Знания

Великая битва при Бадре

В благословенный месяц рамадан произошло несколько событий, которые были  вписаны в   историю  ислама золотыми  буквами.  Одним   из  таких событий была великая битва при Бадре i, когда Всевышний Аллах одарил мусульман победой над язычниками. Тот благословенный день Всевышний назвал Днем различения ii, потому что люди смогли ясно отличить истину от лжи, а прямой путь – от заблуждения.

Эта битва состоялась в рамадане 2 г.х. Причиной этого сражения стало возвращение из  Шама торгового  каравана  курейшитов  во  главе  с Абу Суфьяном.

По пути из Мекки в Шам каравану удалось ускользнуть от Пророка, да благословит  его   Аллах   и  приветствует.  Когда  же  подошло   время  его возвращения обратно в Мекку, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил Тальху б. Убейдуллаха и Саида б. Зайда на север для сбора сведений о нем. Они добрались до аль-Хауры и оставались там, пока мимо не прошел этот караван, в котором находился Абу Суфьян, после чего поспешили в Медину и обо всем сообщили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В  караване,  состоявшем   из   тысячи  нагруженных   товарами  верблюдов, находились   огромные   богатства   мекканцев.   Стоимость   этих   товаров составляла не менее пятидесяти тысяч динаров золотом, а охрану каравана несли около сорока человек.

Воинам Медины представился удобнейший случай нанести сокрушительный военный, политический и экономический удар по язычникам в случае, если бы   те   лишились   этих   богатств.   В   то   время   между   мусульманами   и язычниками   Мекки   не   было   мирного   договора,   и   богатые   мекканцы причиняли  немало  страданий  беззащитным  последователям  Пророка,  да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к мусульманам с такими словами: «Это – караван курейшитов, который везет их богатства, идите же к нему, и, может быть, Аллах дарует вам победу!»

Пророк, да благословит его Аллах  и приветствует, никого не заставлял выступать в этот поход, оставив все на усмотрение самих воинов, так как он не  ожидал,  что   вместо   каравана  ему  придется  встретиться  с  войском мекканцев и вступить с ними в кровопролитное сражение. По этой причине многие   сподвижники   остались   в   Медине,   и   посланник   Аллаха,   да благословит его Аллах и приветствует, ничего не имел против этого.

Вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход были готовы выступить более трехсот десяти воинов, в том числе восемьдесят с лишним мухаджиров, шестьдесят один человек из племени аус и сто семьдесят хазраджитов. Они не придавали большого значения этому походу и не были полностью готовы к нему. У мусульман было только две лошади, одна из которых принадлежала аз-Зубайру б. аль-Авваму, а другая – аль-Микдаду б. аль-Асваду аль-Кинди, а также семьдесят верблюдов, на которых по очереди ехало двое или трое всадников. Одного верблюда на троих   имели   также   посланник   Аллаха,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует, Али и Марсад б. Абу Марсад аль-Ганави.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь во главе этого неподготовленного войска. Абу Суфьян, который был старшим   в   караване   мекканцев,   предпринимал   все   возможные   меры предосторожности. Он знал, что  дорога на Мекку небезопасна, старался разузнавать новости, расспрашивал каждого встречного  всадника, и уже скоро разведчики доложили ему, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поднял своих сподвижников для нападения на караван.

Тогда Абу Суфьян нанял Дамдама б. Амра аль-Гифари и послал его в Мекку, чтобы курейшиты пришли на помощь своему каравану и защитили его от Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников.

Дамдам добрался до Мекки, остановился у  Каабы и принялся кричать, приподнявшись   в   стременах,   а   потом   отрезал   нос   своему   верблюду, перевернул его седло, разодрал на себе рубаху и закричал: «О курейшиты, беда, беда! На Абу Суфьяна, который присматривает за вашим имуществом, напал Мухаммад со своими друзьями, и я думаю, что вам туда не успеть! На помощь, на помощь!»

Мекканцы быстро осуществили все необходимые приготовления, и в Мекке не осталось никого из представителей знати, кроме Абу Лахаба, пославшего вместо себя своего  должника. Кроме  того,  мекканцы призвали себе на помощь жившие поблизости от Мекки племена, и в городе не осталось ни одного   курейшитского   рода,  за  исключением   рода  бану  ади,  ни  один представитель которого не принял участия в этом походе.

Основу  мекканского  войска  в  начале  похода составляли  около  тысячи трехсот бойцов. Среди них было сто всадников, шестьсот человек имели доспехи и они вели с собой  множество  верблюдов, точное  количество которых неизвестно. Общее руководство  этим войском осуществлял Абу Джахль б. Хишам, а его снабжением занимались девять знатных курейшитов, ежедневно забивавших на мясо девять или десять верблюдов.

Однако, собрав войско в поход, курейшиты вспомнили о своей былой вражде и столкновениях  с племенами бану  бакр, побоявшись, что  эти племена нанесут им удар сзади, и они окажутся между двух огней. Эти соображения чуть было не удержали их от похода, однако в этот момент перед ними предстал Иблис, принявший облик Сураки б. Малика аль-Мудлиджи, вождя племени бану  кинана, который сказал им:  «Я позабочусь о том, чтобы кинаниты не напали на вас сзади и ничего дурного вам не сделали!»

После этого мекканцы покинули свои дома, о чем Аллах Всевышний сказал так: «Не уподобляйтесь тем, которые горделиво вышли из своих домов, показывая себя перед людьми, и сбивали других с пути Аллаха» (аль-Анфаль, 47).

Курейшиты очень быстро двигались на север по направлению к Бадру. Они прошли через вади Усфан, потом миновали Кудайд, а потом – аль-Джухфу, где получили новое послание от Абу Суфьяна, в котором он писал им: «Вы выступили в путь, чтобы защитить ваш караван, ваших людей и ваши богатства, но все это уже уберег Аллах, возвращайтесь же обратно».

Дело было в том, что Абу Суфьян шел по главной дороге, но стал уделять намного больше внимания разведке. Приблизившись к Бадру, он выдвинулся вперед, оставив караван позади себя, встретил на дороге Маджди б. Амра и стал расспрашивать его о войске Медины. Тот сказал: «Я не видел ничего подозрительного, если не считать двух всадников, которые остановились у этого холма, наполнили водой свой бурдюк, а потом уехали». Тогда Абу Суфьян бросился к тому месту, где они остановились, взял верблюжий помет и раскрошил его. Обнаружив в нем косточки, он воскликнул: «Клянусь Аллахом, такой корм дают только в Йасрибе!» После этого он поспешно вернулся к каравану и повел его на запад в сторону побережья Красного моря,   оставив   главную   дорогу,   которая  проходила  через   Бадр,   слева, благодаря чему спас караван от воинов Медины. После этого он отправил мекканцам послание, которое они получили в аль-Джухфе.

Получив его, мекканцы захотели вернуться обратно, однако Абу Джахль поднялся со своего места и сказал: «Клянусь Аллахом, мы не вернемся, пока не достигнем Бадра, где проведем три дня, заколем верблюдов, будем есть и пить вино, а певицы станут петь нам песни, и тогда мы прославимся среди арабов, которые узнают о нашем походе и нашем войске и всегда будут нас бояться!»

Несмотря на это, аль-Ахнас б. Шурейк посоветовал вернуться, однако люди не прислушались к его словам. В конце концов, сам он и люди из рода бану зухра вернулись обратно. Вернуться хотели и хашимиты, однако Абу Джахль сумел оказать на них давление. Таким образом, после возвращения зухритов обратно в Мекку войско язычников в составе тысячи бойцов продолжило свой путь к Бадру и остановилось за песчаным холмом в месте под названием аль-Удват аль-Кусва, неподалеку от Бадра.

Разведка мединцев доложила посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который все еще был в пути и находился в долине Зафран, сведения о караване и силах мекканцев. Обдумав полученное донесение, Пророк, да благословит его  Аллах  и приветствует, убедился в том, что кровопролитное столкновение неизбежно и что от мусульман потребуется проявить мужество и отвагу. С учетом опасного развития событий посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собрал высший военный совет, обрисовал создавшееся положение и обменялся мнениями с простыми воинами   и   командирами.   В   этот   момент   сердца   некоторых   людей заколебались, и они испугались боя. Всевышний сказал о них: «Таким же образом твой Господь побудил  тебя выйти из дома  (в направлении Бадра) ради истины, хотя некоторые из верующих не хотели этого. Они препирались с тобой относительно истины после того, как она стала очевидна, словно их вели на смерть, и они наблюдали за этим»  (аль-Анфаль, 5-6).

Но тут Абу Бакр поднялся со своего места и сказал добрые слова, потом так же поступил  Умар  б. аль-Хаттаб. После них встал аль-Микдад б. Амр, который сказал:  «О посланник Аллаха  продолжай делать то, на что указал тебе Аллах, а мы будем с тобой. Клянемся Аллахом, мы  не скажем тебе того, что израильтяне сказали Мусе: «Ступай и сражайся вместе со своим Господом, мы же посидим здесь» (аль-Маида, 24). Мы говорим: «Ступай и сражайся вместе со своим Господом, и мы будем сражаться вместе с вами!» Клянусь Тем, Кто отправил тебя с истиной, если бы ты повел нас на Барк аль-Гимад  iii, мы и тогда бы пошли за тобой, пока  не достигли бы  его!»  Выслушав аль-Микдада, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему добрые слова и благословил его.

Выслушав трех командиров из числа мухаджиров, посланник Аллаха, да благословит его Аллах  и приветствует, сказал:  «Дайте же мне совет, люди».  Он   имел  в   виду  ансаров,   и   это   понял  их   предводитель   и знаменосец  Саад  б.  Муаз,  который  сказал:  «Ты,  как мне  кажется, обращаешься к нам, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Да». Тогда Саад  сказал: «Мы уверовали в тебя и поверили тебе, засвидетельствовали то, что ты принес истину, и дали тебе клятвы и обещания, что будем слушать и  повиноваться тебе. Делай же, что  хочешь, о посланник Аллаха, и, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты приведешь нас к морю, и сам войдешь в него, мы войдем в него вместе с тобой, и никто из нас не останется позади! И мы не боимся того, что завтра ты поведешь нас на врага, ибо мы стойки на войне и надежны в бою, и, может быть, Аллах даст тебе увидеть от нас то, что порадует тебя. Веди же нас с благословения Аллаха!» Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовали слова и готовность Сада, и он сказал: «Идите и радуйтесь, ибо Аллах пообещал мне одно из двух iv, и, клянусь Аллахом, сейчас я будто воочию вижу этих людей поверженными на поле боя!»

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, покинул Зафран и двинулся по горным перевалам, которые носят название аль-Асафир, откуда спустился к месту под названием ад-Дийа, обойдя справа большой песчаный холм аль-Ханнан, а затем остановился неподалеку от Бадра.

В ту ночь Всемогущий и Великий Аллах ниспослал сильный дождь, который помешал язычникам выдвинуться вперед. Для мусульман же выпал лишь моросящий дождик, которым Аллах очистил их и удалил от них скверну сатаны. Кроме того, дождь уплотнил им песок, благодаря чему они могли стоять на твердой земле и лучше подготовить свои позиции.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим войском двинулся в путь, чтобы достичь колодцев Бадра, прежде чем это успеют сделать язычники, и помешать им подойти к ним.

Вечером он остановился у ближайшего из этих колодцев, где аль-Хубаб б. аль-Мунзир, хорошо разбиравшийся в военном деле, спросил: «О посланник Аллаха, скажи мне, ты занял эти позиции, с которых мы не можем ни наступать, ни отступать, по велению Аллаха или же это твое мнение и военная хитрость?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Таково мое мнение, и это – военная хитрость». Аль-Хубаб сказал: «О посланник Аллаха, если так, то эта позиция не подходит. Лучше подними людей, и давай подойдем к самому близкому колодцу от  курейшитов и остановимся там. Мы засыпаем все колодцы позади нас, а  там выкопаем водоем и наполним его водой, и когда мы будем сражаться с этими людьми, мы сможем пить, а они – нет». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты дал правильный совет!» После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял воинов, привел их к самому близкому колодцу от врага и оставался там до середины ночи, а потом мусульмане стали рыть водоем и засыпать все другие колодцы.

После того как мусульмане заняли позиции у источника воды, Саад б. Муаз предложил посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы мусульмане построили для него командный пункт на случай всяких непредвиденных обстоятельств и возможного поражения. Он сказал:  «О посланник Аллаха, не построить ли нам для тебя навес, где ты будешь находиться? Мы приготовим для тебя твоих верховых верблюдов, а  потом встретим врага, и если Аллах поможет нам победить, случится то, чего мы желаем, если же произойдет нечто иное, ты воспользуешься своими верблюдами и вернешься к нашим соплеменникам, ибо за тобой остались люди, которые любят тебя не меньше, чем мы, и если бы они знали, что тебе придется сражаться, то не отстали бы от тебя! И Аллах защитит тебя ими, а они будут давать тебе добрые советы и сражаться вместе с тобой».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поблагодарил его и призвал на него благословение, а потом мусульмане построили для него на   возвышенности,   которая   находится   к   северо-востоку   от  поля   боя, укрепление, откуда он наблюдал за сражением.

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, занялся распределением своих сил. Он пошел на поле боя и стал показывать людям, где они будут сражаться, говоря: «Завтра здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах, а здесь будет убит такой-то, если захочет Аллах».  Оставшуюся часть ночи посланник  Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, провел в молитве, а мусульмане, сердца которых ощутили  уверенность,  спокойно  заснули.  Всевышний  по   этому   поводу сказал: «Вот Он наслал на вас дремоту, чтобы вы почувствовали себя в безопасности, и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить c вас скверну дьявола, чтобы сделать ваши сердца стойкими и утвердить этим ваши стопы» (аль-Анфаль, 11).

Это была ночь пятницы, семнадцатого рамадана 2 г.х., а Медину Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, покинул восьмого или двенадцатого числа этого же месяца.

Утром язычники выдвинулись вперед, и противники встретились лицом к лицу. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О   Аллах,   вот   курейшиты,   явившиеся   со   своим   высокомерием   и гордыней,   чтобы   сражаться   с   Тобой   и   обвинять   во   лжи   Твоего посланника! О Аллах, окажи мне обещанную Тобой помощь! О Аллах, согни их этим утром!»

Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стал выравнивать ряды мусульман. Он отдал своим воинам приказ не вступать в бой, пока они не получат от него последней команды на это, а потом дал наставление относительно ведения боя, сказав: «Если они будут одолевать вас  числом,   стреляйте  в  них  из   луков,   но  берегите   стрелы   и  не обнажайте мечей, пока они не нападут на вас непосредственно». После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с Абу Бакром вернулся под свой навес, а Саад б. Муаз во главе отряда охраны занял подходы к нему.

Что же касается язычников, то Абу Джахль начал этот день с обращения к Аллаху с мольбой: «О Аллах, согни этим утром того из нас, кто больше порывал связи со своими родственниками и кто привел нас к тому, чего мы не знаем! О Аллах, помоги сегодня тем из нас, кого Ты любишь больше и кто больше угоден Тебе!» Об этом Аллах Всевышний ниспослал слова: «Если вы (неверующие) просили вынести приговор, то приговор уже явился к вам. Если вы прекратите, то так будет лучше для вас. Но если вы возобновите, то  и Мы возобновим (если вы  вновь станете сражаться против верующих, то Мы вновь нанесем вам поражение), и ваш   отряд   не   принесет   вам   никакой   пользы,   даже   если   будет многочисленным. Воистину, Аллах – с верующими» (аль-Анфаль, 19).

Бой   начал   аль-Асвад   б.   Абд   аль-Асад   аль-Махзуми,   отличавшийся злобностью и дурным нравом, который вышел вперед и закричал:  «Даю обет Аллаху, что обязательно напьюсь из вашего водоема, или разрушу его, или умру ради этого!»  К нему вышел Хамза б. Абд аль-Мутталиб, отрубивший ему ногу до середины голени. Сначала аль-Асвад упал на спину, и из его раны хлынула кровь, которая потекла в сторону его товарищей, а потом он пополз к водоему, чтобы броситься туда и выполнить свою клятву, но Хамза помешал ему и нанес еще один удар, настигший его, когда тот уже упал в воду.

Этот поединок и положил начало сражению. После этого вперед вышли являвшиеся членами одной семьи Утба б. Рабиа, его брат Шейба б. Рабиа и аль-Валид   б.   Утба,   которые   были   лучшими   всадниками   курейшитов.

Отделившись от общего строя, они вызвали противника на поединок, и к ним вышли трое молодых ансаров – братья Ауф б. аль-Харис и Муаз б. аль-Харис, матерью которых была Афра, а также Абдуллах б. Раваха. Мекканцы спросили: «Кто вы?» Они ответили: «Мы из числа ансаров». Мекканцы сказали: «Вы равны нам, и вы – уважаемые люди, но нам нужны не вы. Мы хотим  сразиться с сыновьями нашего  дяди!» После этого  один из них закричал: «Мухаммад, пусть к нам выйдут равные нам из числа наших соплеменников».   Посланник   Аллаха,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует, сказал: «Вставай, Убейда б. аль-Харис, вставай, Али, вставай, Хамза!» Когда они приблизились к ним, мекканцы спросили: «Кто вы?» Они ответили им, и те сказали: «Вы равны нам, и вы – уважаемые люди». Тогда Убейда стал сражаться с Утбой б. Рабиа, Хамза – с Шейбой, а Али – с аль-Валидом. v Хамза и Али сразу же зарубили своих противников, а Убейда и его противник нанесли по два удара и ранили друг друга, и тогда Али и Хамза напали на Утбу и убили его. Убейду, у которого была отрублена нога, унесли с поля боя, и он умер в ас-Сафре, не приходя в сознание и не сказав ни слова, спустя четыре или пять дней после битвы, когда мусульмане возвращались в Медину.

Впоследствии Али клялся, что нижеследующий аят был ниспослан о них: «Вот две тяжущиеся группы, которые препирались относительно своего Господа. Для тех, которые не уверовали, выкроят одеяния из Огня, а на головы им будут лить кипяток» (аль-Хаджж, 19).

Тем временем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который вернулся под навес после выравнивания рядов, взывал к своему Господу, умоляя Его выполнить Его обещание и помочь им. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «О Аллах, выполни то, что Ты обещал мне!  О Аллах, заклинаю Тебя обещанием Твоим!»  Когда сражение уже было в самом разгаре, он сказал: «О Аллах, если сегодня эти люди будут уничтожены, некому будет поклоняться Тебе! О Аллах, если Ты пожелаешь, после этого дня никто не будет поклоняться Тебе!» Он так горячо обращался с мольбами к Аллаху, что с его плеч упала накидка, а Абу Бакр снова надел ее на него и сказал: «Довольно, о посланник Аллаха, ты и так уже проявил настойчивость в мольбах к твоему Господу!»

Тогда Аллах Всевышний ниспослал Своим ангелам откровение: «Я – с вами. Укрепите тех,  которые уверовали!  Я же вселю ужас  в сердца  тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы»  (аль-Анфаль, 12).

Посланнику же, да благословит его Аллах и приветствует, было ниспослано другое откровение: «Я помогу вам тысячью ангелов, следующих друг за другом»  (аль-Анфаль, 9). Это означало, что они будут приходить один за другим, а не явятся все сразу.

Посланник Аллаха, да  благословит его  Аллах  и приветствует, немного вздремнул, а потом поднял голову и сказал: «Радуйся, Абу Бакр, явилась к тебе помощь Аллаха! Вот Джибрил весь в пыли ведет своего коня за повод!»

Потом он вышел из своего укрытия и сказал: «Эта группа будет разбита, и они обратятся вспять!» (аль-Камар, 45). После этого он взял горсть мелких камешков, повернулся в сторону курейшитов и сказал: «Да исказятся их лица!» Затем он бросил камешки им в лица, и каждому из них они попали либо в глаз, либо в нос, либо в рот, о чем Аллах Всевышний ниспослал следующий аят:  «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил» (аль-Анфаль, 17).

Затем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отдал своим воинам приказ перейти в наступление. К тому времени атаки курейшитов были уже не  такими  яростными,  и  пыл   их   угас.  Этот  мудрый  план  во   многом содействовал   укреплению   позиций   мусульман,   которые   только   начали проявлять свою активность.

Мы уже упоминали о том, что Иблис явился к курейшитам в образе Сураки б. Малика аль-Мудлиджи, и с тех пор не покидал их. Когда же он увидел, что делают с язычниками ангелы, то побежал. В него вцепился аль-Харис б. Хишам, принявший его за Сураку. Иблис ударил его в грудь и отбросил в сторону, а потом бросился в бегство. Язычники закричали ему вслед: «Куда же ты, Сурака? Разве ты не говорил, что будешь поддерживать нас и не расстанешься с нами?» В ответ он сказал: «Поистине, вижу я то, чего не видите вы, и я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании!» Потом он убежал и бросился в море.

Ряды язычников стали приходить в расстройство  и появились признаки близкого разгрома. Они стали слабеть, не выдерживая настойчивых атак мусульман, и вскоре толпы мекканцев обратились в беспорядочное бегство, а мусульмане преследовали беглецов, захватывая некоторых курейшитов в плен, а некоторых убивая.

Сражение закончилось сокрушительным поражением язычников и явной победой мусульман. В этом бою пали мученической смертью четырнадцать мусульман: шесть мухаджиров и восемь ансаров.

Что же касается язычников, то они понесли очень тяжелые потери: семьдесят человек было убито и столько же взято в плен, причем по большей части это были их предводители и лучшие бойцы.

После завершения боя посланник Аллаха, да благословит его  Аллах  и приветствует, направился к убитым, встал рядом с ними и сказал: «Плохими соплеменниками были вы вашему Пророку. Вы обвинили меня во лжи, тогда как другие люди поверили мне, и вы оставили меня без помощи, тогда как другие помогли мне. Вы изгнали меня, а другие приютили».

В тот день по приказу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, тела двадцати четырех человек из числа предводителей курейшитов были брошены в один из грязных и высохших колодцев. Одержав победу над кем-либо, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно оставался на поле боя три дня. На третий день после битвы он велел оседлать свою верблюдицу,   после  чего   двинулся  в   путь,   а  за  ним   последовали   его сподвижники. Подъехав к краю колодца, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стал обращаться к убитым, называя их имена и имена их отцов: «О такой-то, сын такого-то, и такой-то, сын такого-то! Радовались бы вы сейчас, если бы покорились Аллаху и Его посланнику? Поистине, мы убедились, что обещанное нам Господом нашим – истина, а убедились ли вы, что  обещанное Господом  вашим  –  истина?!»  Умар   сказал: «О посланник Аллаха, почему ты обращаешься к телам, в которых нет душ?!»   На   это   посланник   Аллаха,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, они не хуже вас слышат то, что я говорю, но не могут ответить!»

Прибыв   в   Медину,   посланник   Аллаха,   да   благословит   его   Аллах   и приветствует, обратился к своим сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, эти люди являются нашими  родными  и двоюродными братьями  или состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, а, может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам».

После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:  «А  что   скажешь  ты,   о   Ибн   аль-Хаттаб?»   Умар  сказал: «Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и считаю, что ты должен дать мне свое позволение, чтобы я отрубил голову такому-то, – имея в виду своего родственника, – и что ты должен разрешить Али отрубить голову Акилу б. Абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению для язычников, тем более что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!»

Умар б. аль-Хаттаб сказал: «Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришлось по душе то, что сказал Абу Бакр, а не то, что сказал я, и он взял с них выкуп, а на следующее утро я пошел к Пророку, да  благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакру, и  увидел, что они плачут. Я сказал: «О посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Если я увижу, что есть из-за чего плакать и мне, я тоже стану плакать, а если нет, то просто поплачу вместе с вами». На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Причиной послужило то, что твои товарищи предложили мне взять с них выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию, и это видение было ближе ко мне, чем то дерево». Впоследствии   Умар   б.   аль-Хаттаб   рассказывал:  «На   следующий   год состоялась битва при Ухуде, и мусульмане были наказаны за то, что они взяли выкуп после битвы при Бадре. Семьдесят мусульман было убито, и сподвижники   Пророка,   да   благословит   его   Аллах  и  приветствует, сбежали от него, а у него был сломан передний зуб и разбит шлем на голове. По его лицу текла кровь, и тогда Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят:  «Когда  несчастье постигло  вас после  того, как вы причинили вдвое большее несчастье» (3:165). Они причинили себе вдвое большее несчастье, взяв выкуп».

По этому поводу Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах – Могущественный, Мудрый. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли» (аль-Анфаль, 67-

68).

Приняв совет Абу Бакра, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позволил язычникам выкупить свободу. Большинство из них заплатило   в   качестве   выкупа   от   одной   до   четырех   тысяч   дирхемов.

Некоторые получили свободу за то, что обучили грамоте детей мусульман. Некоторых посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отпустил при условии, что они подарят свободу мусульманам, находящимся у них в плену. Были и такие, которым он оказал милость, подарив им свободу без выкупа. Но самых  свирепых врагов ислама и мусульман посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, казнил.

Битва при Бадре стала показательным примером того, как малочисленный отряд   мусульман   побеждает   войско   противника,   превосходящее   его численностью и вооружением. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, одержали победу у колодцев Бадра только благодаря тому, что они стремились возвысить имя Аллаха, и если верующие будут следовать их примеру, терпеливо выполнять предписания религии, избегать ослушания и неповиновения, то они непременно добьются успеха как в этом мире, так и в Будущей Жизни.

Уроки благословенного месяца. Э.Кулиев, Абаскулиев Р.Ф.

Комментарии

i Эта и следующая глава написаны по материалам книги «Жизнь Пророка» шейха С.-Р. аль-Мубаракфури, перевод В. Нирша.

ii См. аль-Анфаль, 41.

iii   Барк  аль-Гимад –  название местности в  Йемене.  Другими словами, сподвижники выразили готовность следовать за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, хоть на край света.

iv Имеется в виду либо захват каравана курейшитов, либо победа в сражении с ними.

v   Так   сказано   в   сообщении   Ибн   Исхака,   что   же   касается   хадисов, приводимых Ахмадом и Абу Давудом, то в них говорится, что Убейда сражался с аль-Валидом, Али – с Шейбой, а Хамза – с Утбой.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика