Группа женщин заходит в мечеть. Полностью покрытые, некоторых из них в никабе (вуаль для лица) и перчатках, другие одеты в джильбабы, кимары и даже абайи (разновидности свободной женской одежды)! Они являют собой замечательный пример того, какими должны быть настоящие мусульманки. Женщины совершают намаз… А как они читают Коран!
Но вот, уже перед тем, как покинуть мечеть, одна из сестёр видит в противоположном конце мечети еще одну женщину, которая тоже молится. И вдруг у этой сестры возникает мысль: «Такая-то и такая, не имеет права называть себя мусульманкой, потому что она не носит хиджаб, кроме тех дней, когда приходит в мечеть».
Думая так, эта сестра вредит самой себе. Конечно, в Исламе очень большое значение придаётся внешнему виду мусульманки. Хиджаб — это очень важная часть нашей веры, но, помимо одежды, не менее важное место занимает поведение, а также искренность, и, наконец, душа!
Сестра в хиджабе не сделала ничего плохого той, которая подумала о ней плохо. Однако последняя совершила очень серьезный проступок; она разрешила поселиться в своем сердце высокомерию и гордыне. Чувство покорности Всевышнему Аллаху, в данном случае, выражающееся в ношении предписанной Им одежды, превратилось в чувство превосходства над другими сёстрами, и даже позволило чувствовать себя в безопасности от адского Огня!
Мы, мусульмане, делаем все, что в наших силах, чтобы угодить Аллаху, но, несмотря на все наши «достижения», мы все равно должны взывать к Его Милости! Нам не дано Знание, чтобы судить о том, кто будет спасен от Огня. Нам не суждено знать, как будет судить Аллах, поэтому недопустимо смотреть сверху вниз на кого-либо, ибо именно это и называется гордыней, и мы должны всеми силами стараться избегать её.
Передано Абдуллой ибн Масудом: Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Тот, у кого в сердце будет гордыня, размером, хотя бы с горчичное семечко, не войдёт в Рай. Один человек (из числа присутствующих) заметил: «Но человек любит, чтобы у него была хорошая одежда и обувь. Тогда пророк (мир ему) сказал: «Воистину, Аллах — Милостивый, Милосердный и Он любит Милосердие. Гордыня же есть пренебрежение истиной (гордыня вытекает из тщеславия, самомнения) и презрение к людям» (Муслим).
Некоторые сподвижники нашего возлюбленного Пророка (мир ему) боялись Аллаха до такой степени, что это чувство вызывало у них головокружение, вплоть до обмороков. И даже их, самых благочестивых из нас, проводящих дни в посте, а ночи в молитвах, посвятивших всю жизнь служению Аллаху, ужасала мысль, что они делают недостаточно, чтобы заслужить Рай. Кто же такие мы, чтобы думать, что нам гарантированы Райские сады?
В предыдущем хадисе посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно даёт понять, что у нас нет права смотреть свысока друг на друга. Причина не имеет никакого значения.
Даже если очевидно, что тот или иной человек — грешник, и в этом случае у нас нет такого права. Посмотрите на пример прелюбодея, который был наказан.
Один человек сознался в совершённом прелюбодеянии и был закидан камнями насмерть. «…После этого, Пророк (мир ему) услышал, как один из его сподвижников сказал другому: «Посмотри на этого человека, его вина была сокрыта от чужих глаз Аллахом, но ему стало этого недостаточно, и, вот, его забили камнями, как собаку!»
Пророк (мир ему) ничего не сказал им, а вместо этого подошёл к останкам осла, который лежал ногами вверх. Затем он спросил: «Где такие-то и такие-то?».
Они подошли к нему и сказали: «Мы здесь, о, Посланник Аллаха!» Тогда он сказал им подойти к мертвому ослу и съесть что-нибудь от его трупа. Сподвижники стали упрашивать: «О, Посланник Аллаха! Кто может съесть это?» На это он им ответил: «Неуважение, оказанное вами вашему брату по вере гораздо хуже, чем это. Клянусь Тем, в Чьих руках душа моя, он сейчас среди райских рек» (Абу Дауд).
Давайте разберёмся в этом примере. Человек совершил один из самых тяжких грехов. Он признал это. Затем он чистосердечно раскаялся. Нам незачем судить грехи других мусульман, Судьёй является только Аллах.
На нас возложена обязанность наказывать грешников за преступления, для каждого вида преступления существует определённый вид наказания. И Аллах будет решать, нужно ли прощать этого грешника. Он, и только Он вправе решать судьбу человека, и судить его. Мы же, не можем решать ничего. Мы не посвящены в тайну людских сердец.
Мы можем говорить о том, что следует носить хиджаб, что не стоит тратить время на запретную музыку и т.п., но мы не можем даже подумать о том, что мы хоть чуточку лучше, чем те, кому мы говорим всё это!
Мы не можем так думать, так как мы не знаем почему они не выполняют те или иные предписания Ислама, мы не можем заглянуть в их будущее, нам не известна их судьба, мы не можем заглянуть в их сердца. Но всё это знает Всевышний Аллах!
Послушайте, что случилось с одной прелюбодейкой. Если бы мы встретили ее на улице, что бы мы подумали о ней? Но именно этой женщине был обещан Аллахом Рай лишь за маленькое доброе дело, совершённое ею.
Передано Абу Хурайрой со слов Посланника (мир ему): «Прелюбодейка была прощена Аллахом, потому что, когда она проходила мимо колодца и увидела около него собаку, которая умирала от жажды, она сняла свой ботинок, сделала из своего покрывала верёвку, и вытащила из колодца немного воды для этой собаки. За это Аллах простил её» (Бухари).
Мы не можем радоваться грехам, совершаемым подобными женщинами; мы обязаны наставлять их, может быть даже наказывать, но мы должны избегать оскорблений. Мы не можем быть даже уверены в том, что мы — лучше, чем они.
Кроме того, я думаю, что мы должны уделять свое время таким людям, мы даже должны постараться подружиться с ними, может быть этот человек просто не получил должного религиозного образования и у него нет знания. Нам надо постараться научить их тому, что знаем сами, и, возможно, мы тоже что-то получим от Аллаха за это. Может быть, именно этот человек, который встретился на жизненном пути, послан Всевышним, чтобы испытать тебя.
Позвольте мне добавить, я постоянно удивляюсь рассказам о мусульманах, некоторые из которых смотрят свысока на других, например из-за цвета кожи, или из-за того, что кто-то беден или даже богат!
Я видела женщин, арабок по происхождению, которые смотрели свысока на новообратившихся американок из-за того, что последние, вероятно, к моменту принятия Ислама, не были девственницами. Хотя многие из этих женщин были гораздо усерднее в выполнении своего религиозного долга, чем те, кто смотрит на них свысока.
Я видела пакистанцев, которые считают себя лучше своих же соотечественников только из-за цвета кожи. Несмотря на то, что темнокожий брат может превосходить его своей богобоязненностью.
Я видела американцев, критикующих своих богатых арабских и пакистанских братьев, потому что они не видят (!), как те дают деньги нуждающимся. Хотя эти богачи могут помогать бедным так, чтобы никто об этом не знал.
Мы, мусульмане, постоянно ищем пути отдаления друг от друга, в то время, как мы должны объединяться. Аллах же говорит:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании!» (5:2)
Возможно, когда мы грубы друг с другом, или когда смотрим на кого-то свысока, этим самым мы подталкиваем слабейшего из нас к совершению очередного греха. Подумайте об этом. Если бы вы сами нуждались в чьем-либо совете или помощи, прислушались ли бы вы к совету или приняли бы помощь от человека, говорящего с вами свысока, или от человека, унижающего и оскорбляющего вас? Конечно же, нет.
Для того, чтобы услышать чей-то совет, нужно, по крайней мере, уважать этого человека. Не важно, насколько ужасно поведение того или другого мусульманина; как бы плохо ни было то, что он совершает, мы не вправе думать, что мы лучше, чем он. И потому, мы не можем обижать этого человека или смотреть на него сверху вниз.
Посмотрите на пример нашего Пророка (мир ему). «Однажды, один бедуин помочился прямо в углу мечети. Люди закричали на него, но посланник Аллаха остановил их и попросил оставить его в покое до тех пор, пока он не сделает своё дело. Затем он приказал им вылить ведро воды на то место, и они сделали это» (Бухари).
Мусульмане кричали на того человека, они были грубы с ним, но Пророк (мир ему) был милосерден и мудр, он знал, что криками и руганью невозможено научить никого.
В этой связи мой старый учитель Хасан аль-Баракави сказал мне однажды: «Обучай, но не читай нотаций, людям нравится, когда их обучают, но им не нравится, когда их поучают». Мудрые слова.
Прежде, чем сказать что-нибудь, мы должны хорошенько подумать, чтобы наши слова не были пустыми, чтобы наши советы действительно смогли помочь кому-то. Мы не должны стремиться унизить друг друга. Никто из нас не может сказать про себя: «Да, я — совершенен». Никому из нас не гарантирован Рай и никто не застрахован от наказания. Не надо брать на себя функции Судьи и пытаться судить своих братьев и сестёр.
Гордыня опасна. Мы должны избегать ее, даже если речь идёт о нашей религии. Посмотрите на предупреждение, данное нам Посланником Аллаха (мир ему).
«Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «В Судный День, Аллах не посмотрит на того, кто будет волочить за собой платье из-за спеси». Тогда Абу Бакр спросил: «Один конец моей одежды все время спадает. Как же быть?». И Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Но то, что делаешь ты, не имеет ничего общего с гордыней» (Бухари).
Гордыня и высокомерие — дьявольские инструменты. Иблису было приказано поклониться Адаму, а он отказался, таким образом, он ослушался Всевышнего. Аллах сказал:
«Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (2:34)
Если вы заметите гордыню в себе, остерегайтесь найти ей оправдание. Посмотрите, как оправдывался Шайтан, когда Аллах спросил его, почему он отказывается поклониться:
«Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины».Он сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты – один из униженных» (7:12,13)
Мы не можем позволить себе попасть в эту ужасную ловушку, устроенную шайтаном! Мы не можем думать, что мы лучше, чем кто бы то ни было, так как грех гордыни велик.
Аллах сказал: «Когда ему говорят: «Побойся Аллаха!» – гордыня подталкивает его на грех. Довольно с него Геенны! Как же скверно это ложе!» (2:206)
Так что, братья и сёстры, когда в следующий раз вы увидите человека, творящего что-то недостойное, даже ужасное, подумайте дважды, и прежде, чем вы скажете: «Нет, всё-таки, я – лучше этого человека», подойдите к нему, если вы найдёте в себе силы сделать это, соберите в кулак всю свою мягкость и сдержанность и посоветуйте ему. Найдите ему (или ей) семьдесят извинений за совершённый грех, чтобы он(а) понял(а), как этот грех мерзок. Не ожидайте немедленных перемен. Просто советуйте. Все остальное произойдёт по воле Аллаха.
Может быть, этот человек даже рассердиться на вас, а может, начнёт спорить. Но не попадайтесь и в эту сатанинскую ловушку. Просто оставьте этих людей один на один с истиной, а дальше пусть будет то, что будет. Это будет их и только их делом — принять или же отвергнуть. Не беспокойтесь об этом, самое главное, что ваш долг будет исполнен.
И еще. В следующий раз, встречая человека, принадлежащего к чужой культуре или вышедшего из иного социального круга, не торопитесь судить его, беря за меру, сложившееся в обществе мнение о той среде, из которой вышел этот человек.
Смотрите только на человека! Мнение, сложившееся в обществе может быть очень предвзятым. Поговорите с ним, ведь может статься, что и этому человеку есть, что Вам посоветовать!
Возможно, что вы одеваетесь более по-мусульмански, чем он. Но тот человек, в свою очередь, может иметь лучшие манеры и поведение, чем Вы! Никогда не делайте поспешных выводов о том, что Вы — самый лучший мусульманин, особенно из-за того, что Вы выглядите более по-мусульмански, чем ваши братья или сёстры. Ваша надменность и спесь может быть как раз тем самым ослушанием!
Братья мои и сестры, бойтесь Аллаха! Бойтесь Аллаха, и отдавайте свой долг братьям и сестрам по вере. Повторю еще раз, самый несчастный и жалкий среди нас, все равно в тысячу раз лучше, чем самый лучший из немусульман, и нашей обязанностью является напоминать друг другу и помогать друг другу увидеть всю грязь и мерзость греха, и вывести друг друга к чистому свету послушания Всевышнему Аллаху!
О, Аллах, всели в наши сердца любовь друг к другу. О, Аллах, сделай нас помощниками друг другу. О, Аллах, пусть мы никогда не навредим друг другу. О, Аллах, сделай нас истинными братьями и сёстрами по вере. О, Аллах! Пусть станем мы одним телом, одним сердцем! Аминь.