Мусульманка благонравна
Мусульманку отличает благовоспитанность и прекрасный нрав. Она благородна, вежлива, приятна в общении и с первой встречи располагает к себе людей. Окружающие симпатизируют ей и, встретившись с ней однажды, ловят себя на мысли, что с удовольствием пообщались бы с ней снова. Это неудивительно, потому что мусульманка берёт пример с Посланника Аллаха, который был самым благонравным из людей.
Анас, который проводил много времени в обществе Посланника Аллаха и видел его в самых разных обстоятельствах, днём и ночью, в его доме, в мечети и в путешествиях, и хорошо изучил его характер, в числе других сообщил, что Посланник Аллаха был самым благонравным из людей. Прислуживая Пророку, он имел возможность ежедневно наблюдать за ним, и он увидел такой нрав, какого не видел ни у кого из людей. Анас рассказывает: «Я служил Пророку десять лет, и он ни разу не сказал мне: “Уф!” — и ни разу не сказал мне: “Почему ты сделал это?” — или: “Почему ты этого не сделал?”» [Бухари; Муслим].
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Воистину, твой нрав превосходен» (сура 68 «Письменная трость», аят 4). Посланник часто напоминал своим сподвижникам о пользе, которую приносит верующему благонравие: оно возвышает его пред Аллахом и перед людьми. Он говорил: «Поистине, к лучшим из вас относятся наиболее благонравные».
Посланник также сказал: «Поистине, к самым любимым для меня из вас и к тем, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас; а самые ненавистные для меня, и они в День воскресения окажутся дальше всех от меня, — болтливые, хвастливые и разглагольствующие». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, мы знаем, кто такие “болтливые” и “хвастливые”, но кто такие “разглагольствующие”?» Он ответил:«Это надменные» [Тирмизи].
Первые мусульмане — сподвижники Посланника Аллаха — слышали его наставления и видели его самого — живое воплощение тех нравственных достоинств, о которых он говорил им. Посланник подавал им пример, и общение с ним оставило неизгладимый след в их душах. Они переняли от него многие из его достоинств, и сформировалось уникальное поколение глубоко верующих и благонравных людей.
Анас сказал: «Посланник Аллаха был милосердным, и кто бы ни приходил к нему, он обещал каждому заняться его делом и удовлетворить его просьбу, и он исполнял своё обещание при первой возможности. Однажды, после того как произнесли икамат перед началом молитвы, к нему подошёл бедуин, который взялся за его одежду и сказал: “От моей просьбы осталось ещё немного, и я боюсь, что забуду об этом…” Тогда Посланник пошёл вместе с ним, удовлетворил его просьбу, после чего вернулся и совершил молитву» [Бухари. Адаб].
Посланник Аллаха был благонравным и создавал общество благонравия, поэтому у него не вызвал раздражение этот бедуин, который взял его за одежду и настаивал, чтобы его просьба была удовлетворена до молитвы. Посланник учил мусульман, как они должны обращаться со своим братом по вере. Своим поведением он утверждал нравственные принципы, которые должны господствовать в мусульманском обществе. Если у неверующих людей благонравие обычно является следствием рождения в благополучной семье, хорошего воспитания и образованности, то у мусульман благонравие — это, в первую очередь, следствие соблюдения религии.
Ислам — религия благонравия, и для любого мусульманина вера и благонравие неотделимы друг от друга. Благонравного человека в этом мире любят, ценят и уважают, а в Судный день благонравие окажется тяжёлым на весах и поможет чаше с его благими делами перевесить. Посланник Аллаха сказал: «В День воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее благонравия.… Поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова» [Тирмизи].
Благонравие — признак совершенства веры. Посланник Аллаха сказал: «Самой совершенной верой обладают самые благонравные из верующих» [Тирмизи]. Усама ибн Шурайк рассказывает: «Мы сидели у Пророка так, словно на головах у нас птицы, и никто из нас ничего не говорил. В это время к нему пришли какие-то люди и спросили: “Кого из Своих рабов Аллах любит больше всего?” Он ответил:“Наиболее благонравных из них”» [Табарани].
Также Посланник Аллаха сказал: «В Судный день не будет положено на весы ничего тяжелее благонравия, и, поистине, оно возвысит своего обладателя до уровня постящихся и совершающих молитву» [Тирмизи]. Посланник Аллаха знал, что его слова и поведение оказывают огромное влияние на верующих, а потому неустанно напоминал им о достоинствах благонравия.
Абу Зарр рассказывает, что однажды Пророк сказал ему: «О Абу Зарр! Не указать ли тебе на два дела, которые не отягощают спину, при том, что на весах они тяжелее любых других?» Он сказал: «Конечно, о Посланник Алаха!» Он сказал: «Ты должен быть благонравным и молчаливым. Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, люди никогда не украшали себя чем-либо столь же прекрасным» [Табарани]. Посланник также сказал: «Благонравие — рост и развитие, скверный нрав — зло, благочестие продлевает жизнь, а милостыня избавляет человека от скверного конца» [Ахмад].
Пророк обращался к Всевышнему Аллаху с такой мольбой: «О Аллах! Ты сделал прекрасным мой облик, сделай же прекрасным и мой нрав!» [Ахмад]. Нрав Посланника Аллаха был превосходен, однако это не мешало ему обращаться к Всевышнему Аллаху с подобными мольбами. Он желал, чтобы мусульмане брали с него пример и постоянно стремились улучшить свой нрав.
Благонравие включает в себя все нравственные достоинства и прекрасные качества, которые украшают своего обладателя, очищают и возвышают его. Это стыдливость, кротость, снисходительность, великодушие, доброжелательность, правдивость, честность, искренность, чистосердечие и так далее.
В Коране и Сунне упоминается великое множество таких качеств, что указывает на заботу ислама о нраве человека. Нрав действительно очень важен, потому что от него зависит поведение человека в обществе и его отношение к людям. Если общество состоит из благонравных людей, то все они будут счастливы. Они будут получать удовольствие от общения друг с другом. Благонравный человек никогда не грубит и не сквернословит, никого не оскорбляет и не обижает, не лжёт и не обманывает, не поступает вероломно и не нарушает обещаний, поэтому дружба и общение с ним не приносят ничего, кроме блага.
В Коране и Сунне мы обнаруживаем не только наставления общего характера, то есть побуждения к благонравию вообще. В аятах и хадисах подробно говорится о каждом из благих качеств, которые, собираясь вместе, формируют личность мусульманина. Такой воспитательной программы, какую принёс человечеству ислам, не найти ни в одной религии, ни в одном философском учении, ни в одной мировоззренческой системе…