Какая девочка захочет сама носить платок?…Верующая
Хиджаб, если не брать в расчет скромность, способствует тому, чтобы каждая мусульманка могла беспрепятственно обращаться к Богу. Ведь пятикратная молитва с соблюдением определенного порядка для ее совершения, в том числе закрытия женщиной всего тела, кроме лица и кистей рук, является обязательной для верующих.
Именно в этом видит основу из которой исходят мусульмане в своем желании соблюдать правила ношения одежды, предусмотренной их религией.
Пирожки, цыгане и хиджаб
Медсестра смотрела на меня с нескрываемым неодобрением. Я бы даже сказала рассматривала, как лягушку под микроскопом, которую вот-вот начнет препарировать. Мы сидели в животе кареты скорой помощи, не спеша передвигающейся по московским улицам. Я смотрела со скукой в окно и уже знала, что сейчас на меня обрушатся вопросы о хиджабе. Мне их часто задают, как наверное и любой другой мусульманке, живущей в Москве. И тут у нас с медработницей в самом деле случился весьма показательный диалог, который многое мне разъяснил о межконфессиональных взаимоотношениях:
— Ну ты хоть какой национальности? – начала она, тяжело вздыхая.
— Аварка, – говорю.
— А, с каких это пор у нас аварцы мусульмане? Зачем ты в хиджабе?
— Вроде всегда были мусульманами. В хиджабе, потому что соблюдающая, – улыбаюсь я, разговор сразу начинает меня забавлять.
— Вот можно подумать, что вы все такие скромницы, зачем вот так вот закутываться?! В церковь тоже нельзя без платка ходить, не зря же есть такое выражение как «опростоволосилась». Но мы же не ходим все остальное время как вороны, – экстатично жестикулируя спрашивала она.
— Ну, если не брать в расчет скромность и обязательность ношения платка, а только учитывать вопрос молитвы, то мусульманке положено совершать пятикратный намаз покрыв все, кроме кистей рук и лица, и ясное дело, что молитва нас может застать в любом месте. Вот постоянная готовность совершить намаз – одна из причин нашего одеяния, – пытаюсь я объяснить.
— Ааа, – с пониманием произносит медсестра, и тут же переходит в новое наступление. – А зачем вы детей-то заставляете платок носить, школьниц маленьких? Это же совсем еще малышки, отнимаете у них все детство, лучшие годы?! Я знаю наверняка, что заставляете!
— Даже я ни одной такой семьи не знаю, вы хоть где их видели? – отвечаю вопросом на вопрос.
— Да вот в Ставрополье что творится-то! Телевизор не смотришь что ли? Детей погнали в школу в косынках. Я понимаю, конечно, у нас разные культуры. Вот у моей дочки в классе тоже цыганка есть, я к ней нормально отношусь и когда к нам в гости заходит, угощаю пирожками, ребенок же все-таки, что я могу поделать, пусть дружат. А вот у тебя дочь есть? Ты ее тоже заставляешь платок завязывать? А что ты ей скажешь, когда она откажется кутаться, как ты? Живьем закопаешь, или как там у вас принято? – тетенька не на шутку разошлась.
— Не знаю, при чем тут пирожки и цыгане, но одна из моих дочерей в этом году пойдет в школу. И в нашей семье хиджаб уже успел стать своего рода «проблемой». Ребенок активно просит носить платок, а я ее мягко уговариваю потерпеть хотя бы первый класс, хотя аргументов никаких не нахожу. Вы мне как бы посоветовали отговорить ребенка от хиджаба хотя бы на год? Сказать, что скромность «не в моде» или что неприлично девочкам покрывать волосы, локти и коленки или что шорты и майки – это более привлекательно в глазах окружающих или еще что-нибудь придумать?
Она махнула на меня рукой со словами: «Ври, ври, побольше, какая девочка захочет носить сама платок». В это время мы доехали и наша задушевная беседа, слегка выведшая меня из равновесия, была закончена.
Я расстроилась, конечно. И поймала себя на мысли, что всякий раз приходится невольно оправдываться за то, что я ношу одежду в соответствии со своими религиозными убеждениями.
В Кара-тобе перешли на домашнее обучение
А девочки из Ставропольского края и их родители, столкнувшиеся с такой психологической дискриминацией в гораздо более жесткой форме, пытаются ей противостоять и даже стараются извлечь плюсы из сложившейся ситуации. Но при любом раскладе ощущают, что их права нарушены.
«Моя дочь Марьям, перестала посещать уроки после новогодних каникул. Точнее она перешла на дистанционное обучение», – рассказывает отец 12-летней девочки из поселка Кара-Тюбе Равиль Кайболиев.
Марьям и ее одноклассница Загидат ходят школу во второй половине дня – сдают лабораторные работы и пишут контрольные. Дома девочки занимаются самостоятельно с помощью учебников, а некоторые предметы учат с репетиторами.
На вопрос о том, как дети восприняли такой переход на домашнее обучение и всю истерию взрослых вокруг их хиджабов, Равиль отвечает: «Да они у нас сильные, для них платок важнее, чем ежедневное хождение в школу. Ведь это не просто запрет, это показатель отношения к нам, столкновение чьих-то интересов и вопроса нашей веры».
«С одной стороны, после перехода на домашнее обучение, и мы родители, и дети гораздо больше времени стали уделять урокам. Кроме того, девочки изолированы от определенного негатива, который есть в школе. То есть у нас двоякое отношение к происходящему. Напрягает то, что как бы то ни было, права мусульман ущемлены. Мы можем много плюсов найти в домашнем обучении, но согласитесь, все-таки у людей должен быть выбор, а нам его не оставили», – говорит собеседник «Кавказской политики».
При этом одноклассники относятся к Марьям и Загидат без какого-либо негатива и платками не дразнят. Кара-Тюбе – маленькое село, где все друг друга знают, и дети могут свободно общаться не только в школе, но и за ее пределами. Сами учителя тоже с пониманием отнеслись к тому, что некоторые школьницы пришли на уроки после летних каникул в хиджабах. А потом кто-то из родителей нажаловался в Минобразования и была введена вот такая сегрегационная практика обучения.
«Могу сказать, что и со стороны администрации школы не было прессинга или давления, они полностью нас понимают и проявляют сочувствие. Просто они безвольные люди и выполняют указания сверху. На самом деле, в результате запрета на ношение платков в школе у учителей появилось больше проблем. Им приходится оставаться и проводить дополнительные занятия из-за нескольких учениц», – добавляет Равиль Кайболиев.
Так же по словам отца, оскорбительны и мнения о том, что девочек заставляют в семьях покрываться. «Наша младшая дочь учится в первом классе, она сейчас посещает курсы чтения Корана и на занятия надевает платок. И вот она недавно заявляет матери, что снимать его не собирается. Мы с женой попросили ее потерпеть хотя бы до конца этого учебного года, а как поступим дальше, пока и не знаем. Тут, как видите, мы не только не заставляем платок носить, а еще и оттягиваем этот момент», – рассказал отец.
Третьеклассница Таисия Газимагомедова из села Нины Советского района из-за своего хиджаба вообще не смогла посетить ни один урок вместе с одноклассниками. Семья Газимагомедовых переехала в Ставропольский край в октябре и сразу столкнулась с последствиями «хиджабного» скандала. С тех пор родители девочки неоднократно пытались добиться того, чтобы девочка могла посещать уроки на общих основаниях. Но директор Марина Москаленко решительно отвергла все просьбы родителей.
Мама Таисии Елена рассказала, что если сначала девочка посещала школу 3 раза в неделю по одному часу после обеда, то с 18 февраля ее перевели на вечернее обучение. Теперь Таисия ходит на занятия вечером, когда никого из учеников в школе уже нет.
«За первые пару месяцев дочь успела познакомиться с одноклассниками. Они все к ней хорошо относятся, с интересом знакомятся и проявляют симпатию, – говорит Елена. – Конечно, ребенку хочется в коллектив, а не ходить в пустой класс несколько раз в неделю».
Отчаявшись, родители написали в прокуратуру жалобу об ущемлении прав дочери на свободу вероисповедания и получение знаний. «Неважно, исповедует ли Таисия ислам, либо вовсе атеистка. Она хочет носить платок и все – это же просто головной убор. Как можно диктовать женщине когда и как его повязывать? Выходит, что у нас нет никаких прав. Все вопросы решаются за нас слепоглухонемыми чиновниками», – возмущен отец Таисии Магамед.
В Дагестане тоже есть непонимание
В соседнем Дагестане девочки тоже носят хиджаб. До запрета в школах дело не дошло, но с непониманием окружающих многие из них периодически сталкиваются. Так Ризван Абакаров из Хасавюрта был вызван в школу, когда его дочь Амина впервые пришла на урок в платке.
«Четыре года назад моя дочь стала носить хиджаб. Могу сразу сказать, что это произошло по моей инициативе, но ребенок воспринял это как должное и без каких-либо обид и давления.
Как только девочка начала покрываться, меня тут же вызвали в школу. Я пришел к классному руководителю, которая стала мне говорить о том, что мой ребенок выделяется из толпы. На что я ответил, что меня не интересует выделяется мой ребенок или нет. Мы, родители доверяем учителям вопрос образования, но не более того. Вопросами же воспитания позвольте мы займемся сами.
Я не всегда собственной жене готов доверить воспитание нашей дочери, потому что я отец, мужчина и чувствую себя ответственным за всю ее жизнь. И я как отец хочу, чтобы она была воспитана так, как я считаю правильным и нужным. Тем более, я не собираюсь доверять этот вопрос школе. Я предложил учительнице вызвать ребенка и спросить в мое отсутствие, насильно ли она носит платок. Она так и поступила, на что Амина ответила, что это ее собственное желание, и что Всевышним предписано женщине носить хиджаб», – рассказал Абакаров.
Разумеется, во многом это вызвано бытовым примером. Если дочь видит покрытую мать, то что странного в том, что ей хочется быть на нее похожей, – вопрошает он?
«Нет тут принуждения, есть учение. В любом случае, это мой ребенок и мое личное право, как человека, живущего в стране со свободным вероисповеданием, поступать так как я считаю нужным. Если законодательством запрещено ношение головного убора, это один вопрос, но так как таких указов нет, то абсурдно запрещать носить хиджаб», – считает отец Амины.
По словам Ризвана Абакарова, для него очень важно образование ребенка и если школа откажется от его дочери, то он готов нанять репетитора и дать ей домашнее образование, но это, по его мнению, нарушает массу прав, как ребенка, так и родителя.
«Моя Амина была одной из первых девочек, надевших платок в Хасавюрте, позже одноклассницы стали брать с нее пример, и многие девочки также покрылись. Я горжусь своей дочерью и тем, что она с достоинством носит свой платок. Всегда женщина покрывалась на Руси, а уж тем более на Кавказе, и то что сегодня наши дочери вынуждены отстаивать свое право на скромность в суде – это верх абсурда», – возмущен Абакаров.
…И в Кисловодске тоже
У имама кисловодской мечети Аслана Шаманова дочерей нет, он отец двоих сыновей. Но от этого проблема с хиджабами его волнует ничуть не меньше.
По словам Шаманова, количество мусульман неуклонно растет, как в Ставропольском крае, так и по всей России. Это и новообращенные мусульмане, и этнические, которые возвращаются к религии после советского атеистического периода нашей страны. Возможно это и стало одной из причин конфликта в ставропольских школах, предполагает он.
«Мое личное мнение таково, что даже если девочкам-мусульманкам позволят носить в школу хиджаб, то в современных школах есть много негатива – это курение, распитие спиртных напитков, драки. Сегодня и беспорядочные половые связи в школах нередки. Я уже не говорю об общих классах для мальчиков и девочек. В нравственном плане в школах полнейший беспорядок», – считает кисловодский имам.
«Если бы у нас сегодня было раздельное обучение в школах, а женская скромность еще ценилась, а не высмеивалась многими, либо уровень образования оставался таким, чтобы за посещение школы нужно было бы бороться, то это другое дело. Конечно, хочется, чтобы ребенок рос в коллективе, но если сами взрослые называют мусульманок «белыми воронами» и делают все возможное, чтобы воспитать в детях агрессию друг к другу, указывают на то, что мы все разные, то стоит ли бороться за такую школу?» – задается он вопросом.
Имам признался, что не желал бы, чтобы его ребенка отчитывали перед всем классом за то, что у него на голове платок: «Это и смешно, и стыдно, и оскорбительно. Зато дома мама точно не обидит своего ребенка. Есть женщины ученые, доктора наук, прекрасные специалисты во многих областях, ведь ислам всячески поддерживает стремление к знаниям. Если в ребенке есть потенциал, думаю заботливые родители смогут этот потенциал развить. Сегодня доступно и обучение по интернету и всевозможная литература».
«Всегда на Кавказе женщины покрывались. Вся национальная одежда кавказских народов соответствовала хиджабу. На старинных фотографиях наши бабушки и их матери носят по два платка – один поверх другого – и длинное платье. У нас, карачаевцев, всегда было с этим строго. И хиджаб – это не признак востока, это признак скромности и целомудрия. И это наше право, сделать свой выбор в их пользу», – заключил Шаманов.