Вопрос-Ответ

Аурат женщины. Детальный разбор вопроса

8YiH0Wszp8EВопрос: Не могли бы Вы подробно разъяснить, что входит в аурат женщины перед махрамами, мусульманками и немусульманками? Будет большая польза, если Вы охватите в своём ответе различные ситуации, так как среди людей возникает путаница в этом вопросе.

Ответ: Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к уверовавшим – на том!

В Исламе сокрытие наготы (аурат) имеет огромное значение, как для мужчин, так и для женщин, так как в Коране и Сунне сделан явный акцент на необходимость этого. Существует множество книг по фикху, в которых детально разбираются вопросы, связанные с сокрытием аурата, как мужчины, так и женщины. В этой краткой статье я попробую раскрыть понятие «аурат» в отношении женщины и рассмотреть его подробнейшим образом.

«Аура» – это арабский термин, который во множественном числе звучит как «аурат». Языковое значение этого термина – «скрытое тайное место», а ауратом человека является то, что он должен скрывать от других. Это относится ко всему, обнажение чего вызывает стыд, следовательно, ауратом человека являются все части тела, обнажение которых (как правило) вызывает у него смущение (Ибн Манзур, Лисан аль-Араб, 9/370).

В терминологии фикха, ауратом называют те части тела, которые должны быть как следует скрыты одеждой. На русский язык это слово обычно переводится как «нагота», либо «часть тела, которая должна быть скрыта». Некоторые люди (как правило, из Индии и Пакистана) обозначают это понятие словом «сатар». Во избежание путаницы в этой статье мы будем использовать слово «аурат», ИншаАллах.

Аурат женщины

В общем, аурат женщины можно разделить на два вида:

1) Во время молитвы;

2) Вне молитвы.

Последний, в свою очередь, делится ещё на несколько подвидов:

а) В одиночестве;

б) Перед мужем;

в) Перед другими мусульманками;

г) Перед мужчинами, которые являются махрамами (родственниками, за которых запрещено выходить замуж);

д) Перед мужчинами, которые не являются махрамами;

е) Перед немусульманками;

ж) Перед мужчинами-немусульманами, которые являются махрамами.

1) Аурат во время молитвы (салят)

По мазхабу имама Абу Ханифы в аурат женщины в молитве входит всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Всевышний говорит:

«О дети Адама! Облачайтесь в свои прекрасные одеяния (зинат) всегда и везде, когда совершаете молитву» (Сура аль-Араф, 31).

На основе этого аята (а также других доказательств) большинство сподвижников, да будет доволен им Аллах, их последователей (табиун), факихов и толкователей Корана сделало вывод, что сокрытие аурата в молитве является обязательным (См. Абу Бакр ибн аль-Араби, Ахкям аль-Куран, 4/205, Мариф аль-Куран (англ.), 3/565).

Госпожа Айша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не принимает молитву женщины, у которой бывает менструация (т. е. она достигла половой зрелости), если на ней нет головного покрывала (химар)» («Сунан» Абу Дауда, №641, «Сунан» Тирмизи, «Сунан» Ибн Маджа и др.).

Великий ханафитский факих имам аль-Хаскафи, да смилуется над ним Аллах, в своей знаменитой работе «Дурр аль-Мухтар» говорит: «В аурат свободной женщины (т. е. не рабыни) входит всё её тело, включая, согласно самому верному мнению, волосы; исключение составляют лицо, кисти рук… и стопы». (См.: Радд аль-Мухтар, 1/405).

Следовательно, женщине надо как следует закрывать своё тело для исполнения намаза. Всё, кроме лица, кистей рук и стоп, должно быть закрыто. Необходимо покрыть голову так, чтобы не было видно ни одного волоска – только овал лица. Также следует позаботиться о том, чтобы запястья и щиколотки были полностью закрыты.

Необходимо помнить, что закрывать аурат для совершения намаза необходимо вне зависимости от того, находится молящаяся в одиночестве или нет, а также от того, в темноте совершается намаз или при свете (Мараки аль-Фалях, 210).

Стопы, согласно самому верному мнению, частью аурата не являются. Тем не менее, в силу того, что по этому вопросу существует разногласие, предпочтительнее будет закрывать стопы из предосторожности, этот момент будет подробно разъяснён далее.

Что касается участка под подбородком, то следует помнить, что границы лица в длину – от линии роста волос на голове до низа подбородка, в ширину – участок между мочками ушей (Мараки аль-Фалях, с. 58).

Если принять во внимание границы лица, становится ясно, что область ниже кончика подбородка в лицо не входит, а, следовательно, относится к аурату, и её необходимо закрывать. Тем не менее, ввиду того, что возможны трудности с закрытием этой области, не страшно, если небольшая её часть откроется.

В заключение (в этом разделе) нужно отметить, что аурат должен быть закрыт до начала намаза и оставаться закрытым на протяжении всей молитвы. Если четверть части тела/органа, что подлежит сокрытию, не будет закрыта до начала намаза, то намаз с самого начала будет недействителен. Если во время исполнения намаза обнажится одна четвёртая часть органа, который входит в аурат, и она не будет вновь закрыта в течение периода времени, за который можно трижды произнести «СубханАллах», намаз становится недействительным; если она будет вновь закрыта раньше истечения этого времени, намаз действителен (См.: Мараки аль-Фалях, с. 242).

Примечание: Следует уточнить у алима, как правильно определить границы частей тела. Иногда человек рассматривает какой-то орган как одну часть, а с точки зрения фикха (мусульманское право), этот орган принимается за две части.

2) Аурат вне молитвы

a) Аурат в уединении

Согласно ханафитскому мазхабу, необходимо (ваджиб) (по другому мнению, желательно) закрывать область от пупка до колен, даже находясь в уединении. Исключения составляют случаи, когда человек обнажает аурат по необходимости, например, чтобы принять душ, сходить в туалет или переодеться. Но даже в этих ситуациях рекомендуется обнажать как можно меньше аурата.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Скромность – часть веры (иман)» («Сахих» аль-Бухари и «Сахих» Муслима).

Яла ибн Умайя передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину, Аллах скромный и сдержанный, и Он любит скромность и сдержанность. Когда кто-то из вас моется, пусть укроет себя» («Сунан» Абу Дауда, «Сунан» Насаи и «Муснад» Ахмада). Находясь в уединении, рекомендуется поступать в соответствии с этим повелением.

Имам аль-Хаскафи, да будет доволен им Аллах, в «Дурр аль-Мухтар» говорит:

«(И сокрытие аурата), согласно самому верному мнению, является обязанностью, даже когда ты один, если нет веской причины для обратного».

Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, комментируя приведённые выше слова, пишет в своём «Радд аль-Мухтар»:

«(Слова аль-Хаскафи: «…даже когда ты один…» –) означают: по единогласному мнению учёных, вне молитвы необходимо скрывать от других свой аурат, и, согласно правильному мнению, делать это нужно, даже когда вокруг никого нет…»

В данном контексте под сокрытием аурата в одиночестве вне молитвы явно подразумевается сокрытие области от пупка до колен, то есть даже женщине необязательно закрывать больше (когда она одна), хотя перед другими людьми ауратом являются и другие части её тела.

(Слова аль-Хаскафи: «…согласно самому верному мнению…» –) несмотря на то, что Всевышний видит нас одетыми так же, как и раздетыми, Он видит, что не одетые люди склонны к оставлению хороших манер, а одетые – к соблюдению. Придерживаться хороших манер обязательно всегда, когда для этого есть возможность.

(Слова аль-Хаскафи: «…если нет веской причины для обратного…» –) Например, когда идёшь в туалет или моешься (истинджа) (См: Радд аль-Мухтар, 1/405, матлаб фи сатр аль-аура).

Следовательно, (согласно верному мнению), женщина даже в уединении должна укрывать своё тело от пупка до колен (включительно), кроме отдельных случаев, например, когда принимает душ, идёт в туалет, переодевается и т. п.

б) Аурат перед мужем

В принципе, супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга. Таким образом, можно сказать, что перед мужем аурата не существует (здесь делается исключение из правила о закрытии аурата даже в уединении).

Тем не менее, учёные упоминают, что, хотя супругам и дозволено смотреть на любые части тела друг друга, нежелательно обнажаться полностью. Будет достаточно покрывала или простыни поверх обнажённого тела.

Саййида Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я никогда не видела половых органов Посланника Аллаха (мир ему и благословение) » («Сунан» Ибн Маджа, хадис №662).

в) Аурат перед другими мусульманками

Аурат женщины перед другими мусульманками такой же, как аурат мужчины перед другими мужчинами, то есть от пупка до колен включительно.

В «Аль-Хидая» сказано: «Женщине дозволено видеть те части тела другой женщины (мусульманки), которые дозволено видеть мужчине у другого мужчины, потому что они одного пола и между ними, как правило, отсутствует половое влечение (шахва)… А также из-за возникающей необходимости открывать своё тело друг перед другом» (См: аль-Маргинани, Аль-Хидая, 4/461).

Таким образом, перед другими мусульманками женщина должна закрывать своё тело от пупка до колен включительно.

г) Перед мужчинами, которые являются махрамами (родственниками, за которых запрещено выходить замуж)

Аурат женщины перед махрамами (мужчинами, вступать в брак с которыми запрещено) – это область от пупка до колен плюс живот и спина. К махрамам относятся: отец, брат, сын, дядя по отцовской линии (брат отца), дядя по материнской линии (брат матери), свёкор, внук, сын мужа (от другого брака), зять (муж дочери) и т. д.

Таким образом, женщине дозволено обнажать перед мужчинами из числа махрамов следующие части тела: голову, волосы, лицо, шею, грудную клетку, плечи, руки (полностью) и ноги ниже коленей. Запрещено открывать перед ними живот, спину и область от пупка до колен (См.: «Аль-Фатава аль-Хиндиййа», 5/328 и «Аль-Хидая», 4/461).

Это шариатское решение основано на аяте из суры «Ан-Нур»: «Они (верующие женщины) не должны являть свои красоты ни перед кем, кроме своих мужей, отцов, отцов своих мужей, своих сыновей, сыновей своих мужей, своих братьев, сыновей своих братьев, сыновей своих сестёр и своих женщин…» (24-31).

Кроме того, махрамам дозволено прикасаться к тем частям тела, которые разрешено открывать перед ними, но при условии, что нет опасности возникновения страсти и влечения.

Имам аль-Кудури, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет греха в прикосновении к тем частям тела, на которые дозволено смотреть» («Мухтасар» аль-Кудури).

Тем не менее, следует помнить, что если есть вероятность фитны, становится запретным обнажать данные части тела даже перед махрамами, а также прикасаться к ним (См: Аль-Любаб фи Шарх аль-Китаб, 3/218).

д) Перед мужчинами, которые не являются махрамами

Аурат перед мужчинами-немахрамами, к которым относятся двоюродный брат, муж сестры, муж сестры отца, муж сестры матери, дядя мужа, племянник мужа и т. д., включает в себя всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Аурат перед ними такой же, как во время молитвы.

Имам аль-Маргинани, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мужчине запрещено смотреть на тело женщины из немахрамов (так как это аурат – примечание автора), кроме её лица и кистей рук, ведь Всевышний сказал: «Женщины не должны являть своих красот, кроме того, что явно» («Ан-Нур», 31). Сподвижник Али и сподвижник Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах, сказали, что в этом аяте речь идёт о руках и лице… Это доказательство запретности взгляда на стопы женщины (так как они часть аурата – примечание автора), но имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, сказал, что дозволено смотреть на стопы женщины по необходимости» (Аль-Хидая, 4/458).

Имам ат-Тумурташи, да будет доволен им Аллах, в «Танфир аль-Абсар» говорит: «Аурат женщины включает в себя всё её тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Кроме того, не следует ей открывать лицо перед мужчинами, если это может ввести в искушение (фитна)».

Таким образом, аурат женщины перед мужчинами-немахрамами – всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп.

Следует отметить, что есть разница между вопросом аурата и вопросом никаба (паранжа) и хиджаба. Многие люди, из-за своей неспособности разграничить два эти вопроса, в той или иной степени оказываются жертвами неправильного толкования исламского Закона.

Лицо, по мнению учёных, не является частью аурата, тем не менее, как мы уже поняли из слов имама ат-Тумурташи, сокрытие лица становится обязательным, если есть опасность искушения и побуждения к греху. Ибн Абидин сказал: «(Для молодой женщины лучше не открывать лицо) не потому, что это аурат, а скорее (из-за страха стать искушением)» (Радд аль-Мухтар, 1/406).

Здесь мы говорим только на тему аурата, а не о никабе и хиджабе. Вопрос о необходимости или отсутствии необходимости закрывать лицо мы пока оставим.

Также стоит отметить, что, хотя фетва в ханафитском мазхабе состоит в том, что стопы не входят в аурат, в мазхабе есть и другое сильное мнение (которое соответствует мнению других мазхабов, например, шафиитского), согласно которому стопы – часть аурата, и их нужно закрывать. Таким образом, если женщина не будет закрывать свои стопы, с точки зрения фикха, греха на ней нет, но из предосторожности желательно всё же закрывать их.

Кроме того, (согласно фетве ханафитского мазхаба) открывать дозволено только область до щиколоток. Всё, что выше щиколоток, однозначно входит в аурат. Многие женщины носят покрывало, бурку, джильбаб, которые в принципе закрывают щиколотки, но во время ходьбы (особенно в ветреную погоду, а также когда они сидят в машине или выходят из неё) у них открывается часть ноги, а это является грехом, ведь обнажённой оказывается часть тела, которая, по единогласному мнению, входит в аурат.

Поэтому нужно особо подчеркнуть необходимость сокрытия стоп. Закрывать стопы – это так же важно, как закрывать лицо, если не более, потому что лицо в аурат не входит, а стопы, согласно сильному мнению в ханафитском мазхабе (и фетвам других мазхабов) являются ауратом.

Те, кто призывает к обязательному сокрытию лица (я не выступаю против них), должны обратить внимание и на то, что закрывать стопы не менее важно. Иногда большой акцент делается на важность сокрытия лица, в то время как у женщины во время ходьбы открывается часть ноги выше щиколотки, а понимание, что это грех, при этом отсутствует.

е) Аурат перед немусульманками

Строго говоря, аурат женщины перед немусульманками такой же, как перед мужчинами-немахрамами, то есть всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп.

В суре «Ан-Нур», которую мы процитировали выше, перечислено, перед кем женщине дозволено показывать свою красоту. Эти люди (как уже было сказано выше) относятся к категории родственников «махрам» (мужчины, за которых запрещено выходить замуж). Также в этом аяте Аллах упоминает «их женщин» («Ан-Нур», 31), показывая, что женщина должна снимать покрывало только перед своими женщинами, но не перед чужими.

Толкователи Корана разошлись во мнениях по поводу смысла этого аята. Имам Фахруддин ар-Рази, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Есть два мнения относительно смысла слов Всевышнего «и своих женщин».

Первое мнение заключается в том, что речь идёт о женщинах, которые следуют той же религии (дин), то есть о мусульманках. Этого мнения придерживалось большинство праведных предков (саляф). Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Верующей мусульманке запрещено снимать покрывало перед немусульманкой, ей разрешено открывать только то, что можно открывать перед немахрамами…» Сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, писал Абу Убайде ибн аль-Джараху, да будет доволен им Аллах, чтобы немусульманкам запретили посещать те же бани (хаммам), куда ходили мусульманки.

Второе мнение заключается в том, что эти слова относятся ко всем женщинам (то есть мусульманка может снимать покрывало перед любой женщиной). Это мнение принято нами, а мнение праведных предков основано на превосходстве (истихбаб)» (См.: Тафсир аль-Кабир, 8/365).

Как мы видим, имам ар-Рази, да будет доволен им Аллах, принял вторую точку зрения, согласно которой женщине дозволено открывать перед немусульманками столько же, сколько перед мужчинами-махрамами.

Тем не менее, многие учёные придерживаются первой точки зрения, и это мнение ханафитского мазхаба по данному вопросу. Имам аль-Хаскафи, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Согласно верному мнению, неверующая женщина подобна мужчине из немахрамов. Следовательно, ей запрещено смотреть на тело мусульманки» (Радд аль-Мухтар, 6/371).

Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, поясняет: «Не разрешается мусульманке снимать покрывало перед иудейкой, христианкой или атеисткой, если только они не невольницы… Кроме того, нежелательно, чтобы грешница (фасика) видела тело благочестивой женщины, потому что она может описать его мужчинам, поэтому не следует снимать покрывало (джильбаб) и платок (химар)».

Из слов Ибн Абидина очевидно, что снимать покрывало перед немусульманками запретно главным образом из-за того, что они могут описать внешность мусульманки посторонним мужчинам. Если подобная опасность может исходить и от нечестивой мусульманки, то перед ней тоже не следует снимать покрывало.

Итак, аурат мусульманки перед немусульманками включает в себя всё тело, кроме лица, кистей рук и стоп. Следовательно, женщине следует закрывать своё тело перед немусульманками, насколько это возможно. Тем не менее, учёные говорят, что в затруднительных ситуациях дозволено открыть перед немусульманками часть тела.

Шариатское решение относительно сокрытия аурата перед немусульманками не такое строгое, как в остальных случаях, потому что, во-первых, между учёными на этот счёт существует разногласие, а во-вторых, бывают ситуации, когда крайне сложно оставаться покрытой перед другими женщинами. Великий толкователь Корана имам аль-Алуси, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Это мнение (о необязательности покрытия перед немусульманками) сегодня более соответствует нашему времени, потому что не открывать аурат перед ними практически невозможно» (Рух аль-Маани).

В заключение следует сказать, что мусульманке не следует снимать покрывало перед немусульманкой, насколько это возможно, особенно, если есть вероятность, что немусульманка может описать её посторонним людям. Кроме того, в наше время чрезвычайно распространились такие фитны, как лесбиянство, что лишний раз говорит о том, что мусульманкам следует проявлять осторожность в общении с немусульманками. Тем не менее, если полностью покрыться сложно, женщине дозволено в качестве послабления открыть часть аурата, но как можно меньше.

ж) Перед мужчинами-немусульманами, которые являются махрамами

Что касается аурата женщины перед махрамами, которые не являются мусульманами, например, перед отцом, братом, сыном и т. д., мне не удалось найти шариатского решения на этот счёт в ханафитском мазхабе.

Тем не менее, наиболее вероятным ответом будет, что махрамы, не являющиеся мусульманами, находятся в том же положении, что и другие махрамы, то есть женщине дозволено открывать перед ними все части тела, кроме области от пупка до колен, а также живота и спины при условии, что нет опасности искушения (фитны).

Для этого есть две причины:

Во-первых, в аятах Корана и высказываниях учёных (факихов) о махрамах упоминается обобщённо, то есть не проводится граница между мусульманами и немусульманами. Коран дозволяет женщине открывать аурат (в той степени, как было описано выше) перед отцом, братом, сыном и т. д., при этом не ставится условием, что они должны быть мусульманами.

Во-вторых, факихи ясно указывают на то, что сопровождать женщину во время пути в Мекку для совершения Хаджа может, в том числе, и махрам, не являющийся мусульманином.

Имам аль-Хаскафи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Женщина может отправиться в Хадж со своим мужем или махрамом, даже если он (махрам) раб или немусульманин, или (считается махрамом) из-за того, что они молочные брат и сестра. Он должен достичь половой зрелости и быть разумным, а мальчик, который близок к достижению половой зрелости, считается в этом случае достигшим её, но это не относится к огнепоклонникам, распутным и нечестивцам».

Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, поясняет: «Причина, по которой путешествие с махрамом из числа огнепоклонников запрещено – в том, что они (огнепоклонники) считают брак с близкими родственниками дозволенным» (Радд аль-Мухтар, 2/464).

Имам аль-Касани, да будет доволен им Аллах, сказал: «Махрам – это тот, с которым брак навсегда запрещён… вне зависимости от того, свободный он или раб, потому что рабство – не преграда для близкого родства (махрамийя), и вне зависимости от того, мусульманин он, немусульманин или атеист (кяфир), потому что махрам-немусульманин, как правило, оберегает женщину, но это не относится к огнепоклонникам, потому что они считают брак с ней дозволенным» (Бадаи ас-Санаи, 2/124).

В «Фатх аль-Кадир» сказано: «Женщине дозволено путешествовать с любым махрамом, кроме огнепоклонника, потому что он считает брак с ней дозволенным» (Ибн аль-Хумам, Фатх аль-Кадир, 2/422).

В шафиитском мазхабе есть текст, где ясно сказано о дозволенности снятия покрывала перед махрамом-немусульманином. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Запрещено смотреть на часть тела близкого родственника (махрам) между пупком и коленями; на все остальные части тела смотреть дозволено при условии, что это не сопровождается страстью (шахва). Это касается даже немусульманина, потому что близкое родство (махрамийя) делает брак запрещённым, так что они в этой ситуации подобны двум женщинам или двум мужчинам» (Тухфат аль-Мухтадж аля аль-Минхадж).

Таким образом, женщине дозволено открывать своё тело перед махрамами из числа немусульман, кроме области от пупка до колен, спины и живота, но при соблюдении двух условий:

1) Отсутствие страсти (шахва) и страха поддаться искушению (фитна), особенно в наше время, когда инцест среди немусульман стал обыденным явлением.

2) Близкий родственник-немусульманин не должен быть из тех, кто верит, что брак с близкими родственниками дозволен.

В заключение, мне хотелось бы обозначить три важных пункта в нашей теме:

Во-первых, необходимо помнить, что все части тела, которые подлежат сокрытию (в различных ситуациях, описанные выше), должны быть скрыты свободной непрозрачной одеждой. Одежда не должна прилегать к телу так, что становятся видны его очертания, а также не должна быть прозрачной настолько, чтобы стало возможным различить цвет кожи. Если эти условия не соблюдены, то аурат не считается должным образом закрытым.

Имам аль-Хаскафи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Одежда, которую можно считать закрывающей аурат – та, которая не просвечивает».

Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, поясняет: «(Которая не просвечивает) означает, что через неё нельзя увидеть цвет кожи. Тонкая или прозрачная одежда исключается… Тем не менее, если ткань настолько плотная, что нельзя различить цвет кожи, но плотно прилегает к телу, это не делает намаз недействительным… Хотя смотреть на эту часть тела не дозволено» (См.: Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар, 1/410).

Из этого комментария Ибн Абидина ясно, что, если во время намаза видна кожа, он становится недействительным.

Ношение облегающей одежды, в свою очередь, не делает намаз недействительным, но этого всё равно необходимо избегать.

Во-вторых, если существует вероятность спровоцировать страсть (шахва) или искушение (фитна), становится обязательным для женщины закрываться полностью даже в тех описанных выше случаях, когда снимать покрывало формально дозволено. Женщина может сама определить, как поступить, судя по ситуации.

В-третьих, дозволено открывать часть аурата в случае крайней необходимости, например, для получения медицинской помощи. Особое внимание нужно обратить на то, что открывать дозволено только ту область, которая непосредственно нуждается в лечении. Если необходимо лечение половых органов, обязательно чтобы это сделал врач того же пола. Если же такой возможности нет, дозволено обратиться за медицинской помощью к специалисту противоположного пола, но это должно быть сделано с соблюдением всех норм и правил Шариата.

Алляма Ибн Абидин, да будет доволен им Аллах, сказал: «Врачу мужского пола дозволено с целью оказания помощи смотреть на поражённую болезнью часть тела женщины при условии, что в этом действительно есть необходимость и открыта только та область, которая нуждается в лечении. Если в лечении нуждаются половые органы, то его (лечение) должна осуществить женщина, потому что во взгляде человека того же пола меньше вреда» (Радд аль-Мухтар, 5/261).

Мы подробно рассмотрели тему аурата женщины. Границы аурата могут варьироваться в зависимости от ситуации, а также по отношению к разным людям. Основная идея всего этого в том, что религия Ислам учит своих последователей вести такую жизнь, в которой не будет места пороку и распущенности в каком бы то ни было виде. Это — основа здорового чистого общества. Да наставит нас всех Всевышний на прямой путь и даст нам способность следовать установлениям Шариата наилучшим образом, чтобы Он был доволен нами!

А Аллах знает лучше!

Автор Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари

Комментарии

Популярное

Наверх
Яндекс.Метрика