкает к нему, что при правильном подборе тканей, адекватном погодным условиям, женщина порой забывает о том, что у нее на голове платок.
Во всяком случае, чувствуется нарочитая тенденциозность в разглагольствованиях об опасности хиджаба для здоровья – в то время как никто не поднимает воя по поводу ношения тоненьких колготок и коротких юбок, хождения с голым пупком и непокрытой головой в двадцатиградусный мороз, хотя в данном случае вред для организма очевиден. Тем не менее, это практически общепризнанный дресс-код, не только не вызывающий особых нареканий, но и негласно пропагандируемый в модных журналах, на телевидении, в клипах.
Однако подобная одежда наносит непоправимый урон в первую очередь репродуктивному здоровью женщины. Кстати, вред голых пупков в холодную зимнюю пору понятен, но мало кто знает, насколько опасно традиционное оголение тела под жаркими солнечными лучами. А, между тем, оно чревато возникновением эндокринных патологий, доброкачественных кист и опухолей молочных желез и женских половых органов.
Недаром хирурги-гинекологи с горькой усмешкой пошучивают: «Этим летом наши будущие пациентки нежатся на солнышке в бикини, а через год к нам на операционный стол попадут».
Поэтому хиджаб, как ни парадоксально, является оптимальной одеждой даже для знойного лета. К тому же в свободных дышащих туниках изо льна на самом деле куда как менее жарко, нежели в обтягивающих синтетических кофточках.
Наконец, еще один назойливо транслируемый миф – что мусульмане заставляют своих женщин носить скрывающие соблазнительные очертания тела одежды из соображений пуританского ханжества. Однако последнее подлинному Исламу как раз никогда не было свойственно.
Секс при условии дозволенности мужчины и женщины друг для друга рассматривается в Исламе как одна из форм поклонения Всевышнему. Предназначение хиджаба – не нивелировать сексуальность, а охранять здоровую чувственность, делать сокровенным, загадочным то, что должно волновать, приводить в трепет, а не превращаться в созерцаемую везде и изо дня в день банальность.
Современное общество настолько пресыщено до тошноты изобилием доступного женского обнаженного тела, что последнее лишилось собственной эротической притягательности, страсть и чувственность – профанированы, низведены до безвкусного рекламного плаката с изображенной на нем алчного вида самкой с намалеванными вишневыми губами. Прекрасные изгибы женского тела перестали быть тайной, а потому в обществе пустили гнилостные миазмы всевозможные извращения – от элементарных сексуальных патологий до гомосексуализма, садомазохизма, зоофилии и прочих экспонатов кунсткамеры уродств.
Именно поэтому – по неоднократным наблюдениям мусульманок – даже многих мужчин, далеких от Ислама, привлекают женщины в хиджабах. Им нравится такая форма одежды. Чисто мужское чувство побуждает находить в ней особый эстетизм, утонченный вид женственности.
Мир искусственных, глянцевых красоток с неестественными нарисованными лицами, деланной, вульгарной сексуальностью, за которой нет красоты, любви и страсти, а есть только животная похоть – этот мир не может не стать обрыдшим, отталкивающим собственной прорывающейся сквозь блеск гламурных таблоидов и искрящихся помад фальши.
И мужчины уступают мусульманкам место в метро, галантно улыбаются им, заботливо приоткрывают дверь, даже говорят робкие, тактичные комплименты, осознавая, что перед ними – женщина с чувством собственного достоинства. Хиджаб обладает манящей, непередаваемой в словах притягательностью, к сожалению, пока для многих необъяснимой и непостижимой.