Это интересно!

Лучшее время для дуга

Когда Великий и Могучий Аллах узаконил для Своих рабов дуа, воодушевил и побудил его делать, и из Своей милости и щедрости пообещал ответ на него, определил вместе с этим благодатные места и времена, а так же важный к соблюдению этикет, то тем самым установилась зависимость, между тем как будет принято дуа, и тем, насколько человек позаботился о том, чтобы собрать все упомянутые выше причины при совершении дуа.

Одним из благодатных временных промежутков, в который мусульманин может обращаться с дуа к Аллаху с наибольшей пользой — это предрассветное время, во время последней третьей части ночи. Сказал Всевышний Аллах:
«… и просят они прощения перед рассветом». Сура «Семейство Имрана», аят 17.
И сказал Всевышний: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». Сура «Рассеивающие», аяты 17 — 18.

Так же в достоверном хадисе от пророка, мир ему и благословение Аллаха, переданном по множеству цепочек передатчиков (мутаватир), подтверждено, что он сказал: «Наш Благодатный и Всевышний Господь спускается каждую ночь на нижайшее небо — и это в то время, когда остается последняя треть ночи — и говорит: “Кто станет взывать ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” Аль-Бухари 1145, 6321, 7494, Муслим 758.

Этот великий хадис указывает на почет этого промежутка времени у Аллаха. Указывает на то что Он, пречистый от всяких недостатков, по совершенству Его добродетели и полноценности Его милости Сам нисходит в это время на нижайшее небо, по-настоящему, так, как подобает Ему, пречистому от всяких недостатков. Не подобно тому, как спускаются творения, пречист Он от этого. И не способен ни один из созданных постичь, каким образом это происходит, ведь образ Его качеств и атрибутов неизвестен творениям.

Так же как образ Его сущности неизвестен им. И никому не разрешается углубляться в рассмотрение Его качеств, прибегая к изменению их смысла, или к отказу от принятия их смысла, или к представлению их образа, или к уподоблению Его качеств качествам творений. (То есть следует принимать смысл, никак не представляя образ).

Хадис является доводом на достоинство этого благословенного времени и на то, что это — лучшее время для дуа, испрашивания прощения и устремления с просьбами к Аллаху. Поистине дуа в это время достойно ответа Всевышнего. Сказал шейх уль-ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах: «В последнюю часть ночи в сердцах людей есть такая направленность, приближенность, мягкость, которой нет в другое время, и это подходит для Его снисхождения на нижайшее небо и Его слов: «Есть ли взывающие? Есть ли просящие? Есть ли кающиеся?» «Маджмуа аль-фатауа», 5/130-131.

Так же к благодатным временам, в которые Аллах чаще дает ответ на дуа, относится определенное время в день пятницы.
В двух сборниках достоверных хадисов передан хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянув пятницу сказал: «В этот день есть час, и если выстаивание молитвы мусульманином, и его просьбы к Аллаху о чем-то совпадут с этим временем — Аллах непременно даст ему то, что он просил». И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал рукой знак, указывая, что промежуток этого времени небольшой. Аль-Бухари 935, Муслим 852.
Ученые разделились в определении этого промежутка времени и образовалось у них около сорока мнений в этом вопросе, из них наиболее сильны два:

Первое: что оно начинается от того момента как сядет имам на минбаре и заканчивается с окончанием пятничной молитвы (салятуль-джумъа). Доводом для этого мнения является хадис от Абу Бурда ибн Аби Муса Аль-Ашари, о том, что Абдуллах ибн Умар спросил его: «Слышал ли ты, чтобы твой отец передавал что-нибудь от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о часе в пятницу?» Абу Бурда ответил: «Да я слышал, как он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Это время между тем как сядет имам и окончанием молитвы». Муслим 853.

Второе: что оно после молитвы Аср и до захода Солнца. Из доводов для этого мнения — то, что приводит Ахмад и Ибн Маджа в его «Сунан» от Абдуллаха ибн Салям, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, а я сказал: «Мы находим в Книге Аллаха (он имел ввиду Тору в данном случае) что в пятницу есть час, и если выстаивание молитвы мусульманином, и его просьбы к Аллаху о чем-то совпадут с этим часом — Аллах непременно даст ему то, в чем он нуждается».

Сказал Абдуллах:«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделал мне знак и сказал:«Или часть часа».- Я сказал: «Ты прав о посланник Аллаха: или часть часа. Так в какое же время этот час?» Ответил: «Это последний час из часов дня».  Я сказал: «Это ведь не время совершения молитвы». Ответил: «Нет же, если верующий раб совершил молитву, затем сел и сидит только ради ожидания следующей молитвы, то он считается находящимся в молитве». Ахмад 5/451, Ибн Маджа 1139. Сказал Ибн Хаджар: «Хадис достоверный, и внешне его форма указывает на то, что он в положении рафъ (передается от пророка, мир ему и благословение Аллаха)» «Натаидж Аль-Афкар», 2/410.

Хафиз Ибн Хаджар перечислил все мнения по этому вопрос и затем сказал: «Вне сомненья, самые сильные мнения из перечисленных — это хадис Абу Мусы и хадис Абдуллаха ибн Салям». «Фатх Аль-Бари», 2/421.
Имам Ибн Аль-Кайим в книге «Зад Аль-Маад» 1/390-391 выбрал как более правильное второе мнение, то есть то, что это время после предвечернего намаза, согласно хадису Абдуллаха ибн Салям и другим хадисам, которые есть по этому вопросу.

К временам, обладающим особым достоинством относится благословенный месяц рамадан, особенно десять последних ночей в нем, и особенно Ночь Предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев. В сборнике имама Ат-Тирмизи и в сборниках других ученых по хадису приводится достоверный хадис от матери верующих — Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Я сказала: «О посланник Аллаха, если я узнаю Ночь Предопределения, что мне говорить в эту ночь?» Ответил: «Говори: о Аллах, Ты прощающий, любишь прощать, прости же мне». (Аллахумма Анта ъафуўун тухиббуль афуа фаъфу ъанни) Ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджа 3850, достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в «Тахридж Аль-Мишкат» 2091.

Из благодатных временных периодов, а так же периодов, в которые следует мусульманину обращаться к Аллаху с дуа — день Арафа. В этот благой день Аллах отвечает на дуа, прощает грехи, стирает ошибки. Подтверждено в хадисе от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Лучшее дуа — дуа в день Арафа, и лучшее, что говорил я и пророки до меня: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, единственнен Он, нет у Него соучастников, Ему принадлежит власть, Ему вся хвала, и Он над всякой вещью мощен». (Ля иляха илля Ллаху уахдаху ля шарика лях, ляхуль хамду уа ляхуль мульку, уа хууа аля кулли шай-ин кадир) Ат-Тирмизи 3585, подтвердил шейх Аль-Альбани, что хадис хороший по причине других, укрепляющих его хадисов. «Сильсиля Ас-Сахиха» 4/7,8.

Из временных промежутков, в которые более ожидаем ответ на дуа — время между азаном и икаматом, согласно достоверному хадису от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал:«Не отвергается дуа между азаном и икаматом, так взывай же».Ахмад 3/119, 155, Ат-Тирмизи 212, Абу Дауд 521, достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в «Сахих Аль-Джами» 3408.

Так же достоверно подтверждено от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что дуа не отвергается во время призыва к молитве. Передал Сахль ибн Саъд Ас-Саъди, да будет дововен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два не отвергаются», — или: «Два редко отвергаются — дуа во время призыва и дуа во время беды, когда убивают одни других». Абу Дауд 3540, Аль-Хаким 1/198, сказал Ибн Хаджар: «Хадис хороший достоверный», — в «Натаидж Аль-Афкар» 1/381.

Так же следует мусульманину делать дуа в конце обязательных молитв. В сборнике хадисов имама Ат-Тирмизи, и в сборниках других имамов передан хадис от Абу Умамы Аль-Бахли, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Спросили: «О посланник Аллаха, какое дуа будет услышано?» Ответил: «Совершаемое в конце ночи и в конце предписанных намазов». Ат-Тирмизи 3499, шейх Аль-Альбани подтвердил то, что хадис хороший в «Сахих Джами Ат-Тирмизи» 2782.

И завещал он, мир ему и благословение Аллаха, Муазу ибн Джабалю говорить в конце каждого намаза: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо поклоняться Тебе» (Аллахумма аынни ъаля зикрика уа шукрика уа хусни ыбадатик). Ахмад 5/244, Абу Дауд 1522, Ибн Хиббан 2020, достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд» 1347.

Конец намаза, упомянутый в этом и предыдущем хадисе — это время до «саляма» и после него.
Сказал Ибн Аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Наш шейх (то есть Ибн Таймия, да помилует его Аллах) выбрал более правильным мнением то, что это время — до «саляма». Я переспросил его об этом, и он сказал: «Конец каждой вещи, сравним по смысловому значению с задней частью животного». «Зад Аль-Маад» 1/305.

«Правовые положения, касающиеся дуа и поминаний Аллаха», с. 371 — 375.

Из книги шейха Абдурраззака бин Абдульмухсин Аль-Аббад Аль-Бадр

«Правовые положения, касающиеся дуа и поминаний Аллаха»

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта vhijabe.ru

Комментарии
Наверх