Мода против скромности
Когда Назма Кхан поднялась на трибуну, переполненная людьми комната затихла. Ее утонченное лицо обрамлял яркий узорчатый шелковый шарф, обмотанный вокруг головы и шеи. Мы все придвинулись ближе, чтобы лучше слышать ее мягкий, вибрирующий голос. Ее история начинается с поездки из Бангладеш в Штаты в 11 лет, где она оказывается единственным ребенком в школе в Бронксе, который носит хиджаб (вуаль или шарф, который носят мусульманки, достигшие половозрелого возраста, для того, что покрыть голову и грудь). На протяжении всей учебы в средней и старшей школе не было ни дня, чтобы сверстники не мучили ее, на нее плевали, обзывали и непрерывно допрашивали, почему она носит хиджаб. Испытания достигли своего пика, когда она начала свою учебу в Сити-колледж в Нью-Йорке после 9/11. В то нелегкое время было много тех, кто настороженно и с опаской относился к мусульманам, ее же хиджаб был мишенью насмешек и подозрений.
«Я чувствовала себя преступницей», сказала она, «так, словно была ответственна за 9/11 и должна была принести свои извинения перед всеми». Верная своим религиозным убеждениям Кхан, отмахнувшись от жестоких комментариев и ненавистных взглядов, продолжила носить хиджаб.
Сейчас ей тридцать; Кхан рассказывает свою историю для группы студентов на встрече Мусульманской Студенческой Ассоциации в колледже Квинсборо Коммьюнити. Комната наполнена в первую очередь мусульманскими студентами, многие из которых в хиджабах. Можно заметить, как слушающие кивают в знак одобрения, когда она говорит. Студенты, многие из которых иммигранты, испытали то же, что и она, те же осуждающие взгляды и ранящие комментарии. Это общая боль, но и общее чувство гордости. Она завершает свою речь, комната взрывается бурными аплодисментами.
Многие немусульмане ассоциируют этот религиозный головной убор с угнетением и дискриминацией. Почему мусульманки носят хиджаб? Часто описываемое как олицетворение скромности, надлежащего поведения и достоинства, ношение вуали имеет древнюю историю; Среднеассирийские законы ссылаются на случай 2700 лет назад, когда было приказано найти и наказать проститутку или рабыню, надевающую вуаль неподобающим образом. Такого рода случаи описаны и в текстах Византийской и Греко-римской империй.
Впервые Кхан начала носить хиджаб в возрасте 11 лет. Она очень хотела быть покрытой и выглядеть женственно, как и ее мама, тети и остальные женщины в ее окружении. «Когда я надеваю хиджаб, меня оценивают не за внешнюю красоту, а за характер и интеллект», говорит Кхан. «Это истинная свобода. И для меня это женственность».
Кхан утверждает, что надеть хиджаб – полностью ее выбор. «Многие женщины в моей семье носят хиджаб, все же больше тех, кто не носит. Вот и пришло мое время принять решение», говорит она. «Никто не говорил мне надеть его».
В первое время она пыталась действовать в одиночку. «Маме я ничего не говорила, просто взяла и надела. Все, что я помню – это то, как я завернула им себя. Со временем, надевая его, мне открылось истинное значение хиджаба, это не просто кусочек одежды, а образ жизни».
Однако, как и большинство мусульманок, живущих в немусульманских странах, Кхан поняла, что людям вокруг нее было трудно принять ее неповторимый облик.
«В средней школе меня дразнили, называя ниндзя или Бэтман», она произносит это с нескрываемой болью. «Они были готовы приклеить жвачку на мой хиджаб». Ей пришлось нелегко в предподростковый период, который труден даже для конформистов. И пока она оставалась верна своим убеждениям, ее младшая сестра не смогла больше выдерживать давления сверстников. «Она не носила хиджаб 2 года», – говорит Кхан. Она поняла сестру и с уважением отнеслась к ее решению. Что касается родителей, то «Сначала они были слегка разочарованы, но позже просто позволили ей жить своей жизнью. Они любили и поддерживали сестру, не обращая внимания ни на что».
Однажды Кхан подумала, что и ей, возможно, не нужно больше надевать хиджаб: «Я сняла его на один день и почувствовала себя обнаженной». Именно этот день без хиджаба дал ей понять, что она действительно хочет его носить.
«Когда я ношу его, я ощущаю цельность и умиротворенность, – говорит Кхан. – Хиджаб дает мне чувство защищенности, уважения, уникальности. Он дарит мне душевный покой от знания, что я подчиняюсь воле Создателя. Я думаю только в послушании Творцу можно обрести спокойствие». В конце концов, ее сестра снова надела хиджаб по своей воле.
После окончания колледжа, где она изучала биологию и прошла курс для будущих студентов-медиков, Кхан решила начать карьеру в абсолютно другой области. В 2010 она запустила онлайн-проект Stunning Hijab, Corp. по продаже специально создаваемых хиджабов, действующий под девизом «Сокрытая. Согласная. Уверенная». Ее хиджабы ярких цветов, с современными узорами, из облегченных тканей – большой шаг в сторону от традиционной темной и тяжелой одежды, с которой многие склонны ассоциировать хиджаб. У Кхан также есть цель, не имеющая отношения к объемам продаж. Часть выручки от каждой продажи жертвуется в местную мусульманскую организацию. «Я делала взносы в пользу Мусульманского центра Бронкса, – говорит Кхан. – При всеобщей поддержке я смогла предотвратить продажу мечети за неуплату аренды». Но она отмахивается от этого благородного поступка: «Жертвуя, ничего не теряешь».
В дополнение к каталогу товаров она добавила на сайт познавательный раздел о хиджабе со статьями «Мода против скромности», «Мы не в подчинении у мужчин», «Польза хиджаба для здоровья». Последняя рассказывает о защите от вредных ультрафиолетовых лучей, которые могут привести к раку, о тепловом воздействии, о том, как уберечься от холодной погоды, о покрывании волос в гигиенических целях.
Когда бизнес начал расти, Кхан начала получать электронные письма, в которых женщины, носящие хиджаб, делились собственным опытом, рассказывая об осуждении и ненависти по отношению к ним и выражая беспокойство, что из-за внешнего вида они не могут найти работу. Этот страх возникает не на пустом месте. Одно из самых громких разбирательств США в 2010 году – по иску мусульманки Хани Кхан, уволенной из магазина одежды в городе Сан-Матео штата Калифорния за отказ снимать хиджаб в рабочее время. Недавно компания была признана виновной в дискриминации на рабочем месте. В США и ранее сообщалось об увольнениях из-за хиджаба, а в некоторых странах его ношение запрещено на рабочих местах, школах и государственных учреждениях.
Кхан чувствовала, что должна сделать что-то в поддержку этих женщин. В 2011 году она придумала способ, как дать немусульманкам ощутить, каково это – носить хиджаб. Она объявила день, в который всех женщин на свете призывает покрыться и испытать хиджаб на себе. Первый Всемирный день хиджаба прошел 1 февраля 2011 года.
Перевод Раушания Гафиева