Семья

Отцы и дочери

CPiKnO8c3bIЦелью сотворения людей, мужчин и женщин, является познание Аллаха и поклонение Ему. Всевышний Аллах создал мужчин и женщин отличающимися друг от друга с психологической и физиологической точек зрения. Они различаются также по обязанностям и ответственности. Для обретения счастья и покоя и мужчина, и женщина должны реализовывать свою жизнь и поступать соответственно их природе. Мужчина в ответе перед Аллахом за духовное и материальное состояние своих близких: родителей, семьи. Он должен стойко переносить жизненные трудности. Средствами для достижения женщиной — женой, матерью, дочерью высших степеней в служении Аллаху являются благочестие, праведность. Рождение ребенка – подарок Аллаха. Воспитание сыновей и дочерей искренне и осознанно верующими людьми является способом поклонение Всевышнему.

Арабы периода невежества (джахилийи) полагали, что женщина достойна самого низкого положения в обществе. Судьбу дочери мог единолично решать отец. Достаточно было договориться с ним о цене, чтобы жениться на его дочери. Арабская женщина, жившая в таких бесчеловечных условиях, превращалась в самое униженное создание. Женщина, рожавшая девочек, была презираема. Муж мог поступать с ней, как заблагорассудится, не рискуя подвергнуться осуждению, так как рождение девочки считалось позором не только для матери, но и для него. Одной из самых страшных традиций того времени было предание новорожденных ж земле. Только так мужчина снимал с себя позор. Нередко даже девочек-подростков отец сбрасывал в заранее вырытую в пустыне яму и, наскоро засыпав землей, быстро удалялся, чтобы не слышать голоса своего ребенка, молящего о милосердии. Традиция эта называлась «Ва’д». Один из несчастных, умертвивший таким образом восьмерых дочерей, впоследствии, раскаиваясь, рассказал об этом высокочтимому Пророку (ﷺ).

Всевышний в 58-м и 59-м аятах суры «Нахл» сообщает о том, как воспринималось рождение дочери в эпоху невежества: «Когда одного из них обрадуют дочерью, лицо его делается черным, и он удручен. Он скрывается от своего народа из-за горечи того, чем обрадован: оставить ли ее рядом, чувствуя унижение, или сокрыть ее в земле? Посмотрите, насколько плохи их рассуждения».

В Исламе огромное значение уделено дочерям, и были установлены определенные принципы их защиты: «Когда в отношении зарытой живьем (дочери) будет спрошено, за какой грех она была убита…» (Сура «Таквир», 81:8-9). С появлением Ислама в обществе, где господствовали такие воззрения, женщина обрела исключительные права и положение как человек, дочь, супруга и мать.

 

Послушание

В Исламе на втором месте по важности после послушания Аллаху и Его Посланнику (ﷺ) идет послушание матери и отцу. И это послушание обязательно. Даже если в некоторых источниках и говорится, что «после покорности Аллаху идет покорность родителям», то не имеется в виду, что покорность и послушание Его Посланнику не играет роли, так как с точки зрения вероучения Ислама, и права, и этики, в рамках проявления покорности Аллаху, присутствует и покорность Его Посланнику.

Покорность и послушание родителям должны быть безоговорочными и беспрекословными. Лишь исходя из повеления «нет послушания сотворенному в ослушании Творцу», нельзя исполнять приказы родителей, направленные против Аллаха и Его Посланника и побуждающие к запрещенному. Несмотря на это, отношение к родителям должно оставаться в рамках благовоспитанности и приличия. Если это возможно, то в сложных ситуациях им говорят правду, если же атмосфера не подходит для этого, то следует молчать, но сердцем нельзя соглашаться с их ошибками.

Молитвы, и проклятия родителей в отношении своих детей принимаются Всевышним. Поэтому дети воспринимают проявление покорности и уважения к родителям как часть проявления покорности, уважения и возвеличивания Аллаха. Они верят, что достичь довольства Аллаха и обрести рай возможно, лишь достигнув довольства родителей.

 

Право на брак

Возможность видеть друг друга, разговаривать в разрешенных условиях — естественное право каждого из будущих супругов. Вступая в брак, женщина свободно руководствуется своим выбором, и никто не может заставить ее идти против своей воли. Айша (р.а.) рассказывает о действиях Посланника Аллаха (ﷺ) в отношении девушки, которую насильно выдали замуж: «Дочь ансара Хидама — Ханса пришла к Айше и пожаловалась: «Мой отец, чтобы приумножить благородство семьи, выдал меня замуж за своего племянника. Я же не хочу этого брака». Айша ответила: «Жди прихода Посланника Аллаха». После прихода Посланника Аллаха (с.а.в.) Айша рассказала ему о случившемся. Пророк позвал отца девушки и настоял на праве девушки самой выбирать будущего супруга. На это девушка сказала следующее: «О Посланник Аллаха! Я согласилась на брак, о котором договорился отец. Я лишь желала показать, что у отцов нет такого права над дочерьми в браке».

Ислам придает большое значение воспитанию дочерей и их образованию: «Человек не может предстать перед Аллахом с большим грехом, чем невежество членов его семьи».

 

Место дочерей в Исламе 

В Исламе превозносится благодетель дочерей. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Каждый, у кого будет дочь, и он будет воспитывать ее и будет делать это хорошо, будет кормить ее и будет делать это хорошо, и при этом будет щедро наделять ее дарами, ниспосланными ему Всевышним Аллахом, то дочь станет средством, которое поможет ему обрести изобилие, спастись от ада и вступить в рай». В другом хадисе говорится: «У кого будет две сестры или две дочери, и он сможет обеспечить им достойное существование, с тем я буду вместе в раю». «Кто пойдет на рынок мусульман, приобретет там что-либо, придет домой и при раздаче покупок детям предпочтет мальчикам девочек, на того Аллах обратит свою милость. На кого же Он обратит свою милость, того Он не накажет». Также Посланник Аллаха (ﷺ) казал: «У кого три дочери и кто будет ухаживать за ними, кормить и одевать, тот обязательно заслужит рай». Ислам восхваляет тех, кто проявляет милосердие к своим дочерям, и за это им обещан рай. Так, Посланник Аллаха (ﷺ) очень любил свою внучку, дочь Зайнаб — Умаму, обнимал ее и даже позволял ей во время намаза взбираться себе на спину (Ибн Сад. Табакат). Пророк играл со своей приемной дочерью Зайнаб б. Аби Салама и, шутя, плескал ей в лицо водой.

 

Дочь Пророка () Фатима 

Сыновья Посланника Аллаха (ﷺ) умирали. Четвертой родилась дочь, Фатима. Как только неверующие услышали об этом, то стали надсмехаться над нашим Пророком (с.а.в.) и прозвали его «абтар» (тот, чей род прервался). На это была ниспослана сура «Каусар». «Каусар» означает «неисчерпаемый источник». По преданию, под этим неисчерпаемым источником подразумевалась Фатыма. То, что она продолжила род Посланника Аллаха (ﷺ), есть также свидетельство ее величия.

Фатима родилась в Мекке за три месяца до начала пророческой миссии нашего Пророка (ﷺ). Пророк (ﷺ) очень любил Фатиму. Когда он ходил по улицам Мекки и призывал людей к Исламу, он брал с собой и Фатиму (р.а.). Айша рассказывала о ней следующее: «Я не видела никого, кто бы так походил на Посланника Аллаха характером и внешним видом, этикой и прекрасным нравом, природой и поведением, как Фатима. Когда Фатима приходила к Правителю миров, Посланник Аллаха (ﷺ) встречал ее стоя и уступал ей свою подушку, на которой сидел. Когда же Посланник Аллаха шел к Фатиме, она встречала его стоя, с уважением целовала ему руки и сажала его на свое место» (Тирмизи).

В то время, когда мусульмане  переживали в Медине материальные трудности, Фатима после намаза обратилась за помощью к Пророку (ﷺ), попросив его выделить для нее немного дополнительно еды.  Посланник Аллаха (ﷺ) возразил ей, сказав, что не может этого сделать. Он  показал  на  десятки голодных мусульман, находившихся  в еще более тяжелых условиях, у которых пищи не было вообще и  научил  Фатиму тасбих-намазу.  Духовные ценности для мусульманина не менее важны, чем материальная пища.   Фатиме была оказана такая большая честь, как продолжить благословенный род Посланника Аллаха (ﷺ). Род нашего Пророка (ﷺ) продолжили дети Фатимы — Хасан и Хусейн. Фатима ушла из этого мира в 11-м году по хиджре. Рассказывают, что незадолго до смерти она совершила полное омовение, облачилась в чистые одежды и сказала мужу – Али: «Отнеси меня, чтобы не коснулась ничья рука, кроме твоей, и похорони меня на кладбище Баки».

 

Право наследования

Часто темой споров является вопрос права сестры на меньшую долю в наследстве по сравнению с ее братьями. У народов, исповедующих другие религии, наследство также переходило к сыновьям. Только в исключительных случаях, при отсутствии наследников-мужчин, право наследования могло распространяться  на дочерей. У арабов эпохи невежества, до Ислама, маленькие дети и женщины не могли быть наследниками. Религия Ислам с помощью аята о наследстве в суре «Ниса» наделила маленьких детей и женщин правом наследования и спасла их от великой несправедливости. Как передает Ибн Маджа, во времена Пророка жена Са’да б. Раби, погибшего за веру в битве при Ухуде, пришла с двумя дочерьми к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и пожаловалась: «О Посланник Аллаха, это — дочери Са’да. Их отец пал во имя веры в битве при Ухуде. Сейчас же их дяди забрали все имущество моего мужа и им ничего не оставили. Между тем, эти девочки не смогут выйти замуж без приданого». Пророк (ﷺ) ответил: «Аллах сообщит о своем повелении по этому вопросу». На это был ниспослан аят о наследстве. Когда был ниспослан этот Аят, устанавливающий право на наследство, люди удивились: наследниками становились женщины и маленькие дети.

Так Ислам разрушает ложные воззрения и совершает переворот в сознании людей:  Всевышний Аллах абсолютно справедлив к своим слугам. Немыслимо, чтобы Он совершил несправедливость в отношении какого-либо из своих слуг, женщины или мужчины. Все ниспосланные  Им повеления, установленные  Им правила и законы служат для того, чтобы направить человека по пути, соответствующему его природе, помочь человеку обрести покой и счастье в земной жизни. В этом выражается Его бесконечная милость.

 

Автор Али Хайдаров

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика