Ислам

Свет в ее глазах

_в_ее_глазах_99673c725ccb893fee056745600712d6Все больше женщин в исламских странах обращаются  в последние годы к серьезному изучению своей религии: не только заучивают суры из Корана и учатся правильно их читать, но и интересуются хадисами и многими другими аспектами ислама.

Снятый в Соединенных Штатах документальный фильм «Свет в ее глазах» показывает, как этот интерес к религии способствует обретению женщинами большей свободы в традиционных обществах.

Главная героиня фильма, сирийская проповедница Худа аль-Хабаш, открыла летнюю школу Корана для девочек в 1982 году, когда ей было всего 17 лет.

До весны 2012 года она проводила занятия в женской части одной из мечетей Дамаска, где девушки заучивали Коран, практиковались в его чтении и занимались исламскими науками. Она также руководила религиозными учебными центрами для девочек и женщин в других частях города.

Американский кинорежиссер Джулия Мельцер, преподававшая в 2005 году журналистику в университете Дамаска, познакомилась с аль-Хабаш через одну из своих коллег, занимавшуюся в ее школе. Она была просто поражена тем, как этой совершенно обычной на вид сирийке удалось объединить консервативные традиции с прогрессивными идеалами усиления роли женщин во всем мире.

Аль-Хабаш считает, что женщины должны носить хиджаб, как требует религия, и что жена должна заботиться о своем муже и детях. И в то же время она уверена, что женщины должны быть высокообразованными, заниматься карьерой и общественной жизнью, если захотят, даже если при этом придется не спать допоздна, чтобы закончить домашние дела.

«Вы свободны в своем выборе, свободны в образе мыслей, свободны в своей вере, свободны во всем», — обращается Худа аль-Хабаш к выпускницам своей школы. «Женщины могут быть преподавателями и студентками, женщины могут править или рассудить спорящих», — говорит она.

«Разрешает ли религиозный закон женщине стать президентом? Да! Не отключайте свой мозг», — призывает она учениц. Вместе с режиссером Лорой Никс Джулия Мельцер решила снять фильм об этой женщине.

«Это история всего лишь одной мечети, мы не претендуем на то, чтобы представлять широкую картину, — объясняет Никс. — Но по крайней мере этим девушкам и женщинам есть куда пойти, причем так, что их родители или мужья не возражают. Им интересно узнать побольше о своей религии, а Худа создает очень организованную атмосферу, и при этом очень теплую, располагающую и притягивающую».

Несмотря на всю свою теплоту, аль-Хабаш — очень требовательная учительница, она постоянно призывает своих учениц читать больше, учиться усерднее, причем не только на ее уроках, но и по другим предметам. С точки зрения ислама, любое образование — это вид поклонения Всевышнему, объясняет она. «Каждый раз, когда человек читает, он получает пользу и его ум растет».

В документальную ленту включены отрывки из телевыступлений ультраконсервативных проповедников, возражающих против участия женщин в общественной жизни.

Аль-Хабаш отвечает на эти утверждения, говоря, что изучая ислам, убедилась в их ошибочности.

«Мусульмане сами лишили женщин всего, даже права учиться, обучать и входить в мечеть», — твердо говорит она. — Это невежество, которое не имеет ничего общего с религией».

«Эти проповедники пользуются огромным влиянием в регионе, а Худа резко с ними контрастирует, — говорит режиссер Лора Никс. — Но она считает, что единственный способ добиться изменений — через ислам. Изучая Коран с исторической перспективы, приводя примеры женщин, которые работали, женщин, которые управляли бизнесом, она показывает всей своей общине модель того, сколь различными могут быть роли женщин».

Энас аль-Хальди, 20-летняя дочь Худы, изучает международные отношения в Университете Шарджи в ОАЭ. Как и ее подруги, она носит хиджаб, и вместе с ними оживленно обсуждает в фильме исламские традиции, свое будущее замужество и карьеру.

«Я начала заучивать Коран, когда мне было три года, а закончила в 10 лет, — рассказывает она. — Девочкам очень важно знать, что говорится в Коране, потому что если не знаешь точно, в чем истина, то собьешься с пути».

Съемки фильма завершились в ноябре 2010 года, незадолго до начала восстания в Сирии. Никакого разрешения от властей режиссеры не получали, поэтому снимать приходилось осторожно, особенно на улице.

«Мы не чувствовали никакой опасности, но прекрасно понимали, что в любой момент нас могут попросить прекратить работу, — говорит Джулия Мельцер. — Но я думаю, что Худе непросто было решиться пустить нас в свою жизнь, и позволить прийти в мечеть, потому что для нее риск был гораздо больше. Если бы ее остановили или как-то узнала тайная полиция, ей и ее семье грозили серьезные неприятности. Да и школу могли закрыть».

Почему же Худа аль-Хабаш пошла на такой риск?

«Она хотела, чтобы на Западе получили иное представление об исламе, — поясняет Мельцер. — И понимала, что нам тоже хочется представить иную картину.

Иногда во время съемок она вдруг восклицала: «О, нет, такое ни за что нельзя показывать!» Но когда мы включили эти сцены в окончательную версию фильма, она ничего не сказала.

На премьеру в Дубае она приехала со всей своей семьей и сказала, что очень гордится этим фильмом, потому что он рассказывает правду о ней.

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика