Мусульманка

Женщины и мечети: Борьба женщин за право быть услышанными в мечети

Снимок экрана 2014-02-04 в 15.35.25Текст: Сафия Рават

14 января 2014 года

Две мусульманки заходят в мечеть (нет, это не начало очередной хромой шутки). Обе сестры присоединяются к молитве, наслаждаясь мелодичным чтением имама, что доносится из громкоговорителя – единственного средства коммуникации с мужским залом, где стоит имам и проводит молитву. Они опускаются на колени и касаются лбами земли.

Проходит время и одна сестра начинает задаваться вопросом, почему земной поклон, который обычно длится не более 10-30 секунд, сейчас продолжается уже вторую минуту. Да, она успела насладиться дополнительным временем, сделав необходимые ду’а, но целых две минуты?

Наконец имам произносит «Аллах Велик», знак для людей выпрямиться после совершения земного поклона. Сестра поднимает свою голову и, к своему удивлению, видит, что подруга справа уже стоит в молитве, в то время как женщина слева все еще сидит!

Вспыхивает паника, со всех сторон сестры начинают делать торопливые движения, пытаясь догнать, где, по их мнению, находится имам в своей молитве. После следующих двух мучительных минут тишины, прерываемых лишь неподвижностью, из громкоговорителя слышится «Да снизойдут на вас мир, милость и благоденствие Аллаха!», сигнализируя конец молитвы.

Сестры встают, завершив еще одну попытку чтения молитвы в мечети, при этом все время не покидает сомнение в действительности самой молитвы.

За непрозрачной, непреступной перегородкой, что отделяет верующих мужчин от верующих женщин, никому нет дела до «технических трудностей». Так или иначе, нет никого, кому можно пожаловаться; ни имам, ни администрация мечети не видят женщин за столь неприступной стеной.

Сегодня такая ситуация наблюдается в большинстве мечетей США и по всему миру и, к сожалению, находится на ступень выше положения стран, в мечетях которых еще даже не выделены залы для женщин.

Перегородка

Перегородка может быть всех форм и размеров, начиная от отдельной комнаты до занавесок и надуманных экранов. Какая бы не была форма, цель всегда одна – держать женщин и мужчин вне поля зрения друг друга. Конечно, это то, чего наш дорогой Пророк (мир ему и благословение) хотел бы, верно?

Как ни удивительно… нет.

Широко распространенная практика, сомнений нет, но по иронии судьбы не совсем соответствует примеру, который подавал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Если бы вы оказались в мечети Пророка в Медине 1400 лет назад, вы бы не нашли физического барьера, разделяющего мужчин от женщин. Об этом свидетельствуют многие хадисы, в том числе, когда в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) один из его сподвижников советовал женщинам подождать некоторое время, оставаясь склоненными в земном поклоне, чтобы у мужчин, молящихся перед ними, было время встать и женщины не увидели мельком их половые органы; у некоторых мужчин не было средств для приобретения длинной одежды, которая бы полностью покрывала их тела во время земного поклона (Сахих Муслим, том 441, книга 4, хадис 149).

Это ясно указывает на то, что не было никаких перегородок, мужчины были в поле зрения женщин. Конечно Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мог соорудить завесу или невысокую стену из грязи, чтобы сберечь свою общину от этого неловкого момента, но он этого никогда не делал.

В другом хадисе говорится, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ждал некоторое время после окончания молитвы, тем самым давая женщинам время покинуть мечеть первыми, чтобы избежать образования пробок у выхода, где мужчины и женщины могли столкнуться друг с другом (Сахих Бухари, том 1, книга 12, хадис 809). Это еще один признак того, что представители обоих полов входили, молились и покидали одно и то же помещение мечети.

И наконец, известная каждому мусульманину история о женщине, которая оспорила сподвижника Пророка и второго халифа Умара (да будет доволен им Аллах), когда он читал проповедь в мечети про приданое. У нее был микрофон, который бы позволил ей задать вопрос?

Конечно, нет: она говорила с того места, где сидела – за скоплением мужчин, от которых никаким заграждением не была отделена, причем сидела к ним достаточно близко, чтобы быть услышанной.

Я знаю, о чем вы думаете. Эти мужчины и женщины были сподвижниками Пророка, воплощавшими в себе высоты веры и нравственности, о достижении которых мы не смеем и мечтать. Мы не такие, как они, и не можем надеяться, что к нам будут относиться, как к ним. Действительно, это были лучшие из женщин и мужчин, но означает ли это, что они были свободны от искушений? Ответом будет уверенное “Нет”. На самом деле один из сподвижников Пророка признался, что поцеловал женщину, которая не была ни его женой, ни родственницей (Сахих аль-Бухари, том 1, книга 10, хадис 10). Более чем один признались в прелюбодеянии и блуде (Сахих аль-Бухари, том 7, книга 63, хадис 196). Они все были людьми; им, как и сегодняшним мусульманам, были присущи темные черты, но все же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не прибегал к возведению стен для поддержания благочестия. Если мы верим, что в каждом его действии есть мудрость, то почему мы отклоняемся от его примера в данной ситуации?

Кто-то скажет, что на сегодняшний день заграждения все же необходимы. Наши мужчины не опускают свой взгляд, а женщины не одеваются, как подобает! К этим людям я обращаюсь и спрашиваю, как мы можем препятствовать своим проступкам и укреплять нравственность в мечети, разделенной стеной? В конце концов, имам должен заметить бесцеремонный взгляд мужчины или нескромное одеяние женщины, чтобы исправить их ошибку.

Некоторые мужчины возражают, говоря, что для женщин в мечети должно быть организовано отдельное пространство, потому что дамские секции шумные и беспорядочные. Я согласна. В них вы найдете женщин, болтающих по сотовому телефону, и детей, носящихся по всему помещению. Но, может, эта несдержанность возникает из-за недостаточного присутствия имама? Имам, которого слушатель может видеть, создает чувство осознанности и ответственности за свое поведение.

Конечно, эффект заграждения, барьера между мужчинами и женщинами не распространяется только на молитвы. Он стоит на пути любой мусульманки, полностью погруженной в жизнь своей общины, когда она не имеет возможности присоединиться к послемолитвенной беседе, поднять руку, чтобы добровольно войти в состав комитета, встать и сделать пожертвование во время сбора денег, она остается на заднем плане, в тени. Мы сами ослабляем себя, притворяясь, что проблем не существует.

Я считаю, что корень проблемы – не заграждение само по себе (нельзя отрицать, что некоторым женщинам по душе уединение, которое оно дает, позволяя им беспрепятственно отдыхать или даже нянчить детей), но, скорее, отсутствие выбора. Нас никто не спрашивает, нравится ли нам находиться отдельно от имама. Мужчины считают, что такое положение вещей предпочли сами женщины. Конечно, как они могли спросить у нас… когда существует непреступная перегородка.

Итак, к чему мы приходим? Несколько прогрессивных мечетей нашли решение в многофункциональных перегородках. Мечеть Нуэсес в Остине, штат Техас, установила подвижную штору, которую женщины могут опустить когда и как им будет угодно. В мечети ISNA (Миссиссога, Канада) поставили перегородку высотой по грудь, чтобы женщины видели имама и могли быть услышанными. Есть такие, где ставят перегородки, скрывающие половину женского зала: те, кто предпочитают полное разделение, могут стоять за ней, не желающие этого остаются в открытой части.

В конечном счете, выход заключается не в том, чтобы выбрать одну из альтернатив, а в том, чтобы общество поощряло обсуждение заграждения, преграды как таковых, обсуждение, в котором женщинам предоставлялся бы шанс озвучить свои чувства по поводу стены, с которой они каждый день сталкиваются.

Сафия Рават, ранее писавшая для Houston Chronicle – крупнейшей ежедневной газеты Техаса –- сейчас работает журналистом-фрилансером и в настоящее время наслаждается увлекательным изучением ислама в Международном исламском университете Малайзии со своим мужем.

Перевод Раушания Гафиева

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика