Лекция

Шейх аль-Ислам Ахмад ибн Таймийя: «Способы увеличения имана»

iman01_b-e1334080029625Увеличение имана, который нам вменил в обязанность Аллах и который является качеством Его верующих рабов, может быть достигнуто различными способами.

Первый способ увеличения имана достигается практикой иджмааля (соблюдение) и тафсиля (чёткое соблюдение) приказов Аллаха, ибо обязанность для всех — верить в Аллаха и Его Посланника, и обязанность каждой общины — следовать тому, что приказал Пророк, ﷺ. Известно, что то, что было обязательным вначале, отличается от того, что стало обязательным после полного ниспослания Корана.

Поэтому, в отличие от тех, кто не знает об Исламе, те, кто знает о Коране, Сунне и их смысле, обязан укреплять иман. То есть, если человек внутренне и внешне уверовал в Аллаха, Посланника, ﷺ, и умер прежде, чем узнал о законах религии, то он умрёт верующим. Его обязанности и действия отличаются от имана того, кто знал исламские законы, верил в них и практиковал их. Иман этого человека полнее по причине обязательств и их выполнения. И действительно, то, что он выполнял в соответствии со своими обязательствами, есть более полный иман, и то, что он делал, также считается более полным.

Аллах говорит: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию» (5:3). В этом аяте слово «религия» относится к узакониванию обязанностей и запретов, но это не означает, что на каждом человеке лежит обязанность выполнять то, что приказано общине в целом. Передаётся в «Сахихе» Муслима и «Сахихе» аль-Бухари что Пророк, ﷺ, сказал о несовершенстве женщины в интеллекте и религии. И несовершенство в интеллекте сделало свидетельство двух женщин равным свидетельству одного мужчины, несовершенство же в религии связано с тем, что она не молится и не постится во время месячных. В действительности же это несовершенство не является несовершенством в выполнении того, что ей приказано, и поэтому она не будет за это наказана. Однако религия того, кому приказано молиться и поститься, и он выполняет это, более полная по сравнению с тем, кто имеет в религии несовершенство.

Второй способ увеличения имана заключается в полном и детальном исполнении. Для наглядности давайте сравним иман трёх людей. Первый полностью уверовал в то, с чем пришёл Посланник, ﷺ, и к чему призывал, но не заботился ни о том, что повелевал Посланник, ﷺ, ни о том, что он запрещал, не заботился о том, чтобы получать знания и поступать соответственно. Второй искал знания и получал эти знания и поступал соответственно. Третий получал знания, был знающим человеком и не поступал в соответствии с этими знаниями. На этих троих лежат одинаковые обязательства, однако тот, кто искал глубокие знания и поступал в соответствии с ними, имел более полный иман, чем тот, кто знал и верил, но не делал. Более того, тот, кто уверовал в послание, покаялся в своих грехах и боялся наказания, будучи верующим, лучше, чем тот, кто не стремился узнать о своих обязанностях, не боялся наказания, а, наоборот, был небрежен и неосторожен, хотя и уверовал в Мухаммада, ﷺ, как посланника Аллаха.

Соответственно, чем больше сердце знает, верит и выполняет приказы Аллаха и его Посланника, тем больше увеличивается иман этого человека.

Точно так же, если кто-то знает имена Аллаха и их значения и верит в них, его иман будет совершеннее имана того, кто не знает их, но верит в них в общем, или того, кто знает только некоторые. Следовательно, чем больше человек знает имён Аллаха, Его качеств и Его аятов, тем более совершенен его иман.

Третий способ заключается в различном восприятии знания и понимания разными людьми. То есть, некоторые люди обладают более сильным и прочным иманом и пониманием, чем те, чей иман подвержен сомнению. И действительно, это нечто, что пережил каждый из нас. Например, разные люди по-разному видят новолуние, чувствуют один и тот же запах, ощущают один и тот же вкус. Так же обстоит дело со знанием сердца и пониманием. Люди отличаются друг от друга — в своей вере в значения имён Аллаха и Его слов.

Четвёртый способ заключается в том, что понимание, требующее принятия сердцем, более полно, чем то, которое не требует этого. Поэтому знание, которое сопровождается делами, лучше, чем то, которое не сопровождается делами.

Предположим, два человека знали, что Аллах, Пророк, ﷺ, Рай и Ад — правда. Знание первого человека обязало его любить и бояться Аллаха, желать Рая и остерегаться Ада. А знание второго человека не привело его к этому. Таким образом, можно сказать, что знание первого человека полнее, чем знание второго. Потому как сила результата говорит о силе причины, и всё это вытекает из знания. Так, знание о том, что любимо, требует желать этого; а знание о том, что пугает, требует избегать этого. Однако отсутствие необходимого результата говорит о слабости причины или условий. Вот почему Пророк, ﷺ, сказал: «Тот, кому сообщили о чём-то, не похож на того, кто видит это сам». Пример тому следующий: когда Аллах сказал Мусе (мир ему), что его община поклоняется тельцу, он не бросил скрижали, но когда он воочию увидел, то сделал это. И это так не потому, что он сомневался в словах Аллаха, но потому, что человек, которому что-то сообщили, не воспринимает ситуацию так же, как если бы он сам её видел. Несомненно, лицезрение чего-либо даёт более чёткое понимание ситуации, и такое понимание лучше, чем любое другое.

Пятый способ заключается в участии сердца в таких чувствах, как любовь к Аллаху и Его Посланнику, страх и ожидание от Аллаха. Это является частью имана, что доказывается Кораном, Сунной и единогласным мнением праведных предков. В этом люди тоже отличаются друг от друга.

Шестой способ заключается в открытости и скрытности дел — всё это являются частью имана. И в этом люди также различаются друг от друга.

Седьмой способ заключается в важности поминания Аллаха, не проявляя при этом невнимательности, поскольку последняя препятствует совершенствованию знаний и восприятию. Умар ибн Хабиб, один из сподвижников, сказал: «Если мы благодарим и воздаём хвалу Аллаху, наш иман увеличивается. Однако если же мы пренебрегаем этим и забываем, наш иман уменьшается». Муаз ибн Джаббаль имел обыкновение говорить своим друзьям: «Давайте посидим часок и укрепим нашу веру». Аллах говорит: «И не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям, и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).

Также Он говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (51:55). В другом аяте: «И уклонится от него самый несчастный, который войдёт в Огонь величайший» (87:10-11). Таким образом, очевидно, что, чем больше человек вспоминает то, что уже знает, и применяет свои знания на практике, тем быстрее придёт к пониманию чего-то, чего он никогда не знал, как например, имён и аятов Аллаха. Это подтверждается следующей традицией: «Тот, кто практикует то, что знает, тому Аллах даст понимание того, чего он никогда не знал». И каждый верующий поймёт это сам.

В «Сахихе» аль-Бухари передаётся, что Пророк, ﷺ, сказал: «Поминающий Аллаха в сравнении с тем, кто не поминает Аллаха, словно живой человек в сравнении с мёртвым». Аллах говорит: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (8:2). То есть аяты Аллаха увеличивают их знание о том, чего они не знали, это подталкивает их применять новые знания и напоминает им о забытых ими вещах. Аллах говорит: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина» (21:53). То есть Коран является истиной. Аллах также говорит: «Неужели недостаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (41:53).

То есть в Коране Аллах выступает Свидетелем того, что Он говорит. Следовательно , верующие уверовали в это, и Он показал им Свои знамения в самых далёких местах на земле и в них самих, которые подтверждают сказанное в Коране. То есть эти знамения показывают, что Коран является Истиной.

Аллах говорит: «Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нём нет расщелин. Мы простёрли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху» (50:6-8). Поэтому эти знамения нужно наблюдать и отмечать, чтобы не быть слепым и невнимательным. К примеру, человек читает суру, предположим «аль-Фатиху», много раз, и каждый раз, когда он читает её, получает новые знания, которые в свою очередь укрепляют его восприятие и иман так, будто бы сура была ниспослана в этот самый момент. Таким образом, он верит в её смысл, и его знания и усердие увеличиваются.

Это должно быть понято каждому, кто читает Коран внимательно, в противоположность тем, кто читает его рассеяно. Следовательно, когда верующий совершает то, что ему приказано, он начинает осознавать эти приказы, в результате чего укрепляет свою веру. Следовательно, в этот момент в его сердце утверждается то, чего он не знал даже тогда, когда был правдив.

Восьмой способ заключается в том, что человек может отрицать или не верить во что-то, так как он не знал, что Посланник Аллаха, ﷺ, говорил и приказывал это. И если бы он знал, то не отрицал бы и принял это. Поскольку он принимает сердцем, что Пророк, ﷺ, говорит и приказывает только истину. Может случиться так, что, когда он слышит аят или хадис, или размышляет о них, или кто-то разъясняет ему их смысл, или ему становится известно о чём-то запретном, он входит в новое состояние понимания и утверждения веры. Это увеличивает его иман, потому как до этого он не считался неверующим, а просто был невежественным.

Такое происходит со многими верующими, которые по невежеству считают, что иман не нужно подтверждать делами, но когда они узнают истину, веруют. Многие, включая даже тех, кто разбирается в религиозных вопросах, могут иметь в своих сердцах много мелких вопросов, которые противоречат приказам Посланника Аллаха ﷺ.

Тем не менее, когда они узнают об этом противоречии, меняют своё мнение. Таким образом, тот, кто привносит нововведение или говорит что-то неверное относительно религии, и в то же время верит в Посланника или знает, что говорил Посланник Аллаха, и верит в это и не отворачивается от своей веры, считается невеждой, но не неверным. Из этого следует, что каждый, вводящий новшество с хорошими намерениями — следовать тому, с чем пришёл Посланник Аллаха, является одним из этой категории.

Таким образом, тот, кто знает о том, с чем пришёл Посланник Аллаха, ﷺ, и поступает в соответствии с этим, лучше того, кто совершает ошибку, осознавая это, и каждый, кто узнаёт истину, понимает, осознаёт свои ошибки и исправляет их, будет находиться в лучшем положении, чем раньше.

Шейх аль-Ислам Ахмад ибн Таймийя

Из книги «Китаб аль-Иман»

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика