Проповедница, ученая, муджтахида, но не имам
Что касается Шариата, то абсолютно допустимо назначить женщину в мечеть или исламский центр на одну из ответственных должностей для обучения и просвещения женщин-мусульманок в вопросах их религии. Из исламской истории нам известны примеры того, как женщины становились крупными учеными, проповедницами и даже муджтахидами (выносили самостоятельные заключения на основе Крана и Сунны) . Наиболее яркой из них была Айша (да будет доволен ею Аллах), жена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Вместе с тем следует помнить и ни на секунду не сомневаться в том, что, согласно Шариату, женщина не может возглавлять молитву мужчин и проводить пятничные проповеди (хутбы) в мечетях. В своем комментарии относительно этой проблемы, видный мусульманский ученый и известный проповедник шейх Абд уль-Халик Хасан аш-Шариф начинает с пояснения смысла слова «имам».
«Значение слова «имам» заключается в том, что этот человек возглавляет мусульман в молитве, включая и чтение пятничных проповедей в мечети. Если женщина не занимается этими двумя вещами, то и называть ее «имамом» будет неверно. Она в таком случае является проповедницей, осуществляющей исламский призыв «даават» и наставницей женщин-мусульманок», — утверждает аш-Шариф.
«При этом, — продолжает аш-Шариф, должно быть предельно ясно, что для того, чтобы быть проповедником, не обязательно быть мужчиной. Напротив, любой мусульманин и любая мусульманка, обладающие знаниями о своей религии, одинаково обязаны вести призыв к Исламу и распространять знание о нем и его понимание».
Того же мнения придерживается и ученый «Аль-Азхара» Ваиль Абд уль-Мутааль аш-Шихаб, который призывает не поддаваться на провокации антиисламских СМИ и журналистов, не раздувать необдуманно инициированные ими провокации и скандалы и не играть им на руку, не разобравшись, о чем конкретно идет речь. Если речь не идет о том, что женщина претендует на роль имама в мужской молитве, но всего лишь работает в мечети наставницей и проповедницей среди женщин, называть ее «имамом» не стоит, чтобы не вносить еще большей путаницы в умы.