Обращение за помощью к Пророку или к кому-либо другому
Вопрос: «Мусульманин, который свидетельствует, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха, (но каждый раз) когда он встает или садится, говорит: «О посланник Аллаха» или «о Абу-ль-Къасим» или «о шейх ‘Абдуль-Къадир», и тому подобные (слова) обращения за помощью (“аль-исти’ана”). Каково положение (данного действия)?»
Ответ: «Взывание человека к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) или к другим, как ‘Абдуль-Къадир аль-Джиляни или Ахмад ат-Тиджани, (каждый раз) когда встает или садится, и обращается к ним за помощью чтобы они принесли ему благо или отдалили вред от него – является одним из видов большого ширка (придавание Аллаху сотоварищей), который был распространен во времена “джахилиии” (до исламский период невежества).
Аллах послал Своих посланников (мир им и благословения Аллаха), да бы покончить с ним (т.е. с ширком), спасти людей от него и направить их к (тому чтобы быть) единобожниками в отношении Аллаха, Пречист Он, посвящая Ему одному свои поклонения и мольбы.
То обращение за помощью (аль-исти’ана), которое выходит за обычные способности (человека), должно быть обращено только к Аллаху. Потому как оно является поклонением, а тот, кто посвятит это (поклонение) кому-либо помимо Него, станет многобожником.
Аллах направил Своих рабов к этому и научил их говорить: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи». (аль-Фатиха 1: 5) И сказал: «Mечети (места поклонения) принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом». (аль-Джинн 72: 18)
Он разъяснил им, что Он Единственный, кто отдаляет и отводит вред, дарует блага и одаряет добром Своих рабов, и гарантировал им это. Никто не лишит того, что Он даровал, и никто не дарует того, чего Он лишил, и никто сможет помешать произойти тому, что Он предопределил, и Он над всякой вещью мощен.
Всевышний сказал: «Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе беззаконников. Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный». (Йунус 10: 106-107)
Всевышний сказал: «…Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий». (Фатыр 35: 13-14)
Он также сказал: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение». (аль-Ахкъаф 46: 5-6)
Он также сказал: «У того, кто молится наряду с Аллахом другим божествам, нет в пользу этого никакого довода. Его счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют». (аль-Муъминун 23: 117)
Всевышний назвал в этих аятах взывание (обращение, мольба) к кому-либо помимо Него неверием (куфр) и придаванием сотоварища (ширк) по отношению к Нему. И упомянул, что нет более заблудшего, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Него, Пречист Он.
Сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Ибн ‘Аббасу (да будет доволен ими Аллах): «Если просишь, то проси у (одного) Аллаха, и если обращаешься за помощью, то обращайся к (одному) Аллаху…».
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Мольба (взывание) – это поклонение».
___
См. 1/164, фетва № 1711
Постоянный Комитет по научным исследованиям и фетвам
Председатель: ‘Абдуль-‘Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз
Заместитель: ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи
Член: ‘Абдуллах ибн Гъудайян
Член: ‘Абдуллах ибн Къу’уд