Коран оказывает удивительное действие на тех, кто воспринимает его как книгу наставления и исцеления. Его влияние на них огромно и необратимо: Коран трансформирует характер и придает ему новую форму, угодную Аллаху. Тем, кто сомневается в этом, напомним о том, что произошло со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение).
До ислама они жили в невежестве и убогости. То, как изменилась их жизнь после ниспослания Корана, доказывает его преобразующую силу. Эти нищие и безвестные босоногие жители пустыни превратились в новых людей, с возвышенными целями, великими устремлениями, прекрасными сердцами, исполненными привязанности к Аллаху.
Их души претерпели качественную трансформацию, и исполнилось то, что предрекал Аллах:
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11)
Таким образом, всего за несколько лет в Аравийской пустыне зародились свежие силы, способные завоевать империи и отобрать у них пальму первенства. Как же Коран совершает столь колоссальные изменения?
Воздействие Корана оказалось столь сильным, благодаря тому, что он действовал через таких людей, как сподвижники Пророка. Они поняли Коран и осознали его ценность, следуя в этом примеру Пророка (мир ему и благословение), который был совершенным образцом отношения к Корану.
Он жил Кораном, впитал в себя его дух, делал то, что он одобряет, и отвергал то, что он отвергает. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что его жена Аиша называла его «Кораном, который ходит по земле».
Обычно Пророк (мир ему и благословение) читал Коран медленно и четко. Один раз за ночь он произносил в своей молитве следующий аят:
«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый» (Коран, 5:118).
Коран имел такое грандиозное воздействие на Пророка (мир ему и благословение), что он сказал: «Из-за суры «Худ» и ее сестер я поседел до времени».
Как видим, волнующие сцены Дня Воскресения и описание того, что произошло с прежними народами, не только произвели огромное впечатление на Пророка, но и затронули его физическое состояние.
И сподвижники Пророка следовали по его стопам. Они тоже вкусили сладость и разительную истину Корана. Об этом наглядно повествует одна история, которая произошла с Аббадом ибн Бишром.
Однажды, когда мусульманское войско возвращалось из сражения, Пророк (мир ему и благословение) назначил Абадда и Аммара ибн Ясира охранять лагерь. Аббад первым встал на пост, а Аммар пошел спать. Казалось, все вокруг было тихо, и Аббад приступил к совершению намаза. Однако за лагерем наблюдал один язычник, и он пустил стрелу в Аббада, но тот выдернул ее из тела и продолжал молиться. Тогда язычник выстрелил во второй раз, и Аббад снова вынул стрелу и не оставлял молитву. И только когда язычник выстрелил в Аббада в третий раз, он прекратил чтение намаза, совершил руку’ и суджуд и разбудил Аммара.
Когда тот спросил, зачем же он не разбудил его сразу, Аббад ответил: «В это момент я как раз читал суру из Корана, и мне не хотелось прерывать её, прежде чем она закончится. И клянусь Аллахом, если бы я не боялся оставить без прикрытия проход, который Посланник Аллаха поручил охранять мне, то моя собственная гибель была бы мне угоднее, чем прервать чтение суры» (Абу Дауд, Аль-Албани).
Этот пример доказывает, что чтение Корана – не просто произнесение слов. Его истинная ценность заключается в их значении и способности вызывать изменения в читающем.
Назначение Корана – оживлять сердца верующих, реформировать их сознание, превращая их в людей, которые знают Аллаха и искренне поклоняются Ему. Однако достичь этого невозможно, если не вдумываться в смысл Корана, даже если вы прочитали Коран тысячу раз.
Сподвижники Пророка неоднократно указывали на это. Как-то Аише (да будет доволен ею Аллах) рассказали о людях, которые читали целый Коран по два, а то и три раза за ночь. Она охарактеризовала это так: «Конечно, они читали, но на самом деле, они не читали». И тогда она поведала, что Пророк (мир ему и благословение) мог провести целую ночь, читая в своей молитве только суры «аль-Бакара», «аль-Имран» и «ан-Ниса». Во время чтения, он просил Аллаха смилостивиться над ним, когда читал строки, сообщающие о чем-то хорошем, и просил у Аллаха прибежища, когда читал устрашающий аят.
Однажды Абу Джамра сказал ибн Аббасу: «Я читаю Коран быстро и обычно заканчиваю его за три дня», на что ибн Аббас ответил: «А я предпочитаю целую ночь читать суру «аль-Бакара», надлежащим образом размышляя и тщательно произнося слова».
В своей книге о нравах тех, кто читает Коран, аль-Аагри (Al-Aagri, Akhlaq Hamalat Al-Qur’an) пишет:
«Изучение небольшого отрывка из Корана с подробным анализом и надлежащим созерцанием лучше, чем чтение большими кусками без таких размышлений. На этот счет есть ясные указания в Коране, Сунне и высказываниях великих мусульманских ученых».
Однажды Муджахида спросили, какой из людей лучше, если оба заканчивают молитву одновременно и оба совершают одинаковые по длительности руку’ и суджуд, но один читает только «аль-Бакара», а другой – «аль-Бакара» и «Аль-Имран». Муджахид ответил: «Лучше тот, кто читает только суру “аль-Бакара”». Он мотивировал свой ответ аятом:
«Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями» (Коран, 17:106).
Источник: OnIslam