Ислам

Таква — понятие, являющееся краеугольным камнем исламского сознания. На русский язык его обычно переводят как «богобоязненность». Конечно, русскоязычный мусульманин может ограничиться таким переводом, частично совпадающим с кругом значений, покрываемым этим арабским термином.

Pn14kjZR3goНо многие верующие хотели бы пойти дальше и взглянуть вглубь этого понятия, в его исходный смысловой корень.

Что значит «таква», почему для обозначения богобоязненности выбрано именно это слово?

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, ищите средство [приближения] к Нему и усердствуйте во имя Его. Тогда, возможно, вы преуспеете». (Коран, 5:35)

«Не бойтесь людей, а бойтесь Меня. Не продавайте мои знамения за ничтожную цену»(Коран, 5:44)

«Воистину, ваша религия — единая религия, а Я — ваш Господь. Так бойтесь же Меня! (Коран, 23:52)

«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть каждый человек подумает о том, что он уготовил на завтрашний день. Страшитесь же Аллаха, ибо Аллах ведает о том, что вы творите».(Коран, 59:18)

Прежде всего, следует сказать, что само это понятие содержит в себе взаимодействие и переплетение двух родственных корней: кава и вака. И тот и другой корень образуют одно и тоже производное от них — таква. Однако первый корень кава имеет значение «силы», «могущества», а второй вака значит «предохранять», «беречь», «опасаться», «избегать».

В богобоязненности воедино сходятся обе этих фундаментальных идеи: могущество Творца, которое верующий испытывает на себе в глубинном непосредственном опыте и его трепет перед невыразимым величием Всевышнего. Страх всегда связан с опытом Другого, страх порождается столкновением с неведомым.

Если человек полагает, что ничего и никого кроме него в реальности не существует, он (до определенного момента) ничего не боится.

В этом смысле у подобных людей отсутствуют основания этики, мотивация для этического поведения. Людей, которые не знают Бога, ничто не удерживает от совершения любых преступлений. Как сказал русский писатель Ф. М. Достоевский: «Если Бога нет, то все позволено!».

Опыт «Другого» каждый человек испытывает в обыденной жизни. Речь идет не о «другом» в банальном смысле «другого существа» — приятеля, соседа и т. д. Речь идет о подлинном Другом, при встрече с которым каждый из нас испытывает шок и потрясение от встречи с абсолютно неизвестным.

Многим из нас доводилось испытывать испуг, оказавшись в темноте перед зеркалом и приняв отражение собственного движения в зеркале за присутствие постороннего существа.

При таком испуге кровь отхлынывает от сердца, организм испытывает выброс адреналина и на какую-то долю секунды человек становится совершенно пустым от всяких впечатлений.

Шок выбивает из него способность рассуждать, оценивать, анализировать. На самом деле подобное потрясение — это знамение от Всевышнего, которое дано каждому бесплатно, как бы в дар, чтобы у человека был вкус встречи с «Другим».

Большинство относится к такого рода опыту легкомысленно, как к забавному эпизоду, будучи неспособным истолковать этот наглядный урок.

Переживание богобоязненности у верующего подобно описанному выше потрясению, только в слабой форме.

Потому что если шоковый испуг продлить чуть больше, чем доля секунды, человек может умереть от адреналинового коллапса.

Однако будучи разбавленным до степени, не угрожающей непосредственно физическому здоровью, этот опыт переживания силы Другого является необычайно стимулирующим.

Богобоязненный в исламском значении слова человек необычайно энергичен, собран, напоминает пружину, сжатую и готовую в любой момент распрямиться.

Он свободен от уныния и вместе с тем глубоко серьезен, потому что его душа чувствует на себе дыхание бездны, непостижимой бездонности Аллаха, пугающее присутствие Которого окружает душу со всех сторон.

Есть верующие, которые принимают за богобоязненность нежелание брать на себя ответственность, принимать решения. Они в этом смысле подобны забитым детям, которые боятся сделать лишнее движение. Такие люди забывают о том, что Аллах поставил их наместниками, и подчинил эту землю им.

«И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». (Коран,2:30)

Для них это повеление Всевышнего — быть халифами (наместниками) — никак не раскрывается и пропадает втуне. Они воспринимают богобоязненность с формальной, запретительной стороны.

На самом же деле таква — это та энергия, которую дает нам страшная и вместе с тем упоительная близость Творца, энергия, которая освобождает нас от страха перед всем, что не есть Он, и позволяет идти по Его пути как представителям лучшей из общин.

Тарик Мансури

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика