Ислам

Сначала — адаб!

AjYHmPGDzn0
Я обошёл все маджлисы в поиске знания.
Мне сказали: «Сначала — адаб, а только затем идёт знание!»

В своей основе, тема нашего труда — адаб, но то что мы хотим объяснить в рамках адаба — это адаб зиярата и пути, который совершается исключительно ради Аллаха. Когда мы говорим «путь», мы имеем ввиду не путешествия по свету, а путь к Всевышнему Аллаху. Этот путь связан не с обходом зелёных гор и долин, а с прохождением опасностей нафса и его пропастей. По этой причине люди идут к одному из тех, кого любит Аллах, в поиске лекарства для сердца. Посмотрим, что же необходимо тому, кто отправился в такой путь в поиске этого лекарства. Когда мы говорим «адаб зиярата», мы имеем ввиду совокупность эдебов, которых необходимо придерживаться и применять. Иногда «адаб» обозначает основу, основной принцип, способ, путь и методы какой-то работы. Мы упомянем оба значения адаба, когда дойдём до соответствующих мест.

1. Что такое адаб?

Адаб — это помещение каждой вещи на её место и выполнение каждого дела таким образом, каким его следует выполнять. Это осуществляется следованием адаба Пророка Мухаммада салаллаху алейхи уа салям. Это следование состоит из следования Ему (салаллаху алейхи уа салям) во всех его принципах по вопросам верования (эфкар) и во всех его поступках (эфал), по той причине, что Господь миров сделал его мерилом и печатью в этом деле. Кто не признаёт его, того наверняка Аллах не примет. Всё, чего достигли те, кого любит Аллах, на Его пути, они достигли следованием Посланнику Аллаха салаллаху алейхи уа салям. Один известный вали, сказал своими словами: «Адаб — это показатель разума (гIакл)» указал на факт, что каждый своим адабом показывает, насколько он умён.

Таким образом, адаб требует скромности и утончённости. Он является особым мерилом и очень точным показателем, а именно — им оценивается любовь и состояния сердца. Те, у кого нет скромности и утончённости, относятся к числу тех, кто грубы и невоспитанны.
Необходимо быть внимательным, т.к. адаб — это врата друга, а друг непременно ожидает любовь и адаб. Те, кто нечестны в своей любви и чья любовь нечиста, или остановятся в пути или свернут с него.

Адаб, с одной стороны, означает застенчивость и отбрасывание самоуверенности, а с другой — приятие скромности. Адаб означает и понимание своего положения раба. Адаб — это признание своей слабости и немощи (т.е. незначительности), и оставление пустых стремлений и порицаемых желаний. Адаб — это соблюдение и предоставление права. Адаб — это верность и преданность Высокой Истине и одновременно доверие к миру (халк). Адаб — это избегание всего, что становится причиной раскаяния. Одним словом, адаб — это хорошее поведение.

Каждое дело, которое делается противоположным адабу образом — не имеет никакой ценности, каким бы великим оно не было. Оно не может своей ценностью возместить свой вред. Если бы человек делал какое-то дело противоположным его адабу образом, и так провёл бы всю свою жизнь, он не мог бы в конце достичь полезного результата. Если ошибка, сделанная в начале, не будет исправлена покаянием (тауба), вне сомнения — в конце всё закончится грустно.

2. Адаб – основа любой работы

Адаб настолько важен и значителен, что алимы говорили, что он представляет разницу между человеком и животным. Адаб облагораживает человека и украшает его свойствами ангела. Один из знающих подчеркнул, что у того, у кого нет адаба — в сущности, нет правильного имана, знания и истинной покорности.
Энес ибни Малик, выросший рядом с Посланником Аллаха салаллаху алейхи уа салям и воспитанный его светлым адабом, говорил: «Существование адаба в каком-то деле (работе) – знак того, что это дело принято».

Каждая неудача человека – в своей основе — последствие оставления адаба, и этот реальный факт не меняется. Каждое мирское дело, как и ибадат – красивы с адабом, однако если их делать без адаба — ни одно дело не может быть красивым.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика